на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Время триумфа

Одним из самых значительных музыкальных событий марта в Нижнем Новгороде стал Международный фестиваль "Триумф джаза". По масштабу и качеству он ничуть не уступает одноименному фестивалю, который проводит в столице Игорь Бутман. Музыкант, снискавший мировую известность, именно так отозвался о нем в интервью нашему корреспонденту: "У нижегородского "Триумфа" есть все шансы сравняться с московским, потому что организаторы верят в это дело".

Праздник джаза состоялся благодаря истинным энтузиастам Илье Ефимову и Алексею Тихонову. Первый из них – известный в нижегородских джазовых кругах пианист, композитор и аранжировщик, второй – музыкант и шоумен.

В качестве ведущего на фестиваль пригласили Кирилла Мошкова - главного редактора Интернет-портала Джаз.Ру. Человек, постоянно находящийся в гуще джазовых событий, он произнес в адрес нового фестиваля теплые слова: "Я очень рад, что в Нижнем Новгороде появился второй, я надеюсь, регулярный, джазовый фестиваль, потому что для города с более чем миллионным населением одного фестиваля в год очень мало".

"Линия жизни"

Честь открывать фестиваль выпала квартету "JAZZAERO" имеющему нижегородские корни - его солист Дмитрий Трифонов закончил консерваторию в нашем городе. "Линия жизни" - так называлась программа, представленная коллективом. Это добротный джаз-рок, мощный и энергичный. Мелодичные соло саксофониста и железный ритм - заслуга ударника (Николая Урюпина) и басиста (Дмитрия Максимова), окутывались электрическим саундом, создаваемым клавишником на его новомодном синтезаторе (Константин Дусенко). А в одной из пьес мы услышали голос Трифонова: оказалось, он еще и неплохой вокалист. Не только энергетический накал, но и внешний облик музыкантов более напоминал рокеров, нежели джазменов: темные очки саксофониста, длинные волосы клавишника, внушительная фигура ударника. Децибелы ощущались везде – они сотрясали не только сцену, но и пол под ногами, зрительские кресла и сидящих на них зрителей.

Джаз молодеет?

Разогревшаяся после такой встряски публика тепло встречала самого молодого участника фестиваля – пианиста Энтони Карапетяна. В свои четырнадцать лет он уже стал лауреатом многочисленных конкурсов - джазовых и академических. Этого юного гения фортепианного джаза мы уже слышали осенью в программе фестиваля "Джаз России-2005", где он зарекомендовал себя виртуозом, тонко чувствующим специфику этой музыки. На сей раз он вышел на сцену уверенным шагом взрослого музыканта, без тени волнения на лице. Партнерами, обеспечившими пианисту хорошую ритмическую подпорку, выступили басист Максим Рыбаков и московский ударник Дмитрий Власенко. Ничуть не уступая взрослым музыкантам фестиваля, Карапетян сыграл программу, в которой достойное место принадлежит музыке Чика Кориа и Херби Хенкока. Он начиняет их композиции своими собственными импровизациями и делает это хорошо, со вкусом, несмотря на то, что джазом занимается всего три года.

Звезды возвращаются

Выступление вокалистки Елены Моисеевой, выпускницы нижегородского музыкального училища, ныне живущей в столице, вновь  напомнило о том, что Нижний Новгород растит незаурядных звезд джаза. Для многих эта певица стала открытием фестиваля. Чуткий интерпретатор баллад, виртуозный импровизатор, она продемонстрировала первоклассный уровень и высокую джазовую культуру, которой так не хватает многим молодым вокалистам. Моисеева единственная, кому удалось выступить в трех составах. Вначале она исполнила несколько джазовых стандартов в дуэте с гитаристом Анатолием Марчуленко. Затем к ним присоединились пианист Илья Ефимов, басист Ярослав Столяренко и ударник Дмитрий Власенко. Наряду с джазовыми стандартами в их выступлении звучали и латиноамериканские ритмы, и даже русский фольклор. В открытой народной манере вокалистка спела авторскую композицию, связанную с древним языческим праздником Ивана Купалы. А в финальном сейшене Елена Моисеева "общалась" с музыкантами Биг-бэнда Игоря Бутмана. По ее словам, это выступление не было запланировано, поэтому стало неожиданной импровизацией.

"А не замахнуться ли нам на Чайковского?"

Историю джаза трудно вообразить себе без эпохи больших оркестров.  Почти невозможно представить и нижегородский фестиваль без блестящего звучания биг-бэнда. Да еще какого биг-бэнда! Под управлением самого Игоря Бутмана, одного из лучших саксофонистов России, человека, организаторский талант которого известен далеко за пределами нашей страны. Если бы не он, оркестр не выступал бы ни в Карнеги-Холле, ни в Линкольн-Центре, ни в легендарном джазовом клубе "Birdland". Если бы не Бутман, биг-бэнд не привел бы в восторг игравших вместе с ним звезд – Уинтона Марсалиса, Джоржа Бенсона, Гэри Бёртона, Билли Кобэма и других джазовых гениев.

На "Триумфе" оркестр был, как всегда, в прекрасной форме. Горячий свинг и джазовые баллады, испанские ритмы Чика Кориа и остроумные шутки. К примеру, пьеса "Жанна Д'Арк" - не что иное как "Старинная французская песенка" Чайковского в неожиданном гимническом звучании меди. И все это закончилось сейшеном, в котором к музыкантам оркестра присоединились Энтони Карапетян и Елена Моисеева. Голос, звуки фортепиано и виртуозные пассажи солистов оркестра слились в единой импровизации, а именно в этом и заключается суть финального джем-сейшена. Энергия ключом била из музыкантов: казалось, они могли бы играть всю ночь. Для того чтобы продолжить, они тем же составом переместились в клуб "Джем-Престиж". А зрители, воодушевленные и немного подуставшие от такого массива потрясающей музыки, покидали зал после одиннадцати.

