В лазурь залива солнце село,
Стояли вы,
глаза закрыв,
Я вашу руку
взял несмело.
Сдержать не в
силах свой порыв.
Пьянящий
аромат азалий
Все тайной
наполнял вокруг.
Вы с дрожью в
голосе сказали:
- Я умоляю
вас, без рук.
Волна
ласкала, набегая,
Покров прибрежного
песка,
И я ответил:
- Дорогая,
То лишь рукав
от пиджака.
Вы мне в лицо
захохотали,
Сверкая
золотом зубов:
- А я- то
думала вначале,
Что вы
способны на любов.
Вам не
хватает безрассудства.
Вас не манит
страстей игра.
Нет, я не
верю в ваше чувство,
К тому же мне
домой пора.
Блестело море
под луною,
Молчал о
чем-то кипарис.
Я повернулся
к вам спиною,
И мы на веки
разошлись.
Танго. Да, именно этот танец звучал в то время,
когда разворачивалась эта незатейливая история. Чувственный, драматичный и темпераментный,
он не оставит равнодушными даже самых заурядных людей, подобных персонажам
Игоря Иртеньева. "Лазурь залива", "аромат
азалий"- эти расхожие образы из сентиментальных романов поэт обыгрывает
иронически, но танго контрастирует с ними, ведь в нем всегда ощущается
подлинное, а не придуманное волнение. Звучала музыка – кипели чувства, мелодия
закончилась и они "навеки разошлись". Этот танец всегда слегка
окрашен грустью. Ощущается это и в истории, рассказанной поэтом. Мужчина и
женщина горят страстью, но любовь им чужда. Их отношения всего лишь каприз,
длящийся во время танца. Внезапные паузы, повороты, изменение темпа создают
особую экспрессивную атмосферу непостоянства чувств.
В танго есть нечто, превращающее простую схему
бальных движений в спектакль. Игорь Иртеньев точно
передал эту особенность танго. Его герои не просто танцуют, они живут. Может
быть, пошло, банально, но живут. Однако примитивность чувств, вероятно, и
побудила автора назвать стихотворение "Танго в стиле кич". Что такое
кич? Это снижение, предельное упрощение. Даже слово любовь у автора звучит
иронически - "любов". Чувства в стиле кич –
такое название точнее всего отразило бы его отношение к героям. Однако, Иртеньев пишет иначе – "Танго в стиле кич". Что
же он имеет в виду?
Прежде всего, следует выяснить, какая именно
композиция звучала в момент диалога между танцующими мужчиной и женщиной.
Популярность танго столь велика, что этот танец покорил все континенты, а
пожелай страстный его поклонник станцевать все существующие композиции, то ему
не хватило бы на это всей жизни. Как же распознать ту единственную мелодию,
которую услышал поэт?
Я полагаю, что это была бессмертная "Кумпарсита", написанная в 1917 году Жерардо Родригесом. Эту мелодию наши бабушки слушали на виниловых
грампластинках, мамы любовались тем, как танцуют под нее Людмила Пахомова и
Александр Горшков, а у нас в наушниках она звучит в современных обработках.
Возможно, и наши герои услышали "Кумпарситу",
которая погрузила их в романтическое настроение.
Популярность этого танго отнюдь не свидетельствует
о его принадлежности к массовой культуре.
"Кумпарсита" трогает за сердце и
одухотворяет даже объяснение "в стиле кич". А названием стихотворения автор, вероятно,
выразил силу эмоций наших героев, так как "Кумпарсита",
как истинное танго способно вознести до любви даже самые простые чувства.
И пусть это продлится недолго, пусть герои
расстанутся, но самое главное, что они будут танцевать, пока звучит "Кумпарсита".
Екатерина Волкова
|