Есть такой анекдот:
Непосвящённый спрашивает PR-специалиста, кем он работает, слышит ответ – "PR-меном", и просит объяснить, что это такое. Пространное
объяснение заканчивается тем, что непосвящённый снова спрашивает – "Так чем же
всё-таки ты занимаешься?"
Да, "PR-
дело тонкое", и разобраться в том, что скрывается за этими двумя латинскими
буквами, весьма непросто.
Считается, что термин "public relations" родился в США, а его автором был Томас Джефферсон,
третий американский президент, который употребил это словосочетание в 1807 году
в черновике своего "Седьмого обращения к конгрессу".
В настоящее время в России
существует множество лингвистических конструкций, обозначающих этот феномен: public relations, PR, паблик рилейшнз, ПР,
пиар, пиаристика, пиарология…
Вариантов перевода термина public relations на русский язык тоже немало: "отношения с
общественностью", "отношения с публикой", "общественные связи", "общественная
коммуникация", "развитие общественных связей", "сохранение (создание)
благоприятной среды", "связи с общественностью"… Последний из выше
перечисленных используется чаще всего.
Само понятие "public relations" едва ли не самое богатое по числу данных ему
определений. В 1975 году одним из американских фондов было выявлено около 500
дефиниций PR. Вот наиболее известные из них:
""Паблик рилейшнз" – это искусство
и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде
и полной информированности" (известный английский PR-специалист
Сэм Блэк).
""Паблик рилейшнз" – это усилия,
направленные не то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои
действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с
интересами общественности и наоборот" (один из "отцов" связей с общественностью
– Эдвард Бернейз, написавший первую книгу о PR
"Кристаллизуя общественное мнение").
""Паблик рилейшнз" – это система
информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных
на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между
участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации
данного проекта" (президент Международного пресс-клуба А.Н. Чумиков).
""Паблик рилейшнз" – это
управление всей совокупностью коммуникативных процессов организации в
отношениях с общественностью с целью достижения взаимопонимания и поддержки"
(директор агентства "PR-эксперт" А.Ф. Векслер).
Несмотря на то, что сотни тысяч
человек преподают, изучают и практикуют в наши дни PR,
общепринятого определения до сих пор не существует.
Предпринимались многочисленные
попытки передать смысл понятия в одной формуле. Например:
X (действие) + Y (интерпретация действия) =
PR (общественное отношение) или PR =
Performance & Recognition
(действие, активность, работа и признание).
Известны также
слоганы-определения: "путь к
общественному благу", "инженерия общественных отношений", "кристаллизация
общественного мнения", "сознание организации", "улица с двусторонним
движением"…
Связи с общественностью, как
следует из самого наименования этой деятельности, насчитывают не меньше лет,
чем история человечества. Ритуальные пляски шамана, первые рисунки на стенах
пещер, речь вождя перед соплеменниками – все эти формы социальной коммуникации
явились отдалённым прообразом современных PR.
Но как самостоятельная профессия public relations
оформились на рубеже XX столетия.
В Росси период становления PR начался несколько лет назад и продолжается по сей день. В
наши дни выходят новые учебные пособия
по связям с общественностью на русском языке, написанные не только зарубежными
профессионалами, но и российскими, открываются PR-агентства,
в ВУЗах вводится специальность "Связи с общественностью", растёт количество
желающих получить образование в этой отрасли.
Что наша жизнь? …PR.
Марьяна Золина
|