Этому
человеку можно посвящать книги, слагать в его честь оды и петь дифирамбы. Имя
Ильи Фридмана вызывает трепет не только у друзей и коллег, но и тех, кто хоть
однажды слышал его играющим на сцене. Это пианист с громадным исполнительским
опытом - один из корифеев нижегородской фортепианной школы. Некоторые его
выпускники живут в других городах России и за рубежом. А многие остались в
Нижнем Новгороде и успешно преподают на кафедре специального фортепиано в
консерватории.
Илья Фридман - благодарный ученик своих гениальных учителей. В
консерваторские годы он учился у Берты Маранц,
музыканта и педагога, стоявшего у истоков нижегородской исполнительской школы.
Именно ей – одной из лучших учениц Генриха Нейгауза - он обязан тому мастерству
и бесценному опыту, который приобрел на всю жизнь и на протяжении всей
педагогической деятельности передавал своим ученикам.
В музыкальных кругах нашего города знаменательным событием стал I
Международный конкурс пианистов им. А.Н.Скрябина, который проходил в 1995 году.
Президент Нижегородского Скрябинского общества, Илья
Зиновьевич был одним из организаторов и членов жюри конкурса, который затем
переместился в Москву и по сей день открывает публике молодых талантливых
пианистов.
Сейчас Илья Фридман живет в Германии, но Россию не забывает.
Почти каждый год он посещает свой родной город. В этот раз он приехал не только
для проведения в консерватории мастер-классов и
лекций, но еще и для того, чтобы отпраздновать свое 70-летие в кругу родных,
друзей, коллег и учеников.
Самый лучший подарок, который можно подарить любимому педагогу –
устроить концерт его учеников. Геннадий Маслов и Михаил Козлов, Сергей Смирнов,
Николай Грибков и Юрий Баракин – выпускники Фридмана
разных лет посвятили своему учителю произведения Скрябина, Шумана,
Стравинского.
В этот вечер на сцене консерватории выступали не только ученики,
но и сам профессор. Илья Фридман сыграл программу из произведений
композиторов-романтиков. Вдохновенно, с упоением он исполнил Фантазию Шумана.
Чувством легкой печали и благородством проникнут Музыкальный момент Шуберта в
его интерпретации. Ощущением щемящей тоски повеяло от Мазурки Шопена.
Невозможно представить себе выступление Фридмана без пьес Скрябина – ведь он
известен публике, прежде всего, как блистательный интерпретатор скрябинской музыки. Два танца и этюд до-диез минор –
последние послания пианиста в зал – были встречены с восторгом и теплотой.
А
на следующий день - 24 сентября - Илья Фридман выступал с филармоническим
оркестром. "Ностальгия по фортепианному концерту" – так называлась
программа этого вечера. Она оказалась пестрой. Здесь Шуман соседствует с Бахом,
Моцарт и Бетховен – с Брамсом, Рахманинов – с Равелем. В первом отделении
концерта – классики и романтики, во втором – композиторы начала XX века. И все
это – части из великих концертов для фортепиано с оркестром. Эти произведения
разных стран и эпох словно раскрыли нам многогранную личность пианиста.
Концерт Шумана стал прекрасным началом концерта: юношеский порыв,
смятенность этой музыки приоткрыли в Илье Фридмане человека романтической
натуры. Интеллигентность и тонкий вкус – эти его качества бросаются в глаза при
первом же знакомстве с ним не только как с человеком, но и музыкантом: во II
части концерта Баха, на фоне мерных шагов пиццикато струнных, солист изысканно
и тонко плетет кружево из нитей-мелодий. Медленная часть ля мажорного концерта
Моцарта - это меланхолия, а II часть Четвертого концерта Бетховена – это стойкость
и непреклонность перед жизненными преградами. Но наш герой - Илья Фридман -
умеет и повеселиться: искрометным юмором веет от финалов Концертов Брамса и
Равеля.
Ну, и любовь к России, теплые воспоминания о ней на чужбине - об
этих чувствах пианист рассказал музыкой Рахманинова. Рояль словно
сопротивляется Фридману, но музыкант справляется с мощью аккордовой фактуры,
преодолевает витиеватые пассажи и размашистые скачки. Но самое главное, какой
ностальгический дух создает он своей игрой в зале: слезы застилают глаза
слушателей. Это ностальгия по родине, по любимой сцене, по благодарной публике
и, наконец, по музыке, которую играл здесь когда-то. Любовь этого человека к
родине огромна, - ее можно сравнить с теми чувствами, которые испытывал сам
Рахманинов, когда жил в США. Порой музыка творит с нами чудеса, вот и здесь
начинает казаться, что оба Концерта – Второй и Третий - играет сам композитор.
Музыканту не обязательно говорить при помощи слов, о нем сполна
рассказывает музыка. Пианист играет, а из-под его пальцев, как из-под пера
поэта, рождаются звуки и образы, рисующие мир человеческой души. Мир Фридмана
многогранен и широк, и он искренне делится им со слушателями.
Юлия Александрова
|