"Зимние песни" Алексея Филимонова

Второй, он же заключительный вечер фестиваля "Триумф джаза" открывался выступлением трио Алексея Филимонова. Экс-нижегородец создал свой ансамбль в Москве два года назад и даже успел записать альбом "Зимние Песни", который и был представлен на этом концерте. В репертуаре трио - авторские композиции Алексея. Быть "на разогреве" всегда не легко, но искушённая джазом нижегородская публика очень тепло встретила коллектив. Взаимопонимание зала и музыкантов началось с весёлой, энергичной баллады "Большой лимон". В этой композиции каждый из участников ансамбля представил себя блестящим "спичем". Контрастом прозвучала элегичная пьеса "Несколько радуг". Игровое начало проявилось в опусе "Детский сад", когда солист завершил его незамысловатой концовкой передачи "Спокойной ночи, малыши". Организатор трио превалировал, зажигал энергией, задавал темп. Он – батарейка, заряжавшая публику, музыкантов и себя. Но изюминка его, пожалуй, - в теплом лиризме мелодий и гармоний. Его музыка "хватает" за душу – она сокровенна, и этим близка каждому.

Драйв, накрывающий волной

"Игорь Бойко Бэнд" - следующий коллектив, появившийся перед зрителями, - в отличие от мэйнстрима Филимонова, представил другое направление - джаз-рок. Лидер группы – Игорь Бойко (электрогитара) – эмоциональный, яркий, необычайно открытый - был не просто замечательным солистом, но и "звездой данс-пола". В его мимике, жестах, движениях и, конечно, в музыке ощущалось чувство драйва, без которого не может обойтись ни один джазовый музыкант. Его драйв накрывал зрителей волной искромётных чувств. А когда Игорь пошёл "гулять" по проходам Кремлёвского зала, продолжая солировать на своём беспроводном инструменте, каждый из нас мог почувствовать себя участником незабываемого шоу, увидеть капельки пота на лице артиста. Гитарист создавал свойственное только ему одному сокровенное звучание, которое проникало в каждую клеточку организма, так, что возникало ощущение, что ты "звучишь изнутри", и только тебе посвящены улыбки, направляемые Игорем в зал. Музыкант, который входит в тройку лучших гитаристов России, открывал свою программу с композиции "Напиток Дэвиса", посвященной великому трубачу Майлсу Дэвису. (Все, кто хоть как-то соприкасался с джазом, знают, что это легенда джаза – основоположник стиля, в котором играет сам Бойко). Дальше звучала пьеса "Двойное чувство", которую музыкант посвятил Хорасу Сильверу. А завершал Бойко свое выступление "Свободным джазовым танцем" Эдди Харриса – единственным джазовым стандартом в его программе. Целый час был на сцене "Бойко Бэнд", много это или мало? По-моему, все были в восторге: музыканты и публика быстро нашли контакт, который не хотелось прерывать. Но, ничто не вечно…Нас ожидали новые и новые впечатления после антракта.

"Шоколадная" дива из Нью-Йорка.

Кто такая Синтия Скотт? Певица из самого Нью-Йорка, выступавшая когда-то с Рэйем Чарльзом, Лайнелом Хемптоном, Уинтоном Марсалисом, Оскаром Питерсоном и другими выдающимися музыкантами. Она стала бесценным подарком и самой экстравагантной гостьей фестиваля. "Забудь обо всём, я думаю о своей жизни, похожей на зыбкое видение. Я ищу то, что потеряла, и однажды я нашла эту волшебную страну…", - первые гипнотизирующие слова, произнесённые перед выходом "шоколадной" вокалистки Олегом Бутманом - братом Игоря Бутмана, благодаря которому Синтия "заглянула" к нам в Нижний. Волшебной страной, "иным" измерением для Синтии стал Джаз: погрузившись в эту стихию, певица пребывала в ней до конца вечера. Дерзкая свобода импровизаций, бархатный грудной тембр голоса, иногда напоминавший звучание музыкальных инструментов - трубы с сурдиной, или перкуссии – одновременно удивляли и радовали публику. Легендарные стандарты - стремительный "Caravan" Дюка Эллингтона и элегантный блюз "Hit the Road Jack" Перси Мэйфилда - чередовались с мелодичными балладами "Hello" Лайонела Риччи и "What A Wonderful World" Луи Армстронга. Зрительный зал пребывал в приятном шоке и восторге. "Sing with me" - призывала нью-йоркская дива, и мы можем с гордостью сказать, что музицировали все вместе! Это было незабываемо!

Весь вечер на сцене мы видели и слышали "звёзд": талантливый бас-гитарист Антон Ревнюк, "ритмичное сердце" - ударник Олег Бутман, приехавший на фестиваль из Нью-Йорка, а так же "лучший пианист Сибири" - Алексей Подымкин. Овации не прекращались и...

"Триумф Джаза" закончился настоящим ТРИУМФОМ: все джазмены вышли на сцену, чтобы устроить джем - импровизированное выступление, которого никто не ожидал и к которому никто из музыкантов не готовился. Публику ждал сюрприз: неожиданно появился Игорь Бутман с саксофоном и добавил жару в выступление и без того разгоряченных Синтии и ее команды. Как музыканты, так и зрители, провожали фестиваль с ощущением праздника в душе, с чувством того, что "джаз – это музыка, слушая которую хочется любить весь мир".

Юлия Александрова

Надежда Крюкова

 

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт