на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  «Много русского в чеховской «Каштанке»…

«Много русского в чеховской «Каштанке»…

Спектакль утренний, но в театре «Вера» - таинственный полумрак, предвещающий новые открытия… Всё здесь необычно, волшебно, задевает за живое, ласкает душу детскими воспоминаниями. Зал совсем крошечный и очень уютный: маленькие детские стульчики, сцена не возвышается над залом, а продолжает его. Возникает полное ощущение того, что, сидя на этом игрушечном стульчике, ты вернулся в детство, и включён в действие спектакля. Здесь живёт детство! Дети в театре «Вера» - полноправные хозяева. Маленьких зрителей встречают уже в фойе, с ними играют и разговаривают, настраивая на спектакль.

Здесь не только разрешается, но даже поощряется непосредственная, всегда честная, детская реакция - удивленные возгласы, крики, комментарии. Как удержаться от эмоций, когда в твоём присутствии страдает потерявшаяся собака или умирает несчастный гусь! Так было и во время недавней премьеры «Каштанки» по рассказу А.П. Чехова.

Вот плывёт занавес, и нашему взгляду открывается огромный экран – словно окно в другой мир… В этом мире - зимняя стужа, крупинки снега, летящие во мгле, в тусклом свете фонарей плетутся повозки с ямщиками на облучках… И, затерявшись в этом холодном городе, свернулась калачиком Каштанка.

С первых мгновений спектакля маленькие зрители оценили сценографию, созданную художником-постановщиком Варварой Филипповой, аниматором Андреем Ныровым и режиссером Ириной Лаптиевой.

Свет здесь не просто освещает и расставляет акценты, а стирает грани сна и реальности, прошлого и настоящего. Свет переносит нас в другое время, иную реальность без декорационных перестановок. Благодаря этому действие протекает непрерывно. Мы видим, как в уголке уютной комнаты спят новые знакомые Каштанки: гусь – Иван Иваныч, свинья – Хавронья Ивановна, кот – Фёдор Тимофеевич, а на другой освещённой половине сцены Каштанка, вспоминая своих хозяев, вновь оказывается в родной столярной мастерской, где они с Федюшкой затевают озорную игру, пока Лука Александрыч мирно посапывает.

Каштанка – особый персонаж. Она не просто маленькая рыжая собачка. Вдруг понимаешь, что это живое существо чувствует то же, что может ощутить любой человек, потерявшись в большом городе. Она - одна из нас. Именно так трактует свою роль Ольга Куклина:

- Самое сложное было обрести в себе эту собаку Каштанку. Всё складывалось постепенно. Сначала шло наблюдение за животными (собаками), училась лаять, как это не странно звучит, ходила на четвереньках, потом по настоянию режиссера я встала в рост. Лай, повадки, которые есть сейчас, возникли не сразу. Эти моменты были где-то смешные, но и самые сложные. Весьма не просто было соединить в себе собаку и чисто человеческое, актёрское нутро. В итоге получилась такая девчонка-пацанка, то ли собачка, то ли девочка. И тогда я стала любить свой персонаж, а он стал оживать. Тогда о четвереньках, о ногах, о физике забываешь. Возникает жизнь на сцене, ради которой мы и работаем.

Все мы знаем историю Каштанки с детства, кто-то смотрел гениальный советский мультфильм, кому-то эту чудесную и важную книжку вовремя открыли мудрые родители. Но, перечитывая её снова, как в любом шедевре, с возрастом начинаешь находить детали, которым раньше не придавал значения, видеть то, чего не замечал. Вспоминая её непонятную тоску в сытном и добром новом доме, удивляешься, вполне человеческим чувствам рыжей собачки, потерявшей близких. Почему же эта история так волнует и трогает нас? Об этом рассуждает режиссер спектакля Ирина Лаптиева:

- Много сердца, души… Много русского в чеховской «Каштанке». Много сложных тем в ней сосредоточено. О том, что главное в жизни? Что есть верность, любовь? За что нас любят? Почему мы любим? Наверно, где родились там и пригодились. Невозможно променять сердечное, близкое душе на что-то другое, на цирк, например, как Каштанка. Она остаётся там, где она любит и её любят.

Спектакль получился трогательный, наполненный подтекстами, психологически тонкий. И вместе с тем очень зрелищный: яркие костюмы, цирковые трюки и современная техника выделяют эту постановку из общего ряда. Это радует, потому что часто в современном театре зрелищность вытесняет глубину.

