Газета Лингвист
Газета Лингвист

*

Мнение  |  Особенности журналистского творчества в университетский период

Особенности журналистского творчества в университетский период

Последнее время преподаватели отделения журналистики Нижегородского лингвистического университета сталкиваются с проблемой: их студенты не пишут, не занимаются творчеством. Тем журналистским трудом, который их ждет по окончании вуза, когда они выйдут в «свободное плавание» и начнут реализовывать себя в профессии (если, конечно, они будут работать по специальности). Наиболее активные преподаватели пытаются придумать «драконовские меры» (пугают недопуском к сессии или снижением экзаменационных оценок по журналистским дисциплинам), только чтобы хоть как-то побудить студентов к творчеству.

А они все равно не пишут! Ну не боятся они неаттестации по неизвестному и отсутствующему в учебном плане предмету, примерное название которого может звучать как «творческая активность студента-журналиста». Активность эта должна проявляться ежемесячно в виде написания двух  материалов на согласованные с преподавателями темы. И, не дай Бог, вы напишете «отсебятину»! Нет, приветствуется ваша инициативность, но не настолько далекий полет фантазии.

Если серьезно, то образование, которое получают студенты, обучающиеся по специальности «журналистика» в нашем вузе является образцом классического гуманитарного образования, «гуманитарнее» которого -  только филологическое. Более того, в лингвистическом университете большое количество часов уделяется иностранному языку (иностранным языкам, хотелось бы сказать, но не будем отвлекаться – то, что у студентов иняза - будущих журналистов в учебном плане заявлен только один иностранный язык, да и тот на старших курсах – за отдельную плату, совсем другая проблема, требующая рассмотрения). Таким образом, в программе курса большее внимание уделяется английскому языку и литературе, чем непосредственно журналистике.

 Влияние преподавателей зарубежной и отечественной литературы на студентов столь велико, что будущие журналисты преклоняются перед длинными и пугающими (если мы примем во внимание большой объем нагрузки) списками книг для прочтения  и посвящают свое время им. С другой стороны, большинство студентов-журналистов попали на эту специальность либо потому, что не добрали баллов на «перевод» (а «…раз журналистика – на переводческом факультете, все не так плохо…»), либо баллов не хватило на другие специальности («…жалко, что не международные отношения, но лучше, чем филфак»).  Эти точки зрения имеют место быть и имеют право на существование, также как и мнения о том, что образование на филологическом (экономическом, юридическом) факультете того или иного вуза самое лучшее (качественное, престижное). На конкретной же специальности «журналистика» НГЛУ обучается только 25-30% студентов, попавших туда по собственному желанию и способностям. Остальные 70% либо «зачитываются» томами беллетристики, либо штудируют язык,  планируя работать переводчиками, либо преподавателями. Поэтому-то на них и не влияют лозунги преподавателей: «Вы же будущие журналисты! Как вы можете не писать?!» (не читать газет, не смотреть телевизор, не слушать радио).  Они как не писали, так и не будут писать, разве что отписываться – для «галочки».

Вопрос: что же они занимают учебные места, не давая молодым и талантливым, а главное, желающим быть журналистами ими стать? Ответ: учат язык, получают диплом престижного вуза, а уж работу-то они себе найдут.

Остается 30% студентов, которые хотят работать журналистами (или хотели при поступлении). Но ведь и они не заваливают своими «шедеврами», а пишут от случая к случаю, или снова – для «галочки». Ну не хотят они писать (правда, газеты читают и даже анализируют). А журналистами стать хотят! Парадокс? Да нет. Ну скучно им, неинтересно учиться; подавляя творческие порывы, они книги читают, или готовятся к пяти семинарам сразу, или к двадцати зачетам и экзаменам.

И это не проблема журналистского образования в Нижнем Новгороде, это проблема российского масштаба. Студенты-журналисты МГУ тоже не читают газет и не слушают радио, да и пишут по тому же принципу, что и наши. Конечно, у любого правила есть исключения, как есть прирожденные журналисты, которые попали в «свою колею» и со студенческой скамьи реализовывают потребность в творчестве. Безусловно, они достойны уважения и восхищения. Тех же обладателей уставших и скучающих глаз надо развлекать. Выпускать их в жизнь с интересными заданиями, проводить мастер-классы с опытными журналистами, дать студентам больше свободы в выражении идей, а не править их и без того редкие работы до неузнаваемости.

Можно пойти двумя путями: либо выделить больше часов на журналистские дисциплины: журналистское мастерство и тому подобные предметы, сократив программу общих дисциплин. Либо просто снизить требования  по общеобразовательным дисциплинам, но ввести обязательную отчетность по журналистским (и тогда студенты должны будут писать к каждому занятию на оценку). Ведь, согласитесь, невозможно качественно выполнять все требования учебной программы и заниматься полноценным творческим трудом. Чем-то одним приходится жертвовать, И студенты жертвуют.

Чтобы заинтересовать молодежь, можно и нужно  ввести специализацию не по принципу «журналист на радио, телевидении, в редакции газеты» (для этого во многих вузах нет элементарной технической базы), а по интересам. Например, кто-то увлекается спортом – он с радостью будет освещать спортивные события, политикой – политические и т. д. Но для этого нужны соответствующие знания, одного желания недостаточно. Ну так давайте введем политологию, конфликтологию для подгруппы будущих политических обозревателей, экономику – для экономистов, историю спорта, культуры – для журналистов, специализирующихся в этих областях. И тогда работодатели не будут удивляться тому, что выпускник, желающий писать рецензии, в жизни своей их не писал, да и кто такой Спиваков, знает лишь понаслышке.

В общем, если хочешь стать журналистом, писать надо, несмотря ни на что, точно определиться со специализацией и накапливать знания в ее области, жертвуя свободным временем; надо всегда и везде успевать, быть активным, инициативным! Да, хотелось бы закончить на этих возвышенных тонах, но реальность куда прозаичнее. Пока ситуация не изменится, студенты своим временем в угоду творчеству жертвовать не будут. И писать не будут, по крайней мере не будут писать качественно, с интересом и от души. А душа в творчестве необходима. И «не хотите – заставим» не поможет.

Казакевич Яна

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеКонтакты
© 2006 "Лингвист"