Композитор не только сочиняет музыку, но и
экспериментирует со звуками, формой, собственной фантазией, а и иногда даже с "чужим словом".
Еще великий Бах, не стесняясь, использовал в своих
произведениях темы, написанные другими композиторами. В то время это было
частое явление, так как считалось, что сочиняет не композитор, а бог водит
рукой музыканта. Но в более поздние эпохи введение музыкальных цитат в свое
произведение несло иной смысл. "Чужое слово" стало способом выразить авторское
мнение, показать связь эпох – жизнь музыки прошлых веков в современном мире.
Особенно распространено цитирование, и включение аллюзий в полистилистических
произведениях XX и XXI века.
Концерт "От классики до
современности", который прошел 17 марта в большом зале
консерватории, ансамбль "Ars
mobile" посвятил композиторским
экспериментам разных веков – от произведений Жана Филиппа
Рамо, признанных тембровыми экспериментами 18 века до сочинения
современного композитора Кирилла Волкова, которое можно охарактеризовать, как
эксперимент с темами-образами.
Произведения Жана Филиппа Рамо, Игоря Стравинского,
Даниила Крамера, Била Эванса публика услышала в
непривычном варианте. Хорошо знакомая музыка в оригинальной инструментовке Владимира Холщевникова
прозвучала по-новому. Можно сказать, что композитор поставил эксперимент над
экспериментами. Именно его аранжировки составляли большую часть концерта, что
естественно, так как ансамбль возник, благодаря тесному сотрудничеству с
композитором. В свою очередь, нестандартный состав "Ars mobile"
вдохновляет композитора на оригинальные переложения для баяна, флейты и
виолончели.
Не остались без внимания и знаменитые транскрипции Владимира Холщевникова. Две
из них прозвучали в концерте – "Вальс к Дэбби" Била Эванса и "Каприс"
Даниила Крамера. В них композитор показал, как
джазовая мелодия органично соединяется с романтической музыкой Чайковского,
раскрыл известные темы в новом облике, соединил две эпохи. Мы услышали, как
меняется характер музыкальной темы в сочетании с другим материалом. Композитор
выразил в звуках истинные ценности и отношение к ним по прошествии времени.
"Стихира
Иоанна Грозного" (сочинение Кирилла
Волкова для баяна и виолончели) – своеобразный эксперимент с темами-образами.
Это единственное из произведений концерта, прозвучавшее в оригинале. Но и в
этом сочинении автор говорит не только своими, но и "чужими
словами". В нем используется знаменный
распев, то звучащий в строгом соло одного из инструментов, то растворяющийся в
музыке, построенной на диссонирующих кластерах. Сонорный авторский материал и
диатоника знаменного распева постоянно сталкивались между собой, как
сталкиваются две эпохи. Катарсис в финале произведения, прозвучал как вердикт,
провозглашенный временем – о том, какая музыка будет жить в веках.
Юрий Гуревич (баян), Наталья Тельминова
(виолончель), Алексей Грошев (флейта) своей игрой показали, что даже не
родственные, непохожие друг на друга по тембру, динамике и звуку инструменты
могут благозвучно сочетаться. А может быть, на выборе инструментов отразилась
абсурдная, на первый взгляд, идея композитора соединить несоединяемое.
Так и сошлись флейта, баян и виолончель, как столкнулись между собой "чужое"
и авторское слово.
P.S.: Самое важное для
композитора - знать, что он хочет сказать, какую мысль выражает в звуках, какую
идею несет своей музыкой людям.
И если музыкальное произведение наполнено смыслами,
оно будет жить, несмотря на то, каким языком говорит автор - собственным или "чужим словом".
Екатерина Волкова
|