Очередное собрание журналистского клуба выдалось
насыщенным и интересным: оценочный период кишел высококачественными событиями,
о которых можно было не только поговорить, но и поспорить, не только поставить
оценку, но и задуматься над последствиями.
Крупнейшим событием «макушки лета» в буквальном
смысле слова прозвучал Сахаровский фестиваль: его значение в «годовом
рейтинге», то есть в рейтинге всех фестивалей, крупномасштабных акций и прочих
многолюдных культурно-массовых мероприятий города было оценено на 7 баллов. В
эту оценку входит и значимость проекта, и востребованность
массами, и «традиционность» его – составляющих лиц и концепции, и особая,
сформировавшаяся и всеми подчеркиваемая «домашняя» атмосфера, и появление
молодых лиц среди слушателей. Все концерты и концепты фестиваля подверглись
внимательному рассмотрению и вдумчивой дифференцированной оценке, ибо не только
о музыке здесь можно было говорить: внутрифестивальное
пространство мозаично, рамки проекта вместили в себя и художественные выставки,
и театральное действо, и «Дни культуры разных стран», и концертную линию,
посвященную 100-летию со дня рождения Шостаковича. При всем этом журналисты
посетовали, что единства концепции не наблюдается. Высокая планка «международности» держится, но не все из перечисленного идет
в «плюс». Однако представить Нижний Новгород без Сахаровского фестиваля мы уже
не можем.
Все отдельные события фестиваля получили и
собственные оценки. Так, приезд Башмета, с
нетерпением ожидаемый и удовлетворивший ожидания (в своей концертной части),
удостоился 9 баллов и первого места в общем рейтинге – впрочем, не
обольщайтесь, первое место нынче поделили несколько событий, а гран-при не
присуждалось.
Спектакль «Волшебная флейта» в постановке Андрея Денникова и с ним самим в качестве основного
«разогревающего элемента», привезенный театром кукол им. С.Образцова, также
получил эту весомую оценку, но насколько она отличалась от безапелляционной башметовской! Спектакль вызвал бурную дискуссию, ибо многие
из журналистов там были, но некоторые посчитали то, что увидели, шедевром, а
некоторые – профанацией. Согласитесь, различный подход во взглядах. Тем не
менее, все согласились, что спектакль – событие значительное: он производит впечатление. Он – спектакль и он –
Андрей Денников. И оба вместе, потому что один неотделим от другого. Может
быть, потому, что нас всегда восхищает в человеке и в актере то, что никогда не
получится у нас самих. То, что подводит человека к пределу его возможностей и
позволяет заглянуть за этот предел. Так ли часто мы можем услышать развитый
мужской фальцет, который позволяет Андрею Денникову
справляться с партией Царицы Ночи, достаточно свободно выпевать фиоритуры,
предназначенные для колоратурного сопрано? В спектакле танцуют и работают куклы
и артисты. Это не настоящий балет, но это вполне профессионально, чтобы и
знатоки балета, покачав головой, значительно сказали: «Хорошо!». Точно так же
музыканты, услышав пение, посетуют на «спорные моменты», но отметят вполне
профессиональное, крепкое владение голосами. При этом на спектакле все мы
существуем в мире кукол. Объединение всех этих сфер в одно рождает ту
совершенно особую «фишку», «изюминку» спектакля, которая выделяет его из
подобных проектов.
Высокая оценка 8 в фестивале
была поставлена выставке Анки Ван Донген «Игра и
конструкции», Дню Венгрии, где был продемонстрирован интересный комплексный
подход в организации мероприятия: венгерская составляющая
была подтверждена не только национальностью выступающих музыкантов (отличный
молодежный струнный квартет «Аккорд»), но и выставкой графики Мартона Такача на стенах зала,
коллекцией книг о Венгрии из фондов библиотеки и присутствием в зале Посла этой
маленькой удивительной страны. Также восемь баллов получил день Франции, с
запоминающимися солистами-вокалистами. А вот нидерландские музыканты («Амстель саксофон квартет» и ансамбль старинной музыки «Джезуальдо консорт Амстердам») не
произвели яркого впечатления и остались на уровне скромной, но твердой
«шестерки». Среднее положение, с «семеркой» в балльном эквиваленте, занял
концерт 3 июля, где солировали теперь уже коронованный «талисман фестиваля» Дора Шварцберг, Хорхе Боссо и местная знаменитость Евгений Брахман, и где Боссо осчастливил нижегородцев мировой премьерой «Мостов»,
замечательно вписавшихся в программу «приношений Шостаковичу».
Впрочем, и помимо фестиваля было о чем поговорить
на этот раз: ударной отметкой в 9 баллов была поднята на призовую высоту
выставка А. и О.Флоренских «Русский трофей», адекватно вписавшаяся в пространство
нижегородского Арсенала. Выставка подкупала яркостью и непринужденностью
экспозиционных методов: были и интерактивные формы работы со зрителями, и
маленькие интересные фильмы, дополняющие общую картину. К высокой культуре,
которую несла данная акция, приобщились даже свадьбы, которые в поисках
интересного фона для съемок сочли таковым пространство Арсенала, оформленное
«Трофеями».
«Восьмерки» по разным причинам достались выставке
Василия Фуфачева «Архетип» в «Безухове» (точнее, над
ним) и приезду Фредерика Бегбедера в Нижний.
«Архетип» был признан интересным, значительным проектом, хорошо использующим
пространство, в которое была вписана выставка и выигрышно подающим объекты
демонстрации. А скандалист и «порочный гений» Бегбедер
создал событие одним лишь своим присутствием, соответствием имиджу и «приложимостью» к собственным книгам, которые этот имидж и
создали. Сопоставимой с этими событиями была бы и ретроспектива фильмов
Владимира Кобрина, проводившаяся в «Буфете», если бы
место проведения не ограничивало возможности просмотра. Будь фильмы показаны в
расчете на большую аудиторию, эффект от этого был бы куда значительнее, ибо еще
10-15 лет назад Кобрин делал то, к чему современные
мастера спецэффектов на киноэкране еще только приходят, а концептуалисты и альтернативщики еще только догадываются.
Наконец, аутсайдером с отметкой 3 значится выставка
Андрея Теребилова «Немного обо всем». Даже не знаю,
стоит ли упоминать событие, обозначенное как «рядовое». Да и может ли событие
быть «рядовым» - по определению?
Анастасия Лямина
|