Как удалось достичь такой гармонии, и при этом сделать известный сюжет интересным, мы спросили у Ирины Лаптиевой:

- Мы пересмотрели множество сценарного материала, инсценировок «Каштанки», но ни одна не оказалась моей. В итоге было решено написать собственную версию «Каштанки».

- Что отличает вашу версию от других?

- Это трудно судить. Я шла за собой. Это «Каштанка», пропущенная через меня. Это моё видение сегодняшнего звучания этого сочинения, для современных зрителей.

- Вы считаете это произведение современным?

- Да. Она всегда будет современна. Истории такого плана вечны. Другое дело, как ты материализуешь эту современность. Это и оформление и костюмы. Я вплотную, в одной связке работала с Варварой Филипповой - художником спектакля. Я думаю, что у нас получилась современная история.

Спектакль насыщен символами. Они открывают нам душевное состояние героев. Так, фонари в первом действии ослепляют и пугают маленькую Каштанку, словно монстры большого города. Во втором действии они вдруг становятся волшебными игривыми фонариками, усыпая дорогу будущей артистки яркими танцующими звёздочками. А в самом цирке - это праздничные и призывные огоньки.

Музыкальное решение спектакля тоже символично. Герои существуют в остро конфликтном звуковом пространстве: завывание вьюги в начале спектакля совмещается с грустной, щемящей надрывной музыкальной темой одинокого, в этом враждебном городе маленького существа.

Именно звуковой фон наполняет особым смыслом, каждое движение героев, помогает увидеть суть, делает спектакль глубоким. Мир Каштанки наполнили звуками композитор Владимир Зырянов и студентка нашей консерватории звукооператор Полина Василейко. Музыкальная драматургия выстроена очень точно: одна и та же тема обрамляет спектакль, есть лейттемы, повторяющиеся многократно на протяжении действия. Музыка не иллюстрирует, а дорисовывает картину. Например, мы не видим марширующих по сцене солдат, которые заставили бедную Каштанку, «не помня себя, броситься через дорогу на другой тротуар» и потерять хозяина, но мы слышим военный марш (громкий, однообразный, механистичный и потому пугающий) и сопереживаем героине.

В спектакле работает слаженный актёрский ансамбль. Артисты удивили своей серьёзной физической подготовкой: исполняли сложные номера, как настоящие цирковые акробаты. Сплочённый коллектив отличает заинтересованность в материале. Профессионализм, желание искренне рассказать эту историю, донести до детей самое важное. А трудную задачу перевоплощения в животных актёры решали без помощи грима и костюма (никаких пятачков, клювов и усов), только пластика и точные речевые характеристики и мы верим, что перед нами гусь, свинья и кот.

О том, какие чувства рождает спектакль у маленьких зрителей, размышляет Ольга Куклина:

- Перед детской публикой ответственно играть, потому, что ей трудно солгать. Взрослый отнесётся где-то с юмором, где-то иначе, а ребёнка обманывать совсем не хочется. И когда ребёнок тебе верит, можно считать, что работа твоя сделана. Это верх наслаждения, когда ты понимаешь, что донес до детей нечто важное, затронул их ум, чувства.

- А можно сказать, что Вы в этом спектакле воспитываете зрителей?

- Опосредованно, конечно, идёт воспитание. Не впрямую, а благодаря тому, что они переживают, сидя в зале. Если ребёнок уходит не равнодушным, если он над чем-то задумался, значит он сделает выводы и в реальной жизни будет поступать правильнее.

Страдание умирающего гуся Ивана Ивановича, пожалуй, один из самых драматичных моментов в спектакле. Детям больно видеть смерть, им трудно в неё поверить, но страдание пробуждает в них душу, тем более, что всё заканчивается хорошо. С каким неподдельным восторгом они в финале спектакля аплодируют и радуются, увидев гуся живым!

Впрочем, спекталь адресован не только детям. Мне кажется, что сквозь призму этой истории можно понять сущность отношений между людьми.

- Тема, безусловно, очень важна, она вечная, – говорит Ольга Куклина - это тема, которая не должна угасать внутри человека. Самое плохое, как говорят – это «окамененное нечувствие», когда человек забывает о самых дорогих и самых близких.

Часто жизнь заставляет поверить нас в то, что всё не случайно. Возле театра «Вера» за день до премьеры «Каштанки» обнаружился маленький щенок. Что это? Знак свыше? Божественное благословение? А может быть талисман, который принёс удачу создателям спектакля. Щенок стал неким символом того, что смена эпох, поколений не изменила наши главные ценности: любовь, преданность, сострадание, милосердие.

Татьяна Трактина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт