Что это может значить «Телефон заменит компьютер на
моем рабочем столе»? – возмутится подкованный читатель. Ведь это же два
абсолютно разных устройства. Для разных задач. Телефон – чтобы звонить. А
компьютер, компьютер это универсальный прибор. В нем у меня загружены мои
корпоративные программы, почта, текстовый редактор наконец. Скажете мне,
пожалуйста, как я буду редактировать текст на телефоне? Как вы это себе можете
представить? Скорее всего авторы статьи ошиблись с названием, и правильно было
бы ее назвать – «Сможет ли компьютер заменить телефон?». Соглашаясь с такой
абсолютно обоснованной реакций, тем не менее авторы статьи настаивают на своей
версии поставленного вопроса и предлагают вам дойти до конца статьи для того
чтобы уже после сделать собственное заключение об излагаемой точке зрения.
Что такое
современный телефон на рабочем месте?
Учитывая всеобщую IP-тезацию корпоративных сетей, и предсказание
(кстати, в России уже достаточно активно сбывающихся) о повальном переходе на
технологии корпоративной IP
телефонии, современным телефоном на рабочем месте мы будем
называть IP телефон
– клиентский терминал к одному из наших корпоративных сервисов IP сети.
Так уж сложилось, что в IP сетях всё принято
делить на сервисы и клиентов этих сервисов. Например, сервис электронной почты
(почтовый сервер) и клиент к нему – MS
Outlook, The Bat, Lotus Notes и т.п. Сервис –
файловый сервер, и клиент к нему – File
Explorer, Norton
Commander или FAR. Аналогично и с
корпоративной IP телефонией: есть сервис сети – IP PBX и клиент к нему – настольный или программный IP телефон. Любая клиентская программа (например, MS Outlook), при входе в сеть отыскивает свой сервис – свой сервер, к которому
подключается и предоставляет нам, конечным пользователям, доступ к
функциональному набору этого сервиса. Например, почтовый сервис позволяет,
читать и отправлять электронные письма. Файловый сервис – хранить и искать
файлы. А сервис корпоративной IP
телефонии – совершать звонки (в т.ч. видео-звонки) по нашей
корпоративной IP сети.
Таким образом, мы видим, что наш IP телефон, с одной
стороны повторяет те функции, которые мы привыкли ожидать от обыкновенного,
аналогового телефонного аппарата. Но с другой стороны он не подключен прямым
проводом к телефонной станции. Он подключен к компьютерной сети, которая как мы
только что установили, наводнена разнообразными IP сервисами. сети. Внутри IP телефона находится свой
процессор, оперативная память, программный код, определяющий возможности
телефона и обычно периодически обновляющийся производителем. Наличие
дополнительных возможностей к программируемости, естественный вход в IP сеть, а также
устоявшееся представление о том, что у хорошего настольного телефона должен
быть большой и удобный цифровой экран, на который для пользователя выводится дополнительная
полезная информация, видимо послужило причиной тому, что часть проектировщиков IP телефонов, не
остановились на том, что в своих изделиях реализовали поддержку только
стандартных телефонных функций. Они сделали нечто большее. Они воспользовались
находящимися в их руках электронными
ресурсами и превратили дисплеи своих произведений, в мини-броузеры, аналогичные тем, что мы
используем для прогулок по Интернету. Эти мини-браузеры способны отображать
данные не только связанные с телефонной тематикой, но и также данные,
предоставляемые другими сервисами IP
сети. Например, корпоративного или внешнего web-сервера. Они придумали
и воплотили в жизнь специальное расширение XML языка, которые учитывает специфику такого вот
мини-браузера, и позволяет получать и отображать информацию практически от
любого IP сервиса,
а также удаленно управлять IP
телефоном, отправляя на его внутренний Web-сервер XML сообщения с
командами.
Таким образом, современный IP телефон, как мы видим
это не просто устройства для предоставления голосового коммуникационного
сервиса. Это еще и встроенный мини-барузер, web-сервер, работающие на специальном расширении XML и позволяющие
интегрировать ресурсы сервисов нашей корпоративной IP сети на своем экране.
Технология эта получила название XML
сервисы, появилась несколько лет назад, нашла понимание и
поддержку у системных интеграторов и производителей программного обеспечения.
По ссылке в Интернет http://www.hotdispatch.com/browse-ip?CATEGORY=5150&SEARCH-TYPE=FULL&POSTID=3352920170
собран каталог уже готовых коммерческих и бесплатных продуктов независимых
разработчиков.
Что могут XML сервисы IP телефона?
Давайте попробуем понять какие задачи способен
решать XML сервис
IP телефона у
Вас на рабочем столе. Но для начала, авторы статьи предлагают ввести некоторый
классификатор этих задач в соответствии с их назначение с позиции понимания
бизнес-процессов компании.
