Для каждого музыканта запись компакт-диска – огромное событие. Это и
показ новой программы, и подведение итогов, и возможность для исполнителