14 марта в большом зале консерватории состоялось открытие
Международного фестиваля, посвящённого 100–летию Д.Д.
Шостаковича. Редко исполняемые симфонические опусы – Второй скрипичный концерт
и Десятая симфония – вновь подтвердили, что "в
поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим", прошлым и
настоящим.
Зал консерватории полон. Перед началом концерта
зрители охотно говорят о своем отношении к великому композитору:
- Шостакович – очень патриотичен, меня всегда
поражала его Седьмая симфония.
- Я сам музыкант, и это мой любимый композитор.
- Мне интересна эта музыка в квартетном и в
симфоническом исполнении.
- Шостакович захватывает эмоциональной
насыщенностью своих сочинений.
- Какие
ожидания связаны с исполняемой программой?
- Я плохо
знакома с музыкой, которая будет звучать сегодня, хочу её услышать.
- Я приехал
из Англии, чтобы познакомиться с Россией как родиной Шостаковича.
- Мне
интересен дирижер Евгений Кириллов и его восприятие музыки великого композитора.
- Привлекает
программа, особенно, Второй концерт в исполнении Софии Пропищан.
Именно этим произведением, написанным в очень
редкой для скрипичных концертов тональности cis–moll, открывался первый
фестивальный день. Необычны и образы-состояния, за их кажущейся статичностью
скрывается колоссальное внутреннее напряжение.
Мрачные настроения первой части, отрешённый взгляд
на действительность во второй, причудливая насмешка рефрена в финале -
поднимают вечную тему взаимоотношения художника-творца и общества. Жанр
предполагает некий спор, соревновательный диалог солиста и оркестра. Скрипка
словно провоцирует на разговор флейту, кларнет, фагот, валторну. Темпераментно
и с блеском исполненная Софией Пропищан партия,
словно путеводная звезда, вела за собой оркестр, а сыгранность музыкантов в
тембровых и оркестровых диалогах, мастерство дирижёра Евгения Кириллова
позволили передать всю сложную смысловую палитру произведения.
Продолжившая концерт Десятая
симфония, как известно, пронизана автобиографическими мотивами. Именно здесь
композитор впервые вводит свою монограмму D-Es-C-H. Это осмысление своего
творческого "я" в контексте времени, размышление о пути художника и
судьбах человечества, воплощенное в многоголосой оркестровой стихии.
Симфонический оркестр порадовал глубоким пониманием музыки Шостаковича и
хорошим исполнением. Мощь меди и ударных подкреплялась ярким звучанием
деревянных духовых инструментов. После концерта музыканты поделились своими
ощущениями:
- Эта музыка держит в постоянном напряжении, оно не ослабевает ни на
мгновение.
- Сочинения Шостаковича просто пронизаны энергией, словно ощущаешь
электрический заряд в кончиках пальцев
- В этой музыке необыкновенно много перепадов настроения, они струятся,
переливаются одно в другое, замирают и вспыхивают вновь…
Концерт завершился, но образы, рожденные музыкой,
не исчезли, слова, посвященные ей, не иссякли. Впрочем, вот что говорил сам
композитор: "Любые слова о музыке, в итоге, менее важны, чем сама музыка…
Я пишу музыку. Кто хочет слышать – услышит. В ней всё сказано…".
Надежда Крюкова
|