Виктор Алимпиев. Новый проект видеоарта в публичных
пространствах Нижнего Новгорода "Видеосреда", организованный
нижегородским филиалом ГЦСИ совместно с арт-кафе "Буфет".
28 мая 2005 года, в субботу, московский художник
Виктор Алимпиев представил новый проект. Проект должен был бы быть в
видеосреду, но в связи с Конгрессом Международных Партнеров "Культурная
Столица" действие произошло чуть раньше. Собравшаяся публика получила
нечто, не входящее в рамки обычного времяпрепровождения "в субботу
вечером".
Как сказал Николай Олейников, Виктор Алимпиев работает
в редком жанре лирики, что было представлено первым проектом художника.
Красивая медленная музыка, с некоторым налетом печали, продемонстрировала
зрителям историю любви, историю цветка, в который как бы превращается любовь
человека, живущего, тем не менее, внутри ритма бытия, что символизировали и
весы, и маятник его рук. Очень красивая картина, только живая. В данном случае
жанр видеоарта помог преодолеть извечную статичность живописи, оживив картину.
Но лирика и светлое состояние первого проекта сменила
странная вторая фантазия художника. Причудливый фильм о людях, живущих по
нелепым командам невидимых кукловодов, их крики, очень сильно напоминали
"десятиминутку ненависти" из Джорджа Оруэлла "1984". Арт-кафе
превратилось на добрых полчаса в бессмысленный и страшный аттракцион
сектантского безумия.
Третий проект художника о подростках и очень молодых
людях чем-то перекликался с представленным в эти же дни проектом в Арсенале
Клеменса фон Ведемейера "Отъезд" - безысходным замкнутым кругом из
психологического насилия, так свойственного российской реальности.
Нервозность молодых людей у Виктора
Алимпиева сначала вызывает землетрясение, причем в его эпицентре фиксируется нехороший,
недетский и злой оскал девочки-подростка, а потом массовый психоз с
бессмысленным бросанием в кучу однообразных белых пакетов, похожем на какой-то
тягостный ритуал.
- Виктор, почему такая безрадостная картина? Почему
молодые люди показаны так отталкивающе?
- Это мое восприятие реальной жизни, я не считаю это
безрадостным, - удивленно ответил художник. - У каждого бывает разное
видение...
- Разве "не модно, не круто" показать
нечто жизнеутверждающее вашим искусством? Разве позитивные общественные
ценности утрачены и осталась только безысходность?
- Есть церковь и государственность, пусть они будут
общественными ценностями, а мы себе оставляем иную свободу высказывания.
Что ж, это можно было бы назвать "обличением социальных
язв", просто немного замаскированным некоей абсурдностью, запутанностью...
Как писала московская пресса: "Художник Виктор
Алимпиев приводит зрителей туда, где кончается земля и облака смешиваются с
пылью"...
В Москве увидеть работы художника можно в Галерее
Марата Гельмана.
После данного действия Николай Олейников поставил
жизнеутверждающие клипы U2, и мы вздохнули несколько свободней...
Несколько слов о концепции видеоарта в Арт-Кафе
"Буфет".
"Видеосреда" каждую среду знакомит зрителей
с произведениями российского и зарубежного видеоарта и экспериментального кино.
Особое внимание уделяется свежим
поступлениям медиатеки Лаборатории визуальных коммуникаций НФ ГЦСИ, в том числе
еще не демонстрировавшимся в Нижнем Новгороде произведениям чешского, американского,
украинского видеоарта. Кроме того, проводится серия творческих встреч с
известными российскими видеохудожниками (А. Великанов, Д. Виленский, Г.
Мызникова и С. Проворов и др.) и их мастер-классы.
В программу показа включены как работы пионеров
видеоарта (N.-J. Pike, B. Viola, W. & S. Vasulka), так и новинки из
коллекции Video Data Bank (г. Чикаго).
Прошла интересная выставка “Черный ящик” (кураторы C.
Ledwith и S. Morrissey). Авторы работ:
R. Buchanan, A. Chodzko, M. Dean, S. Dobai, G. Fagen, D. Gordon, G. Gussin, R. Lowe, C. Mackie, K. Macleod,
R. Sinclair, C. von Weiler.
Арт-кафе
“Буфет” расположено по адресу:
ул. Ошарская, д. 14 б.
Начало в 18.00. Вход свободный.
Елена Баева