На главную
Luk - Sex,  24-02-2008, Rocco::ФотоSTIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: ФотоAnimalJazz, 9-03-2008, Rocco::Фото

*

Рубрики

Trans-Art  |  Бубновый Валет или первая попытка Транс-Арта на существоваание в 20 годах прошлого века

Удивительно разноообразна природа русского изобразительного искусства, поражают и покоряют необычные его повороты, высоты, взлеты, - все то, что в прошлом веке безапелляционно называлось «тупиком», «падением» и «буржуазным эпигонством».

Как много важного и дорогого было «не рекомендовано» и «запрещено»! Мы жили, даже не подозревая о потерях и утратах, которые несли постоянно! До сих пор мы делаем для себя открытия, недаром же мы «страна непредсказуемого прошлого»!

Среди множества запрещенных вещей было и искусство русского авангарда, в том числе живопись объединений художников предреволюционных и послереволюционных лет, а потом постоянная борьба с «формализмом», «абстракционизмом» етс… Поэтому так радостно, что сейчас есть возможность увидеть в подлиннике картины таких художников, даже имена которых когда-то звучали криминально! Это Ларионов, Кончаловский, Гончарова, Куприн, Лентулов, Рождественский, Фальк, кубисты, футуристы  и. конечно же, Шагал. Большая выставка работ Марка Шагала, которая буквально встряхнула страну в 1973 году, была фактически первой «оттепелью» в области изобразительного искусства.

(Конечно, с точки зрения транс-арта я могу поспорить со многим в данной статье. Но...с «третьей позиции»!  Во многом нам сейчас чужда культура абстракционизма того же видео-арта или уводящий в бездну the contemporary art. Музей Актуального искусства – это почти мейнстрим на Западе. Но какова цена «пролоббированного абсурда» для Западной цивилизации? Никто не изучал этот вопрос, но мнения людей сходятся в одном: картина бездуховности «общства потребления» неутешительна. Для меня Россия Набокова – это не Россия Дягилева. Россия Волошина – это не Россия Горького. Это «две огромные разницы»! Россия современных художников-концептуалистов, которые делают нашу жизнь еще более невыносимой, показывая в «Арт-Буфете» свой упаднический видео-арт, и Россиия Растроповича и Вишневской, или Россия Софии Губайдулиной, художника Леонида Колосова, который изобразил мир русских фейри не менее талантливо, чем описал их Толкиен, новая классика Геннадия Курскова, который потрясает залы Европы, но совершенно не признан «концептуалистами» здесь, – очень различаются друг с другом. Художники флюоро-стиля – это уже не Стивен Кляйн и не «престиж» безумия видео-арта на «модных» инсталляциях Культурной Столицы, как и художники кибер-арта, – гораздо более жизнеутверждающи по сравнению с ними, как и художники граффити-стиля – это не пролоббированный «инсталляциями»  «стрит-арт», а потому он не стрит-арт («не оплачено»), он КРАЙМ-АРТ для Вавилона! «Потому что они  трансформируют реальность, давая ключ к ее глубинному смыслу – это и есть определение транс-арта», который не относится ни к  «социалистическому» реализму, ни к авангарду как таковому, именно потому мы говорим, что мы – «ТРЕТЬЯ СИЛА» :) Очень сложно сейчас разобраться, кто же ведет нас к понимаю Истины как Моцарт, а кто уводит нас от жизни сейчас. Советская Россия запрещала и то, и это. К сожалению, попытка построения нового общества в нашей стране была осущетвлена до Эпохи Водолея, когда люди еще мало задумывались о сущности всех вещей вокруг них. Потому любое отклонение от  принятой официально психической нормы (в соответсвии не с медицинской истиной, а идеологией) не рассматривалось как творчество, а только как безумие. Сейчас же творчество и безумие идут рука об руку, и задача нашего критерия транс-арта отделить одно от другого.

(Цитата длинна, но она того стоит: «Галерея М. Гельмана против мракобесов».

«В 2000 году, во время последней персональной выставки Авдея Тер-Оганьяна, группа людей, ряженых в казачью одежду, устроила погром в нашей галерее, изуродовав работы примерно так же, как другая (а может, и та же) группа сделала недавно в Сахаровском центре. Сотрудникам галереи они говорили, что все равно убьют Авдея и всех, кто его поддерживает. В тот момент нам казалось, что это локальный инцидент, уж слишком смешно и не страшно выглядели эти "погромщики". Не желая придавать выставке скандальный характер, мы не стали обращаться в милицию. Видимо, зря. Прошло два года, и после того, как было объявлено о проведении выставки Авдея Тер-Оганьяна "Ненормативная живопись", в Галереe М. Гельмана снова стали раздаваться звонки с угрозами погрома в том случае, если выставка откроется. Наученные горьким опытом, в этот раз мы потратимся на охрану. А если, несмотря на это, работам или галерее будет нанесен ущерб - будем судиться» (gif.ru)). Так что можно понять Советскую Россию :), которая просто не допускала такого своей идеологией.

"...Красота  - это  страшная  и  ужасная  вещь!  Страшная,  потому  что неопределимая, а определить нельзя потому, что Бог загадал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия живут. Я, брат, очень необразован,  но я об этом много думал. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека.  Разгадывай  как знаешь  и  вылезай  сух  из воды.  Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и  с  умом высоким,  начинает  с  идеала  Мадонны,  а кончает  идеалом  содомским.  Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит  от него  сердце его,  и  воистину,  воистину  горит,  как  и  в  юные

беспорочные годы.  Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы  сузил. Черт

знает  что такое даже, вот  что!  Что уму представляется позором,  то сердцу

сплошь красотой. В содоме ли красота?"...

Ф. М. Достоевский. "Братья Карамазовы"

У нас с «концептуалистами» the contemporary art , тем не менее есть «парочка общих предпочтений»: это Пелевин и Илья Кабаков. Впрочем, вернусь к статье Инны Лобис).

Две крупные выставки, которыми нас не так давно порадовала Третьяковская галерея, позволяют задуматься о путях русского изобразительного искусства и оживить картину начала 20 века. Это огромное собрание картин Шагала в Лаврушинском и ретроспектива «Бубнового Валета» на Крымском.

«Бубновый валет» - объединение художников, возникшее в 1 десятилетии нового века как альтернатива изысканной и утонченной живописи «мир-искуссников» с нарочито огрубленным, приземленным подходом, вобравшим в себя яркость лубка и народного искусства.

(Или иначе: «Бубновые Валеты» боролись за конструктивную живопись. Используя достижения Сезанна, иногда Матисса и других французских живописцев, они возвращали предмету массу, объем, цвет, трехмерную форму, стремились к синтезу цвета и формы. Каждый предмет, а вслед за ним – каждый образ – получали право говорить о существенных сторонах мира. Вещи приобретали в глазах этих художников ценность не только из-за смысловых своих особенностей, но из-за пластических качеств» (с) (Дмитрий Саратьянов). Ну чем не критерий транс-арта J))))!)

Организаторами этого объединения стали молодые, но уже твердо стоявшие на ногах художники. Коренными «бубнововалетцами» стали Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, Александр Куприн, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Василий Рождественский, в разное время к ним присоединялись многие другие, выставлявшие свои картины в «Бубновом Валете». Многие из них выпорхнули из одного гнезда – Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Жажда сказать новое слово в своем  искусстве, желание знать, что происходит в Европе, устремили многих из них в Париж, всегдашнюю Мекку искусств. Там, познакомившись с творчеством популярных в то время фовистов, кубистов, сезанистов (особенно близкими им стали А.Матисс, А, Дерен, А.Марке, М.Вламинк, Р.Дюфи), русские художники возвращались в Россию, полные желания взорвать изнутри и без того зыбкую атмосферу культурной жизни общества. И им это удалось.

(Хочется добавить своего рода кросс-сообщение: тогда же творили и формировали менталитет 20 века и Оскар Уайльд, и Лотреамон, и Метерлинк, не говоря уже о Бодлере, Рэмбо, все их откровения, особенно роман Уайльда о силе портрета, могут пролить свет нам на то, насколько тогда живопись влияла на умы людей)

Теперь уже трудно поверить, что на первой выставке «Бубновый Валет», открывшейся в 1910 году в Москве, раздавались не только споры, но порой дело доходило почти до драки и оскорблений.

Объединение просуществовало до 1917 годаи естественно распалось. Ненадолго возродилось после революции, чтобы пропасть уже навсегда. Но след этого объединения навсегда остался в руском искусстве.

Наряду с русскими художниками охотно выставлялись и их друзья – французы.

В портретах, автопортретах и женских портретах, стоявших особо, художники пользуются новыми средствами: с одной стороны – нарочитая огрубленность формы, некая приземленность образов и лаконичность в использовании художественных средств, с другой стороны - яркость народного лубка, бьющая через край энергетика локального цвета, почерпнутые у фовистов, «сезанизм» и явное наслаждение жизнью.

Автопортреты Кончаловского и Машкова. Как бы снижающие образ, наполнены особой силой и потрясающей энергией. Несмотря на кубическую технику, они обладают и сходством и психологизмом. Таковы же и женские портреты, в какой-то степени полемизирующие с утонченными образами женщин «Мира искусства» и строгой красотой классических парадных портретов. Это слегка шаржированные,рощенные, утяжеленные женщины, как. Например, в «Портрете дамы с фазанами» (1911) Ильи Машкова.

Во многих из них еще сильна связь с постимперессионистами, явно чувствуется влиянение Поля Гогена с его яркой декоративностью.

В развитии натюрморта как жанра бунововалетцы сыграли особую роль. «Сезанизм», свойственный многим из них, например, натюрморты Гончаровой, помогал обрести особую объемность и вещность. Яркие краски, простота художественных форм и изображенных предметов, постепенный отход от первоначального кубизма делают натюрморт отдельным, самоценным произведением искусства.

Замечательные натюрморты Куприна надолго приковывают к себе взгляд зрителя, не только объемной выразительностью, но и несколько непривычной для бубнововалетцев колористической гаммой.

И, конечно же, особой яркостью и выразительностью отличаются пейзажи. Здесь особо хороши работы Гончаровой, такие, как «Осенний пейзаж», ее «Крестьянская серия», где портрет соседствует с пейзажем, крымские пейзажи Фалька, дворики и улицы Куприна, городские сюжеты Кончаловского.

Сейчас, прослеживая весь ход развития живописи, так легко разобраться, «кто есть кто». Но «в процессе» это было непросто, и несогласия между творческими личностями вели к разрыву, отходу друг от друга. Так, возникновение «Лучизма» Ларионова повлекло разрыв с бубновалетцами. Но все же хочется сказать, что многие полотна, выставляемые в тот период,стали настоящим сокровищем мировой живописи. Таковы работы Наталии Гончаровой. «По фантастическому великолепию красок, о предельной выразительности построения, по напряженной мощи фактуры» (с) (Бенедикт Лившиц). Их не страшно сравнить с лучшими холстами Ван Гога и Матисса.

(От себя хочу заметить, что то, что делала Наталья Гончарова, -  это неизбежно станет одним из «классических» образцов транс-арта, впрочем, возможно, это артефакт «номер один». Художница общается с Богом без переводчиков. Если бы мы могли дать на будущем сайте ее галерею, желательно в кибер-стилистике, это была бы культурная революция. Только Пауль Клее или Эшер доходили до такой глубины, но Наталья взлетает в Небо).

На прошедшую несколько лет назад выставку «Бубного Валета» предоставили картины художников многие музеи мира, кроме Пушкинского и Русского. Было неожиданно и приятно увидеть 2 картины Рождественского, принадлежавшие Нижегородскому художественному музею, картины из Псковского, Серпуховского музеев. Прошло время и то, что в начале 20 века было дерзким, эпатажным, вызывало скандалы и споры, в начале 21 века стало понятным, интересным и просто «в традиции». Мы с благодарностью и радостью ходим среди волшебно уходящих в гору улочек Фалька, кубистических, звучащих колокольным звоном монастырей и кремлей раннего Аристарха Лентуллова, этого наибольшего экспериментатора в «Бубновом Валете», ликующих предметов и цветов Машкова, красивых и? порой, совсем еще «импрессионистских» пейзажей Рождественского, например, его работа «Лодка на Сене», лирических экспериментаторских натюрмортов и пейзажей Куприна, Гончаровой, кубистских опытов Удальцовой и Поповой… Мы видим, что в «Бубновом Валете» были художники различных темпераментов и талантов, но все они одинаково нужны и интересны нам, людям последующих поколений.

Инна Лобис,
(Комментарии в скобках Helen)

Jimmy02.06.2010 10:46
Статья офигенная - раньше так писали в крутых журналах - сегодня тут. Нижний вечно - андеграунд в общем бэграунде России, др словами - рулит там, где в "нормальных" изданиях ацтой. И притом ваши авторы даже бабок за статьи не получают
VRednaya07.10.2009 13:35
блин, мне нравится твой слог, ты можешь прислать свои стать нам на конкурс журналистов? я думаю приз точно возьмешь!!!!
Андрей12.07.2008 11:29
О большинстве упомянутых в этой статье работах можно сказать только одно: "На дурных примерах хорошего вкуса не воспитать!"
Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок