Спектакль утренний, но в театре «Вера» -
таинственный полумрак, предвещающий новые открытия… Всё здесь необычно,
волшебно, задевает за живое, ласкает душу детскими воспоминаниями. Зал совсем
крошечный и очень уютный: маленькие детские стульчики, сцена не возвышается над
залом, а продолжает его. Возникает полное ощущение того, что, сидя на этом
игрушечном стульчике, ты вернулся в детство, и включён в действие спектакля.
Здесь живёт детство! Дети в театре «Вера» - полноправные хозяева. Маленьких
зрителей встречают уже в фойе, с ними играют и разговаривают, настраивая на
спектакль.
Здесь не только разрешается, но даже поощряется
непосредственная, всегда честная, детская реакция - удивленные возгласы, крики,
комментарии. Как удержаться от эмоций, когда в твоём присутствии страдает
потерявшаяся собака или умирает несчастный гусь! Так было и во время недавней
премьеры «Каштанки» по рассказу А.П. Чехова.
Вот плывёт занавес, и нашему взгляду открывается
огромный экран – словно окно в другой мир… В этом мире - зимняя стужа, крупинки
снега, летящие во мгле, в тусклом свете фонарей плетутся повозки с ямщиками на
облучках… И, затерявшись в этом холодном городе, свернулась калачиком Каштанка.
С первых мгновений спектакля маленькие зрители
оценили сценографию, созданную художником-постановщиком Варварой Филипповой, аниматором
Андреем Ныровым и режиссером Ириной Лаптиевой.
Свет здесь не просто освещает и расставляет
акценты, а стирает грани сна и реальности, прошлого и настоящего. Свет
переносит нас в другое время, иную реальность без декорационных перестановок.
Благодаря этому действие протекает непрерывно. Мы видим, как в уголке уютной
комнаты спят новые знакомые Каштанки: гусь – Иван Иваныч,
свинья – Хавронья Ивановна, кот – Фёдор Тимофеевич, а на другой освещённой
половине сцены Каштанка, вспоминая своих хозяев, вновь оказывается в родной
столярной мастерской, где они с Федюшкой затевают
озорную игру, пока Лука Александрыч мирно посапывает.
Каштанка – особый персонаж. Она не просто маленькая
рыжая собачка. Вдруг понимаешь, что это живое существо чувствует то же, что
может ощутить любой человек, потерявшись в большом городе. Она - одна из нас.
Именно так трактует свою роль Ольга Куклина:
- Самое
сложное было обрести в себе эту собаку Каштанку. Всё складывалось постепенно.
Сначала шло наблюдение за животными (собаками), училась лаять, как это не
странно звучит, ходила на четвереньках, потом по настоянию режиссера я встала в
рост. Лай, повадки, которые есть сейчас, возникли не сразу. Эти моменты были
где-то смешные, но и самые сложные. Весьма не просто было соединить в себе
собаку и чисто человеческое, актёрское нутро. В итоге получилась такая девчонка-пацанка, то ли собачка, то ли девочка. И тогда я
стала любить свой персонаж, а он стал оживать. Тогда о четвереньках, о ногах, о
физике забываешь. Возникает жизнь на сцене, ради которой мы и работаем.
Все мы знаем историю Каштанки с детства, кто-то
смотрел гениальный советский мультфильм, кому-то эту чудесную и важную книжку
вовремя открыли мудрые родители. Но, перечитывая её снова, как в любом шедевре,
с возрастом начинаешь находить детали, которым раньше не придавал значения,
видеть то, чего не замечал. Вспоминая её непонятную тоску в сытном и добром
новом доме, удивляешься, вполне человеческим чувствам рыжей собачки, потерявшей
близких. Почему же эта история так волнует и трогает нас? Об этом рассуждает
режиссер спектакля Ирина Лаптиева:
- Много
сердца, души… Много русского в чеховской «Каштанке». Много сложных тем в ней
сосредоточено. О том, что главное в жизни? Что есть верность, любовь? За что
нас любят? Почему мы любим? Наверно, где родились там и пригодились. Невозможно
променять сердечное, близкое душе на что-то другое, на цирк, например, как
Каштанка. Она остаётся там, где она любит и её любят.
Спектакль получился трогательный, наполненный
подтекстами, психологически тонкий. И вместе с тем очень зрелищный: яркие
костюмы, цирковые трюки и современная техника выделяют эту постановку из общего
ряда. Это радует, потому что часто в современном театре зрелищность вытесняет
глубину.
Как удалось достичь такой гармонии, и при этом
сделать известный сюжет интересным, мы спросили у Ирины Лаптиевой:
- Мы
пересмотрели множество сценарного материала, инсценировок «Каштанки», но ни
одна не оказалась моей. В итоге было решено написать собственную версию
«Каштанки».
- Что отличает вашу версию от других?
- Это трудно
судить. Я шла за собой. Это «Каштанка», пропущенная через меня. Это моё видение
сегодняшнего звучания этого сочинения, для современных зрителей.
- Вы считаете это произведение современным?
- Да. Она
всегда будет современна. Истории такого плана вечны. Другое дело, как ты
материализуешь эту современность. Это и оформление и костюмы. Я вплотную, в
одной связке работала с Варварой Филипповой - художником спектакля. Я думаю,
что у нас получилась современная история.
Спектакль насыщен символами. Они открывают нам
душевное состояние героев. Так, фонари в первом действии ослепляют и пугают
маленькую Каштанку, словно монстры большого города. Во втором действии они
вдруг становятся волшебными игривыми фонариками, усыпая дорогу будущей артистки
яркими танцующими звёздочками. А в самом цирке - это праздничные и призывные
огоньки.
Музыкальное решение спектакля тоже символично.
Герои существуют в остро конфликтном звуковом пространстве: завывание вьюги в
начале спектакля совмещается с грустной, щемящей надрывной музыкальной темой
одинокого, в этом враждебном городе маленького существа.
Именно звуковой фон наполняет особым смыслом,
каждое движение героев, помогает увидеть суть, делает спектакль глубоким. Мир
Каштанки наполнили звуками композитор Владимир Зырянов и студентка нашей
консерватории звукооператор Полина Василейко.
Музыкальная драматургия выстроена очень точно: одна и та же тема обрамляет
спектакль, есть лейттемы, повторяющиеся многократно
на протяжении действия. Музыка не иллюстрирует, а дорисовывает картину.
Например, мы не видим марширующих по сцене солдат, которые заставили бедную
Каштанку, «не помня себя, броситься через дорогу на другой тротуар» и потерять
хозяина, но мы слышим военный марш (громкий, однообразный, механистичный и
потому пугающий) и сопереживаем героине.
В спектакле работает слаженный актёрский ансамбль.
Артисты удивили своей серьёзной физической подготовкой: исполняли сложные
номера, как настоящие цирковые акробаты. Сплочённый коллектив отличает
заинтересованность в материале. Профессионализм, желание искренне рассказать
эту историю, донести до детей самое важное. А трудную задачу перевоплощения в
животных актёры решали без помощи грима и костюма (никаких пятачков, клювов и
усов), только пластика и точные речевые характеристики и мы верим, что перед
нами гусь, свинья и кот.
О том, какие чувства рождает спектакль у маленьких
зрителей, размышляет Ольга Куклина:
- Перед
детской публикой ответственно играть, потому, что ей трудно солгать. Взрослый
отнесётся где-то с юмором, где-то иначе, а ребёнка обманывать совсем не
хочется. И когда ребёнок тебе верит, можно считать, что работа твоя сделана.
Это верх наслаждения, когда ты понимаешь, что донес до детей нечто важное,
затронул их ум, чувства.
- А можно сказать, что Вы в этом спектакле
воспитываете зрителей?
-
Опосредованно, конечно, идёт воспитание. Не впрямую, а благодаря тому, что они
переживают, сидя в зале. Если ребёнок уходит не равнодушным, если он над чем-то
задумался, значит он сделает выводы и в реальной жизни будет поступать
правильнее.
Страдание умирающего гуся Ивана Ивановича, пожалуй,
один из самых драматичных моментов в спектакле. Детям больно видеть смерть, им
трудно в неё поверить, но страдание пробуждает в них душу, тем более, что всё
заканчивается хорошо. С каким неподдельным восторгом они в финале спектакля
аплодируют и радуются, увидев гуся живым!
Впрочем, спекталь
адресован не только детям. Мне кажется, что сквозь призму этой истории можно
понять сущность отношений между людьми.
- Тема,
безусловно, очень важна, она вечная, – говорит Ольга
Куклина - это тема, которая не должна
угасать внутри человека. Самое плохое, как говорят – это «окамененное
нечувствие», когда человек забывает о самых дорогих и
самых близких.
Часто жизнь заставляет поверить нас в то, что всё
не случайно. Возле театра «Вера» за день до премьеры «Каштанки» обнаружился маленький
щенок. Что это? Знак свыше? Божественное благословение? А может быть талисман,
который принёс удачу создателям спектакля. Щенок стал неким символом того, что
смена эпох, поколений не изменила наши главные ценности: любовь, преданность,
сострадание, милосердие.
Татьяна Трактина
|