Ярко-красные, черные, цветастые юбки…переливы света, чарующие андалузские
сольные напевы…и знойные мачо-гитаристы, отбивающие
ритмичные аккорды...раз-два-три…раз-два-три….Застывшие женские фигуры, плавно
перетекающие в волнообразные изгибы пластических композиций завораживали,
приводили в восторг и звали с собой, туда - в мир самого чувственного
испанского танца - в мир Фламенко…
В XX веке этот
неповторимый жанр стал национальным достоянием Испании, а в XXI – переживает
бум популярности и в России. В том, что испанские страсти находят благодатную
почву и в загадочных русских душах, смогли убедиться нижегородские любители фламенко,
побывавшие 31 марта в Кремлевском концертном зале на выступлении Театра музыки
и танца "Costa
del Flamenco" (г. Москва) под управлением Лилии Сафиной.
У фламенко есть свой язык, сотканный из слов,
музыки и движений, и каждый, по-своему, говорит на нем, о чем болит его душа. В
этом - сила и очарование фламенко, в этом - его магия, его непредсказуемость и
неповторимость
Труппа, состоящая из 6 танцовщиц и 6 музыкантов, с
первых же мгновений спектакля погрузила зрителей в стихию традиционного
андалузского танца. Томный голос Татьяны Шишковой, владеющей древним искусством
гортанного пения и испанским языком, виртуозные гитарные партии Бориса
Третьякова, чарующий тембр одинокой скрипки П. Сорокиной и, конечно же,
зажигательные танцы – все это сливалось в яркое сценическое действо. Ансамблевые эпизоды
чередовались с сольными номерами, экспрессивная пляска сменялась лирической
пантомимой, зачаровывая зрителей атмосферой горячей Испании…
До увлечения фламенко Лилия Сафина в течение
пятнадцати лет преподавала степ, модерн, джаз, учила красиво двигаться
манекенщиц и студентов ГИТИСа, основывая свои
занятия, преимущественно, на импровизации. Но фильм Карлоса Сауры
"Кармен" (не оставляющий равнодушным
никого, кто хоть раз видел его) что-то перевернул в ее сознании, ей захотелось
с головой окунуться в это традиционное искусство с богатой историей и
насыщенным внутренним содержанием. После учебы в Испании Лилия Сафина открыла
класс фламенко на базе Школы современной хореографии и создала свой
индивидуальный стиль движения. Теперь это настоящий театр - театр чувств,
пластики и музыки. Мощный поток энергии, устремляясь со сцены в зрительный зал,
захватывает зрителей и уносит в другое измерение – мир острых переживаний и
бушующих страстей.
"Costa del Flamenco" в переводе
означает "берег фламенко", что в полной мере отражает творческую
устремленность коллектива. Театр стал одним из первооткрывателей фламенко для
российских зрителей. Аншлаговые концерты на ведущих площадках Москвы и любовь
публики подтверждает суждение о том, что испанская культура близка русской
душе. “Costa del Flamenco” - лауреат многих фестивалей и конкурсов, таких
как "Московский Фестиваль испанской культуры имени Гарсии Лорки",
Петербургский фестиваль "Северное фламенко", "Фестивальное
движение СНГ и стран Балтии" и др.
Музыканты оркестра театра "Costa
del Flamenco" смело
экспериментируют с ритмами и формами фламенко, включая в него элементы разных
музыкальных культур: этнические мотивы, джазовые импровизации. Гармония ритма и
звука с первых минут переносила слушателя в бесконечный мир чувств и ощущений:
завораживающие переливы гитары, пронзительное отчаяние скрипки, захватывающие
ритмы перкуссии. Песня, искренняя и страстная, проникала до самых глубин души,
вызывая трепет и боль. Это не только мастерство и профессионализм, это сила,
заставляющая вступить в поединок с самим собой, со стихией музыки и ритма,
сила, рождающая магию, сила, помогающая донести это искусство до сердца другого
человека, жить вместе с исполнителем, переживать, страдать, радоваться,
размышлять и становиться нам, слушателям, участниками это празднества на
"берегу Фламенко"…
Ольга Мурина
|