на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Ностальгия по пианисту. К 70-летию Ильи Фридмана

Этому человеку можно посвящать книги, слагать в его честь оды и петь дифирамбы. Имя Ильи Фридмана вызывает трепет не только у друзей и коллег, но и тех, кто хоть однажды слышал его играющим на сцене. Это пианист с громадным исполнительским опытом - один из корифеев нижегородской фортепианной школы. Некоторые его выпускники живут в других городах России и за рубежом. А многие остались в Нижнем Новгороде и успешно преподают на кафедре специального фортепиано в консерватории.

Илья Фридман - благодарный ученик своих гениальных учителей. В консерваторские годы он учился у Берты Маранц, музыканта и педагога, стоявшего у истоков нижегородской исполнительской школы. Именно ей – одной из лучших учениц Генриха Нейгауза - он обязан тому мастерству и бесценному опыту, который приобрел на всю жизнь и на протяжении всей педагогической деятельности передавал своим ученикам.

В музыкальных кругах нашего города знаменательным событием стал I Международный конкурс пианистов им. А.Н.Скрябина, который проходил в 1995 году. Президент Нижегородского Скрябинского общества, Илья Зиновьевич был одним из организаторов и членов жюри конкурса, который затем переместился в Москву и по сей день открывает публике молодых талантливых пианистов.

Сейчас Илья Фридман живет в Германии, но Россию не забывает. Почти каждый год он посещает свой родной город. В этот раз он приехал не только для проведения в консерватории мастер-классов и лекций, но еще и для того, чтобы отпраздновать свое 70-летие в кругу родных, друзей, коллег и учеников.

Самый лучший подарок, который можно подарить любимому педагогу – устроить концерт его учеников. Геннадий Маслов и Михаил Козлов, Сергей Смирнов, Николай Грибков и Юрий Баракин – выпускники Фридмана разных лет посвятили своему учителю произведения Скрябина, Шумана, Стравинского.

В этот вечер на сцене консерватории выступали не только ученики, но и сам профессор. Илья Фридман сыграл программу из произведений композиторов-романтиков. Вдохновенно, с упоением он исполнил Фантазию Шумана. Чувством легкой печали и благородством проникнут Музыкальный момент Шуберта в его интерпретации. Ощущением щемящей тоски повеяло от Мазурки Шопена. Невозможно представить себе выступление Фридмана без пьес Скрябина – ведь он известен публике, прежде всего, как блистательный интерпретатор скрябинской музыки. Два танца и этюд до-диез минор – последние послания пианиста в зал – были встречены с восторгом и теплотой.

А на следующий день - 24 сентября - Илья Фридман выступал с филармоническим оркестром. "Ностальгия по фортепианному концерту" – так называлась программа этого вечера. Она оказалась пестрой. Здесь Шуман соседствует с Бахом, Моцарт и Бетховен – с Брамсом, Рахманинов – с Равелем. В первом отделении концерта – классики и романтики, во втором – композиторы начала XX века. И все это – части из великих концертов для фортепиано с оркестром. Эти произведения разных стран и эпох словно раскрыли нам многогранную личность пианиста.

Концерт Шумана стал прекрасным началом концерта: юношеский порыв, смятенность этой музыки приоткрыли в Илье Фридмане человека романтической натуры. Интеллигентность и тонкий вкус – эти его качества бросаются в глаза при первом же знакомстве с ним не только как с человеком, но и музыкантом: во II части концерта Баха, на фоне мерных шагов пиццикато струнных, солист изысканно и тонко плетет кружево из нитей-мелодий. Медленная часть ля мажорного концерта Моцарта - это меланхолия, а II часть Четвертого концерта Бетховена – это стойкость и непреклонность перед жизненными преградами. Но наш герой - Илья Фридман - умеет и повеселиться: искрометным юмором веет от финалов Концертов Брамса и Равеля.

Ну, и любовь к России, теплые воспоминания о ней на чужбине - об этих чувствах пианист рассказал музыкой Рахманинова. Рояль словно сопротивляется Фридману, но музыкант справляется с мощью аккордовой фактуры, преодолевает витиеватые пассажи и размашистые скачки. Но самое главное, какой ностальгический дух создает он своей игрой в зале: слезы застилают глаза слушателей. Это ностальгия по родине, по любимой сцене, по благодарной публике и, наконец, по музыке, которую играл здесь когда-то. Любовь этого человека к родине огромна, - ее можно сравнить с теми чувствами, которые испытывал сам Рахманинов, когда жил в США. Порой музыка творит с нами чудеса, вот и здесь начинает казаться, что оба Концерта – Второй и Третий - играет сам композитор.

Музыканту не обязательно говорить при помощи слов, о нем сполна рассказывает музыка. Пианист играет, а из-под его пальцев, как из-под пера поэта, рождаются звуки и образы, рисующие мир человеческой души. Мир Фридмана многогранен и широк, и он искренне делится им со слушателями.

Юлия Александрова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт