В ночи, когда уснет тревога,
И город скроется во мгле –
О, сколько музыки у Бога,
Какие звуки на земле!
И вновь «Рекорд». Частенько в последнее время я захожу сюда! Хочу ли
посмотреть хорошее кино, погрузиться в мир фотографии или живописи, наконец,
даже музыку послушать: на все вопросы самый простой ответ – он, «Рекорд».
Музыка – новое направление «рекордной» деятельности,
но как хорошо начали! Камерные вечера в девять вечера по пятницам, когда народ,
сбросив напряжение рабочей недели, весь в предвкушении week-end’а, может позволить
себе расслабиться – отличная идея, на мой взгляд. Посидеть в кафе за чашечкой
кофе, внимая музыке, звучащей из мягко освещенного центра кафе, или безо
всякого кофе вслушиваться в звуки, сидя на втором этаже ротонды, прислонив
усталую голову к колонне или уронив ее на перила – что может быть лучше?…
Трижды я пыталась попасть на «Камерные вечера в “Рекорде”»,
и лишь на третий раз, 24 ноября, отложив земные попечения, я присела на
стульчик у перил второго этажа, в обрамлении картин, теряющихся в вечернем
сумраке, освещаемая лишь золотистым пламенем свечи.
Подо мною, в центре маленького зала кафе – стулья и
пюпитры для квартета, которого еще нет. В их отсутствие публику занимает
крылатый фей во фраке и котелочке, занудным голосом вещающий нечто невнятное
под фонового Моцарта. Впрочем, фей занятный, простим ему…
Отвлеклась, улыбнувшись знакомым, опустила голову –
ба! – квартет уж тут: четыре очаровательные девушки в черном, согретые лишь
мягкой медовой теплотой своих инструментов. Наталья Сорокина, Светлана Зверева,
Наталья Корчемкина, Наталья Тельминова – уже не просто одни из «Солистов
Нижнего Новгорода», хотя и замечательному коллективу – поклон. Сменив на время
патетичность оркестра на задушевный разговор четырех, здесь они – ансамбль.
Смотрю в программу: чудный винегрет. Впрочем,
вполне продуманный. Неспешный «въезд» через Меркьюри с его «Who wants
to live forever» в жесткость и жанровость квартета Анжелы Вольф смягчил осознание того
факта, что все мы тут собрались не что-нибудь, а приобщаться музыке XXI века.
Разогревшись на Анжеле, выпали в космос на Пярте, практически
в буквальном смысле: на видеоэкране сменяли друг друга светила и созвездия,
туманности и галактики. Музыка Арво Пярта – всегда выход «за пределы», даже
если она для камерного состава. Секрет в ней самой – загадочной, возвышенной,
отрешенной, как улыбка Моны Лизы.
Как было сказано в программе, «музыка Сергея Зятькова всегда тщательно
и тонко прослушана». Да, нужно было очень прислушаться, чтобы в 7 контрастных
частях творимой «Стены вокруг мира», очень сложных по языку, найти доступное
«уму и сердцу». Фактура прозрачна, количество нот строго рассчитано, но я бы
пока не рискнула кидаться словами Шостаковича, как он однажды подарил
Свиридову: «Нот мало, а музыки много!» Музыку еще поищем… И перед каждой частью
с эпиграфом вылезал все тот же косноязычный фей. Так и хочется грустный смайлик
поставить. Для музыки был перевод: параллельно ей импровизировали телом актеры
студии пластики и пантомимы «Театр птиц» - девушка в белом, похожая на
привидение, и потрясающе выразительный юноша в черном. Перевод, впрочем, был не
совсем уместен, но это вопрос спорный, не настаиваю…
Слух отдохнул на изобретательном скерцо И. Фельда
из «Струнного квартета», и совершенно растворился в ностальгически-пасмурной «Company» Филиппа Гласса. Удивительный
композитор! Он всем мил и всем «ложится» на слух, он повторяет одну и ту же
музыкальную фразу и приводит музыкальное развитие к тонике, он не боится
показаться банальным – и потому никогда им не бывает. «Company» – это почти perpetuum mobile, но в скользящих переливах аккордов, в
порывистости неровных, но в то же время упорно повторяющихся ритмов заложена
тревожность, неведомая этому беспечному жанру.
В названии «h-moll» Михаила Фуксмана мы видим штамп и символ теории аффектов – а слышим
не только роскошь барочных контрастов, но и мятущуюся душу романтизма. H-moll, трагическая
тональность Баха, здесь получила еще и что-то очень русское, романсовое.
Загадочное (-ая?) «Praestigiae» Ольги Шайдуллиной, навеянное
парадоксами Пелевина, ловило слушателей в сети вьющихся линий, словно из
скрипки тянули струну. Засасывало в тягучие, томные и темные звуки
виолончельного фона. Навевало пасторальные ассоциации – мягким, словно
пробующим звук на вкус, прикосновением к ноте, совсем как птичка пробует голос
в предрассветном тумане… и не успели мы очнуться от гибельного морока созвучий,
как грянуло танго.
Пьяццолла – несколько не в тему. Он из разряда
«простых наслаждений», и, в общем-то, вполне понятно решение закончить вечер им:
если даже не было воспринято все остальное, то Пьяццолла восполнит и порадует.
Но ведь он останется последним впечатлением и воспоминанием об этом вечере, а
того ли надо устроителям, дающим жизнь новым произведениям и именам?
Об исполнении не скажу много. Если удалось все вышеперечисленное
услышать, увидеть и почувствовать, задумываясь только о музыке, а не о том,
сколько усилий исполнители вкладывают в ее исполнение – это уровень. Хороший
квартет.
Анастасия Лямина
|