Первый тип XML сервисов это те, что расширяют возможности или
добавляют новые возможности к основному сервису любого телефонного аппарата –
установление и поддержание телефонного
соединения. Мы предлагаем их называть - телефонные
XML сервисы. В
традиционной телефонии телефонные сервисы определяются функциональной
насыщенностью телефонной станции. Простые примеры – удержание вызова,
переадресация, парковка вызова и т.д. Добавление новых сервисов можно
осуществить только на системном уровне – производитель телефонной станции добавляет
новые возможности в свое оборудование или за счет интеграции с автономными
системами на базе плат компьютерной телефонии (например, Intel-Dialogic). В IP телефонии основной
набор телефонных сервисов так же находится внутри IP телефонной станции, но
расширение осуществляется более просто, например, с помощью телефонных XML сервисов. Кстати к
основным телефонным XML сервисам в IP телефонии можно отнести и те, что расширяют и добавляют возможности
видео IP телефонии
и видео-конференций. Примерами таких телефонных
XML сервисов
являются «групповое звуковое оповещение»,
автодозвон по нескольким номерам абонента, перемещаемый номер абонента и
так далее.
Вторая категория XML сервисов – информационно-справочные.
Они абсолютно автономны, никак не связаны с телефонией и в основном
используются для предоставления справочной информации на экране IP телефона. Например,
курс валюты, погода в городах, расписание рейсов самолетов, поездов или остатки
на складу, текущее состояние счета. Обычно всю информацию такие сервисы
получают с корпоративного или внешнего web-сервера
или другого аналогичного ресурса. Из-за простоты реализации и обилия
полезной справочной информации в сети, XML сервисы, реализующие такой вид
функциональности, получили максимальное распространение и известность, так что
в настоящее время практически каждый специалист, рассказывающий о технологии IP телефонии и XML сервисах, обязательно
упоминает об этом их виде.
Третий класс XML сервисов – интерактивные
приложения. Сервисы этого типа используются как полезные корпоративные
приложения, аналогичные тем, что доступны на компьютере, но с интерфейсом
пользователя на дисплее IP телефона и системой
ввода в виде нажатий на touch-экран или кнопки IP
телефона. Такого рода сервисы системными интеграторами или разработчиками
программного обеспечения и чаще всего создаются под заказ.
Например, для работы с корпоративной ERP системой чаще всего
используется компьютер. Но в технологическом цикле любого предприятия всегда
есть такие рабочие места, где доступ к фиксированному набору интерфейсов или
отчетных форм ERP системы нужен, но вот использование для этих целей целого компьютера
избыточно. В этом случае оптимально разработать XML сервис и на таких рабочих местах организовать
доступ к ERP системе
через экран IP телефона.
Другим местом внедрения такого XML сервиса является IP
телефон на рабочем столе топ-менеджера и линейного руководителя
компании. Ведь согласитесь, что удобно получать информацию о цифровых
показателях деятельности подразделения (компании) простым нажатием двух кнопок
на экране своего IP телефона.
В качестве примера внедрения такого вида сервиса
можно привести персональный календарь с расписанием встреч и задач, систему учета посещения
занятий студентами университета, сервисная система для гостей и обслуживающего
персонала отеля или гостиницы. Или открытие через IP телефон типовых заявок
для служб административной и технической
поддержки компании: неисправности принтера, заказ канцелярки, кофе с
чаем в переговорную комнату, резервирование переговорной комнаты или служебного
автомобиля. А также отправка и получение коротких сообщений на экране телефона
аналогично SMS или Интернет пейджеру, одновременно со звонком отображение на экране IP телефона дополнительной
информации о клиенте, полученной из CRM
системы компании.
Когда
использовать XML сервис
Интрига принятия решения об использовании XML сервисов IP телефонии состоит в
вопросе выбора: телефон или
компьютер? Давайте оглянемся вокруг и
спросим себя «какую типовую информацию мне необходимо получать каждый день?»,
«какие типовые операции я делаю ежедневно?», «все ли устраивает меня в способе
получения информации или выполнения операций в повседневной деятельности?».
Размышляя таким образом, практически каждый из нас сможет решить, что является
типовым и повторяемым и я хотел бы иметь к этому максимально быстрый доступ,
что именно оптимизирует мое рабочее время? А, следовательно, и рабочее время
всех сотрудников моего отдела или компании в целом.
Однако если вы всерьез решили применить XML сервисы как инструмент
оптимизации типовых задач вашей
компании, то надо подготовиться и к преодолению сопротивления персонала
компании, всегда возникающее при внедрении новых электронных средств
автоматизации. Именно поэтому проектирование и внедрение XML сервисов IP телефонии наиболее
эффективно тогда, когда оно идет рука об руку с внедрением какой либо
информационной системы предприятия. В этом случае можно будет достичь
максимального эффекта автоматизации при минимизации затрат на внедрение и
преодоление сопротивления.
Давайте рассмотрим еще различные варианты XML сервисов, которые как
идеи появились у моих коллег и меня в течение 20 минут:
- Напоминание о днях рождения сотрудников,
- Контроль состояния счета на мобильном телефоне (или вообще любого
счета),
- Предоставление части телефонного справочника своей компании как
XML сервиса, доступного через Internet для партнеров, со своей системой IP
телефонии,
- Для часто допоздна задерживающихся на работе - заказ пиццы через
Интернет сервис.
