на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Музыкальное приношение Шостаковичу

Музыкальное приношение Шостаковичу

"Слушать свою музыку в исполнении – это, знаете, какое огромное счастье?.."

 Д.Шостакович

Стоит ли удивляться тому, что Нижний Новгород первый в России откликнулся на столетний юбилей Дмитрия Шостаковича, который отмечают в этом году во всем мире? С нашим городом связаны многие страницы биографии композитора. Именно здесь в 1964 году прошел первый в истории фестиваль, целиком посвященный его творчеству. Продолжением традиции в этом году стал музыкальный форум "Шостаковичу посвящается…".

Заслуженная артистка России, организатор фестиваля, профессор ННГК им.Глинки София Пропищан:

Это была давняя мечта, возникшая еще в студенческие годы. Мне выпало счастье побывать на премьере одного из сочинений Шостаковича, на концерте я сидела рядом с самим автором. Сейчас практически не помню, что исполнялось, кто играл, потому что все мое внимание было обращено на Дмитрия Дмитриевича: его беспокойное восприятие собственной музыки. Шостакович произвел на меня колоссальное впечатление, и мне безумно захотелось обратиться к его произведениям, больше того – сделать что-то значительное в честь великого композитора.

Проникнувшись музыкой Шостаковича, София Наумовна неоднократно исполняла его скрипичные произведения, но выразить свою признательность автору ни словами, ни звуками она не успела… А мечта продолжала жить… В этом году она, наконец, воплотилась в музыкальное приношение гению. Поэтому не случайно, большая часть концертов прошла с участием С.Н.Пропищан. Открыть фестиваль она решила исполнением Концерта для скрипки с оркестром. Удивление многих слушателей было вызвано тем, что солистка выбрала не первый - более популярный, а второй концерт.

София Пропищан:

Желание сыграть Второй концерт у меня возникло сначала потому, что его крайне редко исполняют, в отличие от первого – более яркого, характерного, традиционного для Шостаковича по интонации. Прозвучавший концерт совершенно другой. Я часто проходила его со студентами и, оказывается, никогда до конца не понимала этого сочинения. И только когда сама начала погружаться в музыку, убедилась, что ничего более глубокого, серьезного, и страшного не играла в своей жизни.

Сочиняя Второй концерт, Шостакович хотел посвятить его 60-летию со дня рождения своего друга – Ойстраха. Однако композитор ошибся: в 1967 году скрипачу исполнилось 59 лет. Но уже через год Дмитрий Дмитриевич преподнес к юбилею Давида Федоровича новую Скрипичную сонату, отличающуюся эмоциональной сдержанностью и суровостью звучания.

Интересен тот факт, что в мае 1975 года Ленинградская филармония обратилась к Шостаковичу с вопросом, какое из произведений он порекомендовал бы для своего авторского вечера, по традиции открывавшего концертный сезон. Композитор выбрал три инструментальные сонаты: Виолончельную, Скрипичную и еще не написанную сонату для альта и фортепиано. Но, к сожалению, Дмитрию Дмитриевичу уже не суждено было присутствовать на концерте…

Составляя программу нынешнего фестиваля, София Пропищан не знала об этом желании композитора, тем не менее, во втором концерте прозвучали упомянутые три сонаты. В них образ композитора менялся от глубокого лирика и мелодиста до трагического летописца.

Лауреат Международных конкурсов Даниил Гришин:

Переживая эту музыку, трудно себя сберечь, она требует колоссальной концентрации. Сами звуки начинают тебя преследовать: они не дают заснуть, ты можешь абсолютно отсутствовать при разговоре с кем-то, будто находишься в совершенно ином мире. Поэтому сложно не столько войти в нужное состояние, сколько потом выйти из него. И после выступления меньше всего слышишь аплодисменты, помнишь поздравления, так как в тот момент ты остаешься наедине с самим собой…

Альтовая соната, последнее произведение Шостаковича, стала для Даниила Гришина и Евгения Брахмана судьбоносным произведением. Их творческое знакомство началось именно с нее. Соната помогла исполнителям духовно сблизиться, и, исполнив ее на конкурсе в Италии, они стали лауреатами. Сейчас музыканты нередко возвращаются к объединившему их сочинению, и каждый раз оно им открывается по-новому.

Лауреат Международных конкурсов Евгений Брахман:

Гениальность любого сочинения заключается как раз в том, что оно не только не надоедает при многократном исполнении, но позволяет находить незамеченные до той поры смыслы. Каждый раз возвращение к этой сонате – это повод окунуться в мир, где образная сфера или техническая сторона, или ассоциативные моменты уступают место просто состоянию, в котором можно почувствовать дышащие паузы, звучащую тишину. Соната Шостаковича – это загадка, каждый раз ставящая новые вопросы, и нам всегда интересно находить на них ответы.

Индивидуальные подходы к прочтению музыки гениального композитора XX века особенно привлекли гостя фестиваля, для которого исполнение произведений Шостаковича в России имело особое значение.

