Волшебным словом, преображающим мир, была для Жана Кокто «поэзия». Она – для него не просто форма
литературного сочинения, а своё видение мира. Известно, что Кокто,
не дожидаясь пока его бумаг дотронется чужая рука, сам написал план
собственного собрания сочинений и обозначил различные виды творчества. Это
«поэзия романа», «критическая поэзия», «поэзия театра», «поэзия кино». Многое в
его произведениях автобиографично и, в то же время,
автор очень точно рисует время и бесконечное одиночество поэта в мире грубой и,
порой, жестокой реальности.
Прочитывая его странные и завораживающие
литературные произведения, замечаешь, что автор не упомянул в своём плане
«поэзию музыки». Связь с этим видом искусства в его творчестве несомненна, мы
знаем, что Кокто был одним из идеологов и
единомышленников «Французской шестёрки».
Мийо и Оннегер, Пуленк,
Тайфер, Орик,
Вы стебли
тонкие единого букета.
Я корни вам соплёл, но солнечного света
Свободно и
легко любой из вас достиг.
Да, каждый в
небо шлёт иные фейерверки,
Да, правит
звук на радуге иной,
Но вдруг
окажется на истинной проверке,
Что ваших
вольных нот я сторож был ночной…
Пятерых из «группы шести» Кокто обозначил, а неназванный 6-й композитор – Эрик Сати мог бы озвучить его поэзию.
Я вечно без гроша, для всех слыву богатым;
Душа моя нежна, для всех она черства.
Мой дом стоит как цирк – под вычурным плакатом,
И ветру не сорвать прилипшие слова.
Здесь слышится музыка Э. Сати
к балету «Парад», написанная по сценарию Кокто. В
этом сочинении соединяются музыка цирка и балагана, ритмы эстрадных танцев и
шумовые эффекты - стук пишущей машинки, гудки и трещотки, создающие картину
современного города. Сати, как известно, пользовался
в этом кружке большой популярностью, вместе с Кокто
не следовал моде, а создавал её. Оба художника испытывали пренебрежение к
деньгам и безразлично относились к критике.
Тема парада продолжается в другом стихотворении.
Как тяжело вращать злащёного
музея тугое колесо
Его прогнивших спиц и легче и яснее искусство
Пикассо.
Кстати, именно декорации П.Пикассо украсили
премьеру балета «Парад». Новый синтез искусств представлен здесь в параде
различных направлений: кубизма, сюрреализма, футуризма, неопримитивизма,
мюзик-хольной эстетики и конструктивизма.
Наследники мои узрят в моём движенье
Пружин и рычагов тугие сопряженья…
Но те же, что теперь столпились вдоль дороги…
Навязывают мне любезный им маршрут…
В этом отрывке из Кокто
угадывается «певец локомотивов» – Артур Оннегер с его
«Пасификом 231». Композитор наслаждается музыкой
движущегося поезда, а поэт любуется самим механизмом локомотива. Наша фантазия
дорисует скрип тормозов, шипенье выбивающегося пара, стук колёс, ярко
воплощённые в симфонической пьесе.
Мы должны поспешить: больше времени нет
Ни для тучных пиров, ни для хлеба с водою…
Поэзия Кокто земная, в
ней отразилась музыка повседневности, пульс современности, «лишённый туманов и
облаков». Дух свободолюбия, бунтарский заряд, стремление к вольности объединяет
творчество Жана Кокто с эстетикой «Шестёрки».
Внезапно я запел не то, что всем по нраву –
В том нет моей вины:
Мне трудно для стихов искать оправу,
Во всём они вольны…
Поэзия Кокто настолько же
музыкальна, насколько музыка «Группы 6-ти» пронизана его поэзией. Часто можно
услышать, что язык музыки устарел, что поэзия устарела, что в пейзажах уже нет
ничего нового. История запоминает только радикальное, экспериментаторское,
именно такими качествами, мне кажется, обладает творчество Жана Кокто и его современников. Один из критиков сказал: «Кокто поймут, скорее всего, только в 2000году». Станет ли
эта фраза пророческой - зависит от нас.
Надежда
Крюкова
|