31
августа зал Художественного музея гудел, как улей. Нельзя сказать, что в него
было не пробиться – можно было пройти, пригубить винца и присоединиться к одной
из «компаний по интересам», которые оживленно беседовали, обсуждая встречу
после отпусков и увиденное в музее. Среди встретившихся были художники и
актеры, фотографы, журналисты, отметились и все скрипачи консерватории. Немудрено:
программа-превью XI международного фестиваля Earlymusic объединила художественно-фотографическую выставку
«Метаморфозы монарха» и концерт «Звук исчезнувшего мира: музыка русской усадьбы
конца XVIII-начала XIX вв.».
Проект представляли директор нижегородского Художественного музея
Марина Братанова, руководитель программы «Культурная
столица Поволжья» Анна Гор, организаторы фестиваля Earlymusic Глеб Фирстов и Андрей Решетин.
Как сказала в приветственной речи Анна Марковна, впервые проект
сотрудничает с Художественным музеем, и это сотрудничество представляется
чрезвычайно плодотворным: залы музея, где живет прошлое – это пространство, в
котором должна звучать музыка того времени, воскрешая звуки забытых времен.
Одна из таких эпох – рубеж XVIII
– XIX веков,
время правления Екатерины II,
время расцвета русской дворянской усадьбы, придворного и домашнего музицирования, ставшее предметом воскрешения в музыке,
исполненной Андреем Решетиным и Марией Крестинской. А
общий торжественный имперский посыл нашел отражение в фотовыставке Валерия
Кацубы «Метаморфозы монарха». Моделью, примеряющей на себя образы Петра I и
Екатерины II, Павла I и
Александра III стал художник-лицедей
Владислав Мамышев-Монро. Эти фото - напластование
эпох, когда сквозь один культурный пласт просвечивает другой. Здесь и озорная
улыбка ребенка, примеряющего отцовский пиджак, и бахтинская
карнавальность, и тонкая петербургская нота.
Петербург и Петергоф, роскошные дворцы, камень и море – атмосфера, которая на
фотографиях Кацубы является вторым действующим лицом.
По поводу выставки А. Решетин сказал: «Всегда хотелось
представить, как бы могла выглядеть барочная фотография». А Глеб Фирстов создал необходимую атмосферу, продекламировав пару
собственных стихотворений, посвященных последнему дню лета, уходящему в прошлое
так же, как уже ушли изысканные и благоуханные мелодии Жерновика
и Хандошкина, как стала историей династия Романовых.
Лишь Earlymusic
– наша машина времени, дающая возможность увидеть и услышать это наяву. Что не
увидеть взаправду – придумать. Что не услышать – домечтать.
И еще один момент, на который указала А.М.Гор – это
сознательность нашего отношения к культурным проектам и к культуре вообще. Проведение
таких фестивалей – дело дорогостоящее: на Earlymusic, например, приедут
звезды аутентичного музыкального искусства мировой величины. И мы, придя в
музей на концерт или на выставку, можем выразить свою поддержку тем, кто делает
это большое дело, очень просто: купив билет. Конечно, выручка от продажи
билетов не в состоянии покрыть всех затрат, но организаторам важно понимать,
что настоящие ценители искусства поддерживают такие проекты, что они - нужны.
Анастасия Лямина
|