16 декабря, по счастливой случайности, появились на свет такие великие
музыканты, как Людвиг ван Бетховен, Родион Щедрин и
Георгий Свиридов. И профессор ННГК, председатель союза композиторов Нижнего
Новгорода Борис Семенович Гецелев в этот день отмечал
юбилей, причем двойной - 45-летие творческой деятельности и 65-летие со дня
рождения.
Пока мы не были знакомы с Борисом Семеновичем, он
казался нам очень серьезным человеком и строгим педагогом. Но когда приходишь
на его занятия, первое впечатление резко меняется: здесь всегда есть "ученью
время и потехе час". Профессор может просто рассказать о сложных вещах. У
него наготове остроумное замечание в адрес нерадивого студента. Сейчас в нашем
восприятии Борис Семенович – олицетворение жизнерадостности и оптимизма. С
другой стороны, мы также знаем его как серьезного ученого и талантливого
композитора.
Кому, как не профессору, знать, что путь к успеху
тернист. За свою жизнь композитор проходит различные испытания. Сначала сдают
вступительные и выпускные экзамены в консерватории, где в комиссии, хоть и
маститые, но все же "братья по перу". А затем публика будет самым
взыскательным экзаменатором. Так вот и юбилейный концерт Б.С.Гецелева
показался нам "экзаменом" по композиции. Произведения первого
отделения чудесным образом превратились в своеобразный сонатно-симфонический
цикл.
В качестве Сонатного allegro выступили мальчики из Хорового колледжа
под руководством Александра Орлова. Они исполнили два номера из цикла "Английские
песенки" ("Ночная история", "Несостоявшееся знакомство")
и три хора на стихи О. Дриза. Вопреки классическому
строению сонатной формы, мы услышали очень светлую и
жизнерадостную "экспозицию" без традиционного конфликта партий. Здесь
главной партией стали "Английские песенки", а побочной - хоры на
стихи О. Дриза.
Медленная часть призвана стать лирико-философским осмыслением всего цикла. Эту роль
исполнило драматическое "Воспоминание о сарабанде" - фортепианное
произведение, которое многие слышали на конкурсе "Супер-рояль"
в исполнении аспиранта Руслана Разгуляева.
Фрагменты из кантат "Телега жизни" (на
стихи А. Пушкина) и "Новые заповеди" (на стихи Г. Остера)
представил Муниципальный хор "Нижний Новгород". Выступление как нельзя лучше вписалось в наш "цикл" в
качестве яркого Скерцо.
А Финалом этой
грандиозной "сонатно-симфонической формы" стало "Зимнее
каприччио". Написанное в 2004 году, оно только в этот вечер впервые
прозвучало в стенах консерватории. Состав исполнителей был
необычен: сопрано (Ольга Дьячковская), флейта (Иван Мутузкин),
кларнет (Владимир Балдин), скрипка (Екатерина
Зимина), виолончель (Татьяна Чикалова), фортепиано
(Руслан Разгуляев), ударные (Марк Бухман). Руководил этим ансамблем
народный артист России Александр Скульский.
Музыкальные образы каприччио были настолько рельефными и живописными, что сразу
понравились слушателям. Музыканты исполнили вторую часть на бис, сорвав
продолжительные аплодисменты.
Вторым "опусом" на этом своеобразном
экзамене значились произведения для голоса и фортепиано. Чем не "камерно-вокальный
цикл"? В нем "экзаменуемому" пришлось стать еще и исполнителем
собственного творения. На сцене царила несравненная Ольга Дьячковская, а за
роялем – Борис Гецелев. Вместе им удалось очень тонко
передать в музыке образы детских стихотворений Юнны Мориц, юморесок на стихи Л. Хельсинга.
Вопреки заведенному порядку, члены комиссии (а на
самом деле, друзья и почитатели композитора) не удалялись на обсуждение, а
единодушно поставили юбиляру высшую оценку – "отлично" – долгими
несмолкающими аплодисментами!
Ксения Кузуб
|