Видеть в реалиях жизни самые кровоточащие раны и
бесстрашно атаковать, вызывая огонь на себя – это не спецзадание, не программа
для бойцов-героев, находящихся в районе боевых действий. Это повседневная
работа корреспондентов Центра экстремальной журналистики.
Трудно не заметить - они делают для нас подчас
значительно больше, чем люди, профессионально отвечающие за нашу безопасность.
Их оружие – слово. Но, подкладывая мины из шокирующих фактов в редуты врагов,
они провоцируют их на отчаянные шаги. Часто за попытку противостоять
преступлению журналисты сами становятся жертвами (Артём Боровик, Лариса Юдина,
Анна Политковская и многие другие). Страшно то, что
война эта будет идти всегда, пока существуют пороки человеческие, а её героев
мы узнаём лишь после трагической развязки.
С 13 по 15 ноября в киноцентре «Рекорд» в рамках
проекта Frontline в России можно было не только увидеть этих людей, но и пообщаться с
ними. Frontline – дискуссионный клуб, на заседаниях которого общество встречается с
журналистикой, демонстрируются новые фильмы и книги, освещающие многие проблемы
современности.
«Общество, у которого есть доступ к более
качественной информации, обладает лучшими возможностями для принятия решений.
Требуйте от журналистики большего» - девиз проекта Frontline в России.
В программу Frontline в Нижнем Новгороде вошёл показ трёх
документальных фильмов: «За гранью слов: фотографы войны» Грега
Келли и Эрика Фосса (2005 г.), «Красные линии и крайние сроки» Таги Амирани (2005 г.) и «Битва за ислам»
Пола Дженкинса и Фионы Стауртон
(2005 г.).
Побывав на премьере последнего фильма о новых
тенденциях в исламе, который, несмотря на зловещее название, оказался вполне
мирным, я была поражена не столько самой картиной, сколько действительно
яростной схваткой после просмотра. Рассказав о культурных и религиозных
традициях Пакистана, Индонезии, Малайзии и других стран, авторы фильма не
посчитали нужным показать верующих Ирака или Ирана. Может быть, они боялись
надавить на больные места из-за пресловутой американской политкорректности, но
тогда ради чего взято столь громкое название? Обсуждение фильма расставило все
точки над i. Находясь в обществе этих честных, прямых, бескомпромиссных людей, в
эпицентре горячего спора, я внимательно наблюдала за дискуссией. Оценка фильма
варьировалась от самой положительной (в прорастании ислама на национальной
почве разных стран некоторые зрители увидели параллель с нашей русской
историей, когда языческая обряды стали совмещаться с христианством), до резко
негативной (картину называли рекламным роликом ислама).
Покидая «линию фронта», ошеломлённая странными
ощущениями, я понимала, важен не фильм, который лишь задал тему разговора, и
даже не перекрёстный огонь горячих реплик журналистов. Этот смертельный бой за
правду и справедливость может выиграть лишь идеальное общество, к которому мы
стремимся благодаря усилиям мыслящих и смелых людей.
Татьяна Трактина
|