Один из авторов статьи постоянно пользуется XML сервисом
своей компании - корпоративным телефонным справочником. Все очень просто - набираем первую букву фамилии (вторую, третью
и т.д.) и на экран выводится список
сотрудников с фамилиями на ту же букву, а затем просто нажимаем кнопку
«позвонить». Тем самым он и его коллеги избавили себя от поиска телефона в
бумажных справочниках и файлах на компьютере. Кстати еще одним неоспоримым
преимуществом внедрения этого XML сервиса,
является простота обслуживания. Теперь существует одна точка хранения
информации об абоненте – общекорпоративнй каталог.
Среди российских компаний интеграторов уже сегодня
существуют те, которые для своих заказчиков активно и с успехом разрабатывают XML-сервисы типа
интерактивные приложения. Это наглядно демонстрирует, что рынок XML сервисов для IP телефонии в России
существует. Заказной XML сервис отличается от типового или бесплатного тем, что максимально
учитывает потребности клиента и в итоге тесно интегрирован с бизнес-процессами
заказчика.
Те компаний, в состав которых входит департамент
разработки программного обеспечения, и необходимые временные и трудовые ресурсы
доступны, могут разработать XML сервис самостоятельно
– для этого достаточно скачать бесплатный SDK с ресурса в Интернете: http://forums.cisco.com/eforum/servlet/IPCApps?page=Developer_Services.
Заключение
И так какой же будет ответ на вопрос, поставленный
в названии статьи? – «Конечно же, нет». При сегодняшнем уровне развития
телекоммуникационных средств связи, никакой телефон не заменит компьютер. По
крайней мере, до тех пор, пока у него не появится мышка, удобная клавиатура и
большой цветной экран. Но, учитывая то, что в последнее время типичные
компьютерные программы все чаще и чаще переносятся на экраны IP телефонов, то можно
предположить, что когда-то, в будущем, граница между компьютером и телефоном
станет условно-виртуальной и тогда наш вопрос просто потеряет всякий смысл.
Поживем – увидим.
Врезка –
реализованные XML сервисы IP телефонии
Перечислим несколько на наш взгляд разработок XML сервисов для IP телефонов.
Телефонные XML сервисы IP телефонии
- Название: Определитель номера
Производитель: INLINE
Technologies (www.in-line.ru) Описание: позволяет получать на
свой телефон информацию о звонящем абоненте из общекорпоративного каталога
(например Microsoft Active Directory). Распространение: бесплатно
среди заказчиков производителя
- Название: Групповое оповещение
Производитель: INLINE
Technologies Описание: помогает донести
голосовую информацию до определенной группы абонентов. Этот сервис чем-то
похож на функцию селекторного совещания с односторонней связью – когда
руководитель сообщает важную информацию до своих сотрудников. Вы можете
снять трубку своего IP телефона, выбрать интересующую группу абонентов и
сделать голосовое сообщение. Помимо прямого голосового сообщения возможно
воспроизведение заранее записанного аудио-файла, например для службы
экстренного оповещения о стихийных бедствиях. Распространение: бесплатно
среди заказчиков производителя
- Название: Extension mobility
Производитель: Cisco Systems (www.cisco.com) Описание: номер присваивается
не телефону, а сотруднику компании. Сотрудник на любом корпоративном
телефоне может загрузить собственный номер и соответственно все свои права
на звонки, доступ к голосовой почте и т.д. Удобно, если сотрудник
перемещается из одного офиса в другой, или в случае реализации стратегии
виртуального рабочего места. Стоимость: бесплатно с каждым
Cisco Unified CallManager
- Название: SMS Sender
Производитель: DHewson (www. DHewson.com) Описание: отправка SMS
сообщения с экрана IP телефона. Распространение: коммерческий
продукт
Информационно-справочные XML сервисы IP телефонии
- Название: Корпоративный телефонный справочник
Производитель: INLINE
Technologies (www.in-line.ru) Описание: позволяет
осуществлять поиск необходимого абонента в общекорпоративном по первым
буквам фамилии. Распространение: бесплатно
среди заказчиков производителя
Интерактивное приложение
- Название: Impact 360
Производитель: Witness systems
(www.witness.com) Описание: интеграция с системой
записи. С экрана IP телефона пользователь отмечает, что текущий разговор
должен быть записан и в дальнейшем может быть переправлен в виде звукового
файла в любой ящик голосовой почты или на любой E-Mail. Распространение: коммерческий
продукт
- Название: IP Phone Agent Desktop
Производитель: Cisco Systems (www.cisco.com) Описание: интерфейс рабочего
места оператора контакт центра на экране IP телефона. Распространение: коммерческий
продукт
- Название: Resource scheduler
Производитель: Digital Dynamics Software (www.digdyn.com) Описание: поддержка
резервирования разделяемых ресурсов компании (переговорные комнаты,
демо-комплекты, автомобили и т.п.). Распространение: бесплатно
Павел Теплов
Менеджер по развитию бизнеса Cisco
Systems
Дмитрий Сабаев
Руководитель отдела мультисервисных сетей INLINE
Technologies.
|