Так сложилось в стенах консерватории, что начало концертного
сезона в Малом зале открывают аспиранты. Получив задание, я решила сравнить
исполнение двух скрипачек. Интересно, что, обучаясь у одного преподавателя
(профессора Софьи Пропищан), они играют с одним
концертмейстером Олесей Куртенок. Их сближает ещё и
имя. Аспирантки струнной кафедры Анна Козлова и Анна Кудрявцева. Концерты
состоялись 14 и 18 сентября.
На оба концерта пришла немногочисленная публика в надежде
услышать хорошее исполнение.
Программа включала полифонию, крупную форму и пьесу. Звучала
музыка как хорошо известных композиторов - И.С.Баха, Н.Паганини, М.Равеля,
Д.Шостаковича, так и менее знакомых даже подготовленному слушателю К.Мостраса и К.Нильсена.
Что и говорить, многое зависит от качества исполнения,
темперамента, характера и предпочтений музыканта. Так, Анне Козловой явно не
хватило огня в «Цыганском романсе» Равеля, хотя заявка была хороша. Запев
романса получился весьма экспрессивным, но развить начальную мысль скрипачке
помешал недостаток темперамента. Всё-таки исполнение цыганской музыки требует
надрыва, особой страстности и жара. А вот концерт Д.Шостаковича прозвучал
отменно! Зрители по достоинству оценили смелость, уверенность и техническое
мастерство аспирантки.
Невозможно не отметить бархатную глубину звука, мастерское
владение смычком Анны Кудрявцевой. Особое впечатление на слушателей произвела
вторая часть концерта К.Нильсена. Проникновенное
лирическое Andante,
вырастающее из вагнеровского мотива томления, после
диалогов скрипки и фортепиано перетекает в выразительнейшую мелодию глубокого
чувства.
Как ни странно, публика реагировала весьма неоднозначно. Мы
откликаемся с большим энтузиазмом на хорошо известное, привычное нашему слуху,
но все новое, непонятное принимаем весьма осторожно. Если исполнитель
рассчитывает получить признание у публики, он должен выбирать программу более
или менее известную, иначе… Хотя и публика, не скроем, бывает разная.
В целом, можно отметить профессионализм аспиранток, пожелать им
творческих успехов и не забывать, что исполнитель воспитывает слушателя, а не
наоборот.
Анастасия Ишкирейкина
|