Новостью 2004 года явилось открытие в консерватории
курсов "Музыкальный критик-журналист средств массовой информации и
редактор радио и телевидения", "Музыкальный лектор". Это -
дополнительное к высшему образование, которое для студентов композиторско
- музыковедческого факультета предоставляется бесплатно. Для студентов
остальных факультетов и людей «со стороны» – на хозрасчетной основе. Изучаются
такие предметы, как теле- и радиожурналистика, редактирование телепрограмм,
риторика, культура речи, музыкальная критика, массовая музыкальная культура, основылекторского мастерства и многие другие предметы.
Лекции и практикумы проводят как преподаватели консерватории: О.В.Соколов,
В.Н.Сыров, В.Б. Валькова, так и специально
приглашенные специалисты: кандидат политических наук, ведущий журналист
Нижегородского телевидения Е.И. Кузнецова (тележурналистика, редактирование TV
программ), главный редактор художественных программ нижегородского радио М.Ю. Метелёва (радиожурналистика, риторика, культура речи).
Первые полгода начитываются теоретические курсы лекций, на которых подробно
изучаются основы журналистской работы, анализируются передачи, пишутся
сценарии. На второй год ведется практическая работа на радио, создание
собственных радио- и теле-программ.
Мы расскажем, чему учат на курсе "Музыкальный
критик–журналист", что является плюсами и минусами дополнительного
образования. Мы - это первые слушатели данного курса.
Почти каждый ребенок уже с первого класса слышит от
своих родителей: «Учись хорошо, иначе в институт не поступишь!» И
действительно, большинство молодых людей стремятся сразу же после школы,
училища или техникума получить образование в ВУЗе. Такое массовое стремление
иметь диплом о высшем образовании обусловлено не только тем, что это престижно,
но и тем, что в дальнейшем открывается перспектива найти хорошее рабочее место.
Шансы человека на приличное трудоустройство повышаются в несколько раз, если он
в процессе обучения овладел
более чем одной специальностью. Существует
множество государственных программ с сокращенным сроком обучения для студентов
старших курсов высших учебных заведений и лиц, имеющих высшее профессиональное
образование, которые позволяют освоить еще одну профессию. Конечно,
возможностей учиться масса, но, как это ни печально, студенты консерватории,
желающие получить дополнительное и, по возможности, выходящее за рамки узкого
круга музыки образование до недавнего времени находились в не самом выигрышном
положении. Перечень специальностей с сокращенным сроком обучения, которые могут
изучать люди на базе консерваторского образования, не так велик. Вот примерный
список: баклавр психологии (3 года), музеолог (3 года), филолог-преподаватель, историк-
преподаватель (2-3 года), юрист (4 года), журналист (3 года). Наверное, мало
кто будет оспаривать тот факт, что большинство из перечисленных профессий -
далеко не самые востребованные, а те, которые привлекают внимание - не самые
дешевые, что тоже немаловажно. Но даже те консерваторцы, которые горят желанием
получить второе высшее образование, потратив на него, как и на первое, те же
пять лет, могут особо не обольщаться. В большинстве институтов требуется знание
общеобразовательных предметов (таких как алгебра, физика, информатика и т.д.),
которые, как известно, далеко не во всех музыкальных училищах проходят, а если
и проходят, то на уровне, не позволяющем претендовать на престижную техническую
специальность. К счастью, в феврале 2004 года ситуация изменилась. На
факультете дополнительного образования открылись специализации «Музыкальный
критик, журналист-редактор радио и телевидения». Не правда ли, заманчиво? На
вопрос, почему пошли учиться, студенты отвечали: «Это интересно», Это
перспективно», «Это востребовано». Конечно, упускать такую возможность не
стоит, тем более, что многим предоставляется возможность учиться бесплатно. На
это стоит обратить внимание тем студентам консерватории, кто сомневается, что
музыка - это та сфера, с которой будет связана вся дальнейшая жизнь. К тому же,
если есть шанс освоить как можно больше специальностей, - не стоит его
упускать, ведь одна специальность - хорошо, а две - лучше.
Екатерина Авлеева
Еще один «взгляд изнутри»
Все началось с идеи… Перспектива получить
дополнительное образование, квалификацию журналиста, была очень заманчива. Мы
сознавали, что в нашем графике значительно убавится количество свободных часов,
но, учитывая «вкусные» рассказы педагогов-кураторов курса, мы согласились. И
начались занятия…
Панорама представленных предметов была очень
разнообразна: теле-журналистика, основы
редактирования ТВ- и радио-программ, риторика, культура речи. Новизна
материала, способ подачи, построение курса – все отличалось особой
оригинальностью. Например, экзамен по радиожурналистике представлял собой виртуальный
радиоэфир: вещание в прямом эфире двух станций. По
накалу страстей, подбору литературного и музыкального текста, количеству
приглашенных на передачи, думаю, наши проекты ничем не отличались от реально
существующих программ. Общее впечатление всех присутствующих, в том числе и
студентов факультета ФДО, было пограничным между удивлением, даже некоторым
приятным шоком, и радостью от полученных положительных эмоций! Никто не ожидал,
что у таинственной кафедры музыковедов может быть такой потенциал.
Сможет ли музыкальная журналистика расти и
развиваться в стенах консерватории - покажет время. Но тот факт, что на первый
курс ФДО уже поступила новая партия будущих журналистов, говорит сам за себя…
Ася Хапугина
Подумаешь, тоже работка?
На данный момент в системе массовой информации
стоит острый вопрос о том, кто и как пишет об искусстве, в частности, о музыке.
Существует, на мой взгляд, два типа рецензентов: первый (и самый
распространенный) - высококлассный журналист, сравнительно немного понимающий в
музыке, и второй – профессиональный музыкант, мало понимающий в сфере массовых
коммуникаций. В том и другом случае одна из сторон высказывания явно страдает.
В первом случае может не хватать адекватной оценки музыкального явления, а во
втором - умения грамотно и интересно донести информацию до аудитории.
В нашей консерватории происходит попытка создать
универсальный тип музыкального обозревателя, в котором бы гармонично сочетались
консерваторское образование с искусством профессиональной журналистской
подготовки. Как это ни странно, но именно выработанная годами манера выражаться
научным языком, свойственная музыковедам, часто мешает гибкости подачи
материала и выработке своего стиля высказывания.
Еще одна проблема – это своеобразная
изолированность от большого социума студентов консерватории, откуда и
появляется некая узость суждений и взглядов. Я думаю, что каждый из студентов,
решивший заняться журналистикой, должен сознавать, что он столкнется с еще
одним огромным миром, который окажется сначала незнакомым и далеким.
Поэтому, если кажется с первого взгляда: как-нибудь
да научусь, что-нибудь да напишу…сначала сыграйте до-мажорную прелюдию Баха в
фа-диез миноре с закрытыми глазами.
О, Шайдуллина!
О теории и практике
Итак, чему же нас учат? Как и везде – сначала
теории, из которой важно вынести не то, какие жанры в журналистике наиболее
употребительны (попрактиковавшись в этих жанрах несколько раз, ты занесешь их в
подкорку и далее будешь использовать автоматически), а то, зачем ты,
собственно, занялся этим делом – журналистикой. На первом этапе еще можно уйти.
В дальнейшем – без понимания того, что именно ты хочешь сказать людям, есть
реальная опасность стать «флюгером» и говорить не то, что хочешь ты, а то, что
хотят другие. Современные СМИ слишком часто предлагают нам примеры печатной
продукции такого рода.
Очень хорошо, что нам дается сразу целый спектр
журналистских специализаций, с подключением всех видов массовых коммуникаций –
и периодики, и радио, и ТВ. Это дает возможность не только прояснить для себя специфику
каждого вида и практически освоить весь арсенал методов современного
журналиста-универсала, но и познакомиться с различными формами преподавания
специалистов в разных областях. Иногда очень интересно сравнить мнение разных
преподавателей об одном и том же явлении или их трактовку термина, имеющего
хождение в журналистике, но в силу различия сфер коммуникаций приобретающего
различные оттенки смысла.
Анастасия Лямина
|