Когда
мы говорим о человеке – кого мы имеем в виду? Александра Македонского или
Ньютона, русского или француза, крестьянина или ремесленника, мужчину или
женщину, взрослого или ребенка?
Можно
сказать, что человек – это все жившие когда-то и сейчас живущие люди. Но часто
люди убивают других людей, то есть отказывают им в праве быть людьми, один
человек относится к другому или к другим как к существам низшего рода, считая
их винтиками для осуществления своих замыслов, пушечным мясом для ведения войны
и т.д.
Да
и во многих людях иногда прорывается жуткое животное начало, такая беспощадная
злоба и ненависть, что про них можно подумать: полноте, люди ли это? Сами
условия существования заставляют человека подавлять в себе человеческие
качества, прятать их, постоянно изменять своей природе. “Во всех стихиях
человек – палач, председатель и узник”, - писал Пушкин.
Каждый
из людей может назвать себя человеком, но признается это далеко не всеми. Да он
и сам не во всех признает такого же человека. Далеко не всегда, следовательно,
это название соответствует действительности. Человек – это существо, которое не
всегда соответствует своему понятию, названию.
Может
быть, спрашивая или рассуждая о человеке, мы имеем в виду самих себя? Но если
мы согласимся с этим, то может последовать вопрос: а что в нас такого, что нам
дает право говорить о себе как о человеке? Что делает меня человеком? Нужно
признаться, что у меня нет разумных оснований считать
себя человеком. Говорят: я состоялся как физик или как изобретатель, но никто
не говорит: я состоялся как человек. Древние говорили: состояться как человек –
значит, построить дом, написать книгу, вырастить дерево. Но масса людей этого
не делала. Можно ли отказать им в том, что они люди?
Когда
вы знакомитесь с другим человеком, что вас интересует, прежде всего? Его
человеческие качества или та роль, то место, которое он занимает в обществе,
т.е. социальные характеристики? Боюсь, что людей больше интересует последнее.
Человек как будто “исчезает” в современной цивилизации. И это исчезновение
ставит проблему человека с новой силой, снова заставляет нас задуматься о том,
что нам ближе всего и в то же время больше всего непонятно, - о нашей
собственной природе.
“Что за химера человек? –
восклицал Б. Паскаль в своих знаменитых “Мыслях”, - Какая невидаль, какое
чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Кто распутает этот
клубок? …Узнай же гордый человек, что ты – парадокс для самого себя. Смирись,
бессильный разум! Умолкни, бессмысленная природа, узнай, что человек бесконечно
выше человека…”
Никто
другой, считал Паскаль, не постиг, что человек – превосходнейшее из созданий.
И, тем не менее, люди себя оценивают то слишком высоко, то слишком низко.
Поднимите ваши глаза к Богу, - говорят одни; Смотрите на Того,
с Кем вы так схожи и Кто вас создал, чтобы вы поклонялись Ему. Вы можете стать,
подобны Ему, мудрость вас с ним уравняет, если вы захотите ей следовать. Еще
древнегреческий мыслитель Эпиктет говорил: “Выше голову, свободные люди!” А
другие говорят: “Опусти свои глаза к земле, ты, жалкий червь, и смотри на
животных, своих сотоварищей”.
Кто
же все-таки человек и с кем его можно сравнивать – с Богом или животными? –
спрашивал Паскаль. Какое страшное расстояние и какая страшная растерянность у
человека, который явно сбился с пути и в большой тревоге ищет этот путь и не
может найти.
Человек
окружен со всех сторон пугающей бесконечностью – с одной стороны Вселенная, в
которой Земля – крохотная точка, а человек – вообще исчезающе
малая величина. С другой стороны, бесконечность внутри мельчайшего атома,
бесконечность ничтожнейшего продукта природы вглубь. И человек стоит между
двумя безднами – бесконечностью и ничтожностью – и трепещет при виде этих
чудес.
Он все-таки намного
значительнее этих двух бесконечностей, ибо хоть он и песчинка в космосе,
хрупкий тростник, но тростник мыслящий. Не нужно ополчаться против него всей
вселенной, писал Паскаль, чтобы его раздавить; облачка пара, капелька воды
достаточно, чтобы его убить. Но пусть вселенная и раздавит его, человек все
равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что он умирает и знает
превосходство вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает.
Итак,
заключал Паскаль, все наше достоинство в мысли. Вот в чем наше величие, а не в
пространства и во времени, которых мы не можем заполнить. Постараемся же
мыслить, как должно.