Профессор Академии музыки г.Линца Андреас Пецльбергер:

Безусловно, участие в фестивале было для меня очень важно, особенно потому, что удалось поиграть с русскими музыкантами. Для меня более естественна музыка Гайдна и Моцарта. И совместное исполнение сочинений Шостаковича с коллегами из России стало для меня целым музыкальным открытием.

Благодаря приезду Андреаса Пецльбергера, в концертах прозвучала не только виолончельная соната, но и второй струнный квартет, а так же квинтет Шостаковича. По-поводу последнего произведения сам композитор шутил, что приписал туда фортепианную партию для того, чтобы самому выступать с квартетом им.Бетховена и "иметь повод разъезжать с концертами по разным городам и весям". Почти каждое исполнение камерного произведения проходило с участием Дмитрия Дмитриевича, который, по откликам слушателей, "играл с неподражаемым мастерством, с особой, только ему присущей выразительностью и художественной силой". С одной стороны, это позволяло другим исполнителям яснее понять, что хотел слышать сам композитор. Но, с другой стороны, наверное, накладывало большую ответственность в создании собственной интерпретации.

Заслуженный артист России, профессор Академии музыки им.Гнесиных Леонид Блок:

Работая в симфоническом оркестре Московской филармонии, я участвовал в премьерах "Стеньки Разина", 4-й и 13-й симфоний Шостаковича. Особенно было интересно поведение автора на репетициях. Дирижер Кирилл Кондрашин всегда с большим старанием и тщательностью разучивал произведения, и когда он обращался: "Дмитрий Дмитриевич, как вот здесь темп?.. Вам нравится? Вас устраивает?", - Шостакович почти всегда, будто извиняясь, отвечал: "Хорошо, хорошо. Меня все устраивает. Спасибо". Но были и авторы, с которыми каждая нота доставалась "кровью", им казалось, что оркестр играет не так, как нужно. А это еще раз доказывает, что музыка Шостаковича гениальна, потому что она многопланова. Наверняка, сам автор играл свои сочинения совершенно иначе, но он допускал много разных подходов. Например, в квинтете я особо выделяю какой-то шубертовский свет и лирику, но они всегда существуют на грани внутренней трагедии, внутренней боли. В этом и есть глубина образной сферы – возможность придать одной и той же теме, одной и той же мысли совершенно разные значения.

Заметить скрытые смыслы многоплановой музыки Шостаковича невозможно поверхностным взглядом. Поэтому далеко не всегда они были доступны "прозорливым" цензорам советского времени. Например, Испанские песни нередко называли "наивной стилизацией". Но в наше время этот термин с уверенностью можно заменить "своеобразной стилистикой". И присутствовавшие на фестивале слушатели смогли убедиться, что Шостакович не искал себе какие-либо ориентиры, а создавал тонкие и изысканные творения, не имеющие аналогов в музыкальном искусстве.

Но иногда автор сам считал некоторые свои сочинения "второстепенными". Как правило, причиной тому были повышенная требовательность и самокритичность, и часто даже короткая пауза в сочинении вызывала у Шостаковича непостижимое беспокойство, тревогу и страдание. Таков был его характер. О своей Второй фортепианной сонате Шостакович писал: "… за последнее время не работаю, это мучительно…Не пишу музыку. Соната – это мелочь, экспромт. Кажется, у меня сейчас действительно пауза…"

Заслуженная артистка России, профессор ННГК им.Глинки Белла Альтерман:

По-моему, Дмитрий Дмитриевич поскромничал в оценке Второй сонаты. Она была написана в Ленинграде во время блокады вместе с 7-й симфонией, и мне кажется, музыка очень точно передает холод, жесткость того времени и трагическое состояние. Для меня Шостакович – лучший композитор XX века, сумевший наиболее полно выразить дух своего времени.

"Сатиры" на слова Саши Черного явились символичным завершением фестиваля. Вокальный цикл ставил перед исполнителями задачу перенести заложенные смыслы, основанные на критике советской идеологии, в контекст современной эпохи.

Лауреат международных конкурсов Людмила Рубинская:

Многие считали, что "Сатиры" сейчас не прозвучат, будут неактуальны. Но чем больше мы начинали репетировать, тем больше находили точек соприкосновения с сегодняшней жизнью: в "Пробуждении весны" или в "Потомках" есть даже прямые аналогии. И более тонкие характерные пласты тоже прочитываются, потому что жизнь не изменилась: мещанство в душах, мещанство в искусстве, к сожалению, пока неистребимо.

Музыка Шостаковича сейчас не только актуальна, но с каждым исполнением в ней открываются новые подтексты, созвучные нашему времени. И значение прошедшего фестиваля для Нижнего Новгорода и для всей страны, очень велико.

Организатор фестиваля "Шостаковичу посвящается…" София Пропищан:

Самое большое счастье - что фестиваль состоялся, что все задуманное сбылось. Смею надеяться, само исполнение и передача музыкантами идей, заложенных Шостаковичем, были на высоком уровне. Не каждый город в нашей стране может осуществить такое мероприятие, именно своими силами.

Марина Блинова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт