на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Забытое письмо

Здравствуй, Асенька! Ты совсем забыла своего старого ворчливого дедушку. Новый город, знакомства, нехватка времени, и ты пишешь все реже. Но каждая весточка, маленький кусочек твоей жизни, наполняет мою… Как ты? Как дела? Ходишь ли по куда-нибудь выходным? Помнишь, как мы посещали выставки, концерты, театры? Ты терпеливо молчала, считая всё это ужасно скучным. Больше всего не любила консерваторию. До сих пор не понимаю, почему?

В минувшую субботу я имел удовольствие побывать в ней на третьем концерте авторского цикла «Учитель и ученик – встречи в музыкальном салоне». На первых двух я не был, о чём весьма сожалею. Представь... Вечер. За окном сгустились сумерки. Небольшой уютный зал. Кресла с мягкой обивкой. Неброский зеленоватый цвет стен оттеняют легкие светлые шторы. Ты словно попадаешь в другой мир - мир звуков.

Проводила вечер профессор фортепианной кафедры  Нонна Вениаминовна Буслаева. Она же его и организовала. Идея концерта – связь традиций, передача мастерства от учителя к ученику. Примером служили великие композиторы прошлого: Людвиг Ван Бетховен и его учителя Йозеф Гайдн и Антонио Сальери. Весьма интересная тема и актуальная. Чему бы человек не учился, он на определённом этапе многое воспринимает от своего учителя прежде чем превзойти его. Или остаться на одном с ним уровне.

Знаешь, чем меня особенно привлёк этот концерт? Рассказом ведущей. Чередуя устное слово с музыкальным, Нонна Вениаминовна привлекла внимание каждого. Её взволнованная речь выглядела весьма милой. Это мне напомнило тебя, Асенька. Помню, как в детстве, ты, узнав что-то новое, бежала ко мне, чтобы поделиться. Торопясь и путаясь, стремилась скорее высказать главную мысль, в итоге теряя саму нить рассказа. А как смешно ты обижалась, когда я вопросами и уточнениями старался прояснить суть дела? Но ведь это ничуть не портило всего твоего повествования. У Ноны Вениаминовны меня поразило богатство собранного материала. Сколько литературы переработано! Обилие ссылок, цитат, выдержек! И вообще, много ли ты помнишь таких концертов? Теперь всё реже звучит голос О.В. Соколова в большом зале консерватории. И если вдруг увидишь в афише заявку с его вступительным или лекционным словом, не упускай возможности послушать мэтра. Профессия лектора практически сошла на нет. Многие считают, что особой трудности болтать со сцены не составляет. Вот исполнителю трудно. А лектору нет. Набросал себе планчик, прочитал около десятка книг и со спокойной совестью на сцену. Ан - нет. Одно дело собрать материал, но не так-то просто его подать. Вот что главное.

К сожалению, не так гладко звучало музыкальное слово. Музыканты отлично знают, как трудно исполнять композиторов классиков. Ту эпоху отличает не только особый дух и галантный стиль. Классики – рационалисты. Во всём чувствуется чёткость, симметрия. Это выражается не только в форме, но и в звукоизвлечении, артикуляции. Клавесин ведь не сразу был вытеснен инструментом будущего – фортепиано. Новый инструмент требовал новых открытий. Но открытий постепенных. Поэтому приёмы игры долгое время были схожими. Мдаа… То ли инструмент был плохо настроен, то ещё что, но почему-то у всех пианисток была одна нехорошая черта при исполнении, очень резкий звук. А я писал тебе, какими чуткими стали мои уши. Всё же многие годы посещения концертов академической музыки избаловали меня. Исполнители, хотя среди них уже и выпускники консерватории, пока студенты. У них всё впереди. И, как говорится: "Век живи, век учись!" Просто перечислю тебе их имена: Татьяна Кузовлёва, Ольга Окорокова и Виолетта Люзанова.

Своеобразным синтезом двух граней слова, устного и музыкального, стало ариозо Гипермнестры из оперы "Данаида" Сальери. Интересное имя, правда? Но если исходить из содержания оперы, Гипермнестра была одной из 50-ти дочерей царя… А тут невольно задумаешься при выборе имени очередного чада. Кстати, у твоего имени тоже интересная история, но об этом я как-нибудь расскажу в другом письме. Светлана Туголукова, сопрано, довольно неплохо спела ариозо. Хороша девица, ничего не скажешь! Высока, стройна, а уж платье-то вообще загляденье. Тёмно-розовый тон струящегося платья с блёстками нежно оттенял слегка проступавший румянец щёк. Хотя с моей Асенькой никто не может сравниться ни в пении, ни во внешних данных. И пусть голоса у тебя нет совсем, но по искренности выражения тебе нет равных! Эх, никогда не забуду, как ты пела колыбельную своему старому дедушке…

Но поистине самым ярким моментом вечера стало исполнение Н.В. бетховенских вариаций на тему Сальери. Было видно, с каким удовольствием она играла, негромко напевая льющуюся мелодию. А ведь, согласись, очень трудно завершать концерт, который к тому же ты проводила. Немногие лекторы берутся за столь сложное соединение слова и музыки.

Заканчивая своё письмо, ещё раз прошу, не забывай меня. Стар я уже, а ты моя единственная радость в жизни. Подобно тому, как учитель печётся о своём ученике, стараясь передать ему весь свой опыт, так и я лелею надежду о том, что хоть немного, но ты переняла мою любовь к искусству. Ведь только через связь поколений, передачу традиций, как семейных, так и профессиональных, можно быть уверенным в том, что тебя не забудут.

P.S: Кстати, Нонне Вениаминовне на днях была присвоена учёная степень "Кандидат искусствоведения".

Твой любящий дедушка Абрам Заковыристый

Письмо передала Анастасия Ишкирейкина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт