Особенности журналистского творчества в университетский
период
Последнее время преподаватели отделения
журналистики Нижегородского лингвистического университета сталкиваются с
проблемой: их студенты не пишут, не занимаются творчеством. Тем журналистским трудом,
который их ждет по окончании вуза, когда они выйдут в «свободное плавание» и
начнут реализовывать себя в профессии (если, конечно, они будут работать по
специальности). Наиболее активные преподаватели пытаются придумать
«драконовские меры» (пугают недопуском к сессии или
снижением экзаменационных оценок по журналистским дисциплинам), только чтобы
хоть как-то побудить студентов к творчеству.
А они все равно не пишут! Ну не боятся они неаттестации по неизвестному и отсутствующему в учебном
плане предмету, примерное название которого может звучать как «творческая
активность студента-журналиста». Активность эта должна проявляться ежемесячно в виде
написания двух материалов на
согласованные с преподавателями темы. И, не дай Бог, вы напишете «отсебятину»!
Нет, приветствуется ваша инициативность, но не настолько далекий полет
фантазии.
Если серьезно, то образование, которое получают студенты, обучающиеся по
специальности «журналистика» в нашем вузе является образцом классического
гуманитарного образования, «гуманитарнее» которого
- только филологическое. Более того, в
лингвистическом университете большое количество часов уделяется иностранному
языку (иностранным языкам, хотелось бы сказать, но не будем отвлекаться – то,
что у студентов иняза - будущих журналистов в учебном плане заявлен только один
иностранный язык, да и тот на старших курсах – за отдельную плату, совсем
другая проблема, требующая рассмотрения). Таким образом, в программе курса
большее внимание уделяется английскому языку и литературе, чем непосредственно
журналистике.
Влияние
преподавателей зарубежной и отечественной литературы на студентов столь велико, что
будущие журналисты преклоняются перед длинными и пугающими (если мы примем во
внимание большой объем нагрузки) списками книг для прочтения и посвящают свое время им. С другой стороны,
большинство студентов-журналистов попали на эту специальность либо потому, что не добрали
баллов на «перевод» (а «…раз журналистика – на переводческом факультете, все не
так плохо…»), либо баллов не хватило на другие специальности («…жалко, что не
международные отношения, но лучше, чем филфак»). Эти точки зрения имеют место быть и имеют
право на существование, также как и мнения о том, что образование на
филологическом (экономическом, юридическом) факультете того или иного вуза
самое лучшее (качественное, престижное). На конкретной же специальности
«журналистика» НГЛУ обучается только 25-30% студентов, попавших туда по
собственному желанию и способностям. Остальные 70% либо «зачитываются» томами
беллетристики, либо штудируют язык,
планируя работать переводчиками, либо преподавателями. Поэтому-то на них
и не влияют лозунги преподавателей: «Вы же будущие журналисты! Как вы можете не
писать?!» (не читать газет, не смотреть телевизор, не слушать радио). Они как не писали, так и не будут писать,
разве что отписываться – для «галочки».
Вопрос: что же они занимают учебные места, не давая
молодым и талантливым, а главное, желающим быть журналистами ими стать? Ответ:
учат язык, получают диплом престижного вуза, а уж работу-то они себе найдут.
Остается 30% студентов, которые хотят работать журналистами (или хотели при поступлении).
Но ведь и они не заваливают своими «шедеврами», а пишут от случая к случаю, или
снова – для «галочки». Ну не хотят они писать (правда, газеты читают и даже
анализируют). А журналистами стать хотят! Парадокс? Да нет. Ну скучно им,
неинтересно учиться; подавляя творческие порывы, они книги читают, или
готовятся к пяти семинарам сразу, или к двадцати зачетам и экзаменам.
И это не проблема журналистского образования в
Нижнем Новгороде, это проблема российского масштаба. Студенты-журналисты МГУ
тоже не читают газет и не слушают радио, да и пишут по тому же принципу, что и
наши. Конечно, у любого правила есть исключения, как есть прирожденные журналисты,
которые попали в «свою колею» и со студенческой скамьи реализовывают
потребность в творчестве. Безусловно, они достойны уважения и восхищения. Тех
же обладателей уставших и скучающих глаз надо развлекать. Выпускать их в жизнь
с интересными заданиями, проводить мастер-классы с
опытными журналистами, дать студентам больше свободы в выражении идей, а не править их и без того редкие
работы до неузнаваемости.
Можно пойти двумя путями: либо выделить больше
часов на журналистские дисциплины: журналистское мастерство и тому подобные
предметы, сократив программу общих дисциплин. Либо просто снизить
требования по общеобразовательным
дисциплинам, но ввести обязательную отчетность по журналистским (и тогда студенты должны будут писать к
каждому занятию на оценку). Ведь, согласитесь, невозможно качественно выполнять
все требования учебной программы и заниматься полноценным творческим трудом.
Чем-то одним приходится жертвовать, И студенты жертвуют.
Чтобы заинтересовать молодежь, можно и нужно ввести специализацию не по принципу
«журналист на радио, телевидении, в редакции газеты» (для этого во многих вузах
нет элементарной технической базы), а по интересам. Например, кто-то увлекается
спортом – он с радостью будет освещать спортивные события, политикой – политические
и т. д. Но для этого нужны соответствующие знания, одного желания недостаточно.
Ну так давайте введем политологию, конфликтологию для
подгруппы будущих политических обозревателей, экономику – для экономистов,
историю спорта, культуры – для журналистов, специализирующихся в этих областях.
И тогда работодатели не будут удивляться тому, что выпускник, желающий писать
рецензии, в жизни своей их не писал, да и кто такой Спиваков,
знает лишь понаслышке.
В общем, если хочешь стать журналистом, писать
надо, несмотря ни на что, точно определиться со специализацией и накапливать
знания в ее области, жертвуя свободным временем; надо всегда и везде успевать,
быть активным, инициативным! Да, хотелось бы закончить на этих возвышенных
тонах, но реальность куда прозаичнее. Пока ситуация не изменится, студенты своим временем в угоду
творчеству жертвовать не будут. И писать не будут, по крайней мере не будут
писать качественно, с интересом и от души. А душа в творчестве необходима. И
«не хотите – заставим» не поможет.
Казакевич Яна
|