на главную
Разделы портала

*

Время триумфа  |  Инервью с Игорем Бойко: играть играючи!

Инервью с Игорем Бойко: играть играючи!

На фестивале "Триумф Джаза", проходившем 16-17 марта в Нижнем Новгороде, выступало много известных команд, нижегородских и не только. Среди них, в числе наиболее заметных и значимых – модная московская группа "Игорь Бойко Бэнд". С ее лидером, известным блюзменом и джазовым гитаристом Игорем Бойко мы встретились перед самым выступлением, чтобы в режиме "реального времени" узнать его мнение о фестивале и о нашем городе.

 

- Игорь, Вы часто бываете в Нижнем Новгороде?

- В Нижнем я, наверное, раз двадцатый, но со своей сольной программой - впервые. Славный город. До этого я бывал здесь с небезызвестным всем нам джазменом Сережей Манукяном, а также в составе всевозможных поп-проектов.

- Как Вам нижегородская публика?

- Я считаю нижегородскую публику искушенной, ведь ваш город имеет свои традиции, связанные с джазом, - это и концерты, и фестивали. Пусть они проходят не каждый год, но, тем не менее, у всех джазовых музыкантов, российских и не только, Нижний Новгород всегда ассоциируется с джазом.

- Чем Вы собираетесь удивить нижегородцев?

- Я обычно не ставлю перед собой задачу "кого-то удивить". Просто я стараюсь честно делать свою работу, пропагандируя ту музыку, которую играю со своей группой. Журналисты часто ее называют "фьюжн"; хотя я не люблю всякие эти термины.

- Нельзя ли поподробнее – что вы собираетесь играть?

- В основном, программа составлена из моих пьес. Иногда я "вкрапляю" в нее и известные "джазовые стандарты" в авторской аранжировке. Сегодняшнюю нашу программу мы открываем композицией под названием "Напиток Дэвиса", посвященной великому музыканту - Майлсу Дэвису. Каждый, кто хотя бы раз соприкасался с джазом, знает этого известного трубача, основоположника стилей: "кул джаз" и "джаз-рок", последний, кстати, со временем и перешел во "фъюжн". Далее, есть ещё одно посвящение великому музыканту - Хорасу Сильверу, которое звучит в пьесе "Двойное чувство". Отдавая дань уважения таким мэтрам жанра, а также "джазовым стандартам", в завершении мы исполняем еще одну интересную вещь - мою версию пьесы "Свободный джазовый танец" композитора Эдди Харриса.

- Игорь, а почему вы выбрали именно "фьюжн"? Что вас в нём привлекает?

- Моё становление как музыканта происходило в 70-е годы, когда очень бурно развивался джаз-рок, рок-музыка. Естественно, эти направления не прошли мимо меня. Чуть позже я пришел к джазу и классике, когда учился на эстрадно-джазовом отделении в Киевском музыкальном училище им. Глиэра у известного гитариста-педагога Владимира Молоткова.

Таким образом, в музыке, которую играю я, можно услышать элементы всех перечисленных выше музыкальных направлений, слияние которых и получило название стиля - "фъюжн". Правда, сегодня это название уже встречается не только в музыке, его уже можно встретить, скажем, в ресторанах, так как в кулинарии уже давно существует смешение гастрономических традиций, национальных блюд и культур.

- Как у Вас происходит процесс сочинения музыки?

- Бывает, что долго не появляется новых идей, а бывает - наоборот: за одну ночь сразу несколько пьес возникнет. Невозможно вычислить, откуда это всё приходит. У меня сочинение музыки может происходить, скажем, под впечатлением от общения с интересными людьми, а иногда после каких-то пережитых ситуаций – подчас стрессовых. Недавно, в декабре-месяце, ушел из жизни мой Учитель, тот самый Владимир Молотков, известный джазовый музыкант и педагог, автор множества учебных пособий по гитаре. Ушел неожиданно и скоропостижно. Он был очень близок мне по духу. После случившегося, буквально за два дня, я написал несколько баллад-посвящений. Сказать по правде, не завидую тем композиторам, которым необходимо писать музыку "по расписанию" - скажем, к определённому дню и часу, для определенного фильма. Наверное, это очень сложно, когда "выжимаешь из себя" музыку.

- А кроме джаза, для души, вы какую-то музыку слушаете?

- Безусловно. Я люблю слушать разную музыку, главное, чтобы она была качественной. Еще желательно, чтобы это было что-то, контрастное джазу. В последнее время я все больше обращаюсь к классике: Чайковскому, Стравинскому, Моцарту. Вместе с тем, иногда слушаю импрессионистов – Дебюсси, Равеля.

- Как Вам кажется, в каком состоянии находится сегодня российский джаз?

- Джаз в России сегодня находится далеко не в печальном положении, напротив, я бы даже сказал - на подъёме. Подтверждением тому служит открытие клубов с джазовым и близким к джазу направлением, причем не только в Москве, но и за её пределами. Проводятся джазовые фестивали, осуществляется приезд огромного количества мировых звезд джаза. Правда, пока это не очень освещается в СМИ, но, к счастью, сегодня обо всем можно узнать в Интернете.

- А есть, на Ваш взгляд, сегодня какие-то новые веяния в джазе?

- Принципиально новых нет, мне кажется, уже давно - лет тридцать назад - всё было создано. Сегодня происходит - микст, соединение разных музыкальных течений, направлений. Современный джаз ассимилируется в классической, этнической музыке и так далее. При этом, что немаловажно, джаз стал интернациональным. Задача музыканта, который играет джаз – привнести сюда что-то своё, с учётом своих национальных корней.

Между прочим, у славянских народов очень глубокие музыкальные традиции. Мы - мелодисты. Когда я общался с американскими музыкантами, то спросил: "Что вы слушаете?". Они ответили: "Русскую классику: Чайковского, Стравинского". В нашей музыке очень много мелодических и гармонических идей. У американских джазменов сегодня, наблюдается дефицит мелодий. Слушая их диски, замечаешь безупречное качество записи, прекрасное профессиональное исполнение, но часто в их музыке не хватает именно мелодии. У них музыка очень напоминает спектакль: богатый декорациями, с крутой массовкой, но главного героя в нем нет. Интересно, но это не только моё наблюдение, я слышал эту мысль и от многих моих коллег.

- Игорь, для каждого музыканта джазовый фестиваль это что-то своё: общение, возможность показать свою программу. А что для Вас фестиваль "Триумф джаза?"

- Для любого музыканта любой фестиваль, будь он в Нижнем Новгороде или в каком-то другом городе или стране, - это всегда праздник. Приятно выступать на одной сцене с такими мастерами джаза, как, например, Игорь Бутман. Но не только потому, что мы с ним друзья; на сегодняшний день он является у нас флагманом в этом направлении, - он очень много делает для пропаганды джаза в России. И американская певица Синтия Скотт, и ваши нижегородские музыканты - Елена Моисеева и Тони Карапетян - очень хорошие, крепкие исполнители. Это приятно.

Когда выходишь на сцену, видишь людей, которые пришли тебя послушать, возникает обмен позитивной энергетикой. Ты отдаёшь зрителям свой положительный импульс и взамен получаешь так называемый "допинг публики". Это праздник; ты начинаешь понимать, что не всё так безнадёжно на свете, - людям интересно твое творчество, они тебя с удовольствием слушают, приобретают диски. Это на самом деле приятно ощущать.

Вообще, джазмены, что скрывать, не так избалованы вниманием публики, как, например, поп-звезды. Не то, чтобы я жалуюсь, просто констатирую факт – факт, с другой стороны, во многом положительный. В джазе есть поклонники, и даже почитатели, фанатов в джазе по определению быть не может. Джаз – это некоммерческая музыка, он элитарен, по сути. Если бы джаз был массовым – это явление закончилось бы. Искусство не должно быть массовым – иначе это уже не искусство.

- А как Вы на сцене достигаете состояния драйва?

- О, какое определение! И хороший вопрос, между прочим. Нельзя быть всегда в драйвовом состоянии. Это зависит и от реакции публики, и от музыкантов, которые с тобой на сцене. Драйв не отрепетируешь, это состояние может возникнуть, а может - и нет. Конечно, для этого надо что-то приложить, нужно играть "с огоньком". Я достаточно эмоционален во время игры, и не могу стоять на сцене, как надутый индюк, с видом: "Щас как покажу свой класс". Я люблю играть играючи, с энергетикой, с подачей, может даже не столько джазовой, сколько рок-н-рольной. При этом я абсолютно раскрепощен, я открыт для окружающих, и надеюсь, они чувствует эту открытость в моей игре.

Поблагодарив Игоря Бойко за его открытость и пожелав ему состояния драйва, мы с нетерпением отправились в зрительный зал. И вот каким он предстал перед нами на концерте. Яркий, эмоциональный, немного импульсивный, и необычайно обаятельный, он был в этот вечер не просто замечательным солистом, но и "звездой дэнс-пола". В его мимике и жестах, в его движениях, и, конечно, в музыке ощущалось то самое чувство, о котором он говорил. И без которого не может обойтись ни один джазовый музыкант. Его драйв особенный: он буквально накрывал зрителей волной искромётных чувств. А когда Игорь пошёл "гулять по залу", продолжая играть на своём беспроводном инструменте, каждый из нас, из зрителей, мог увидеть капельки пота на лице артиста. Гитарист создавал свойственное только ему одному сокровенное звучание, которое проникало в каждую клеточку организма, так, что возникало ощущение, что ты "звучишь изнутри", и только тебе посвящены улыбки, направляемые Игорем в зал.

Беседовали

Юлия Александрова

и Надежда Крюкова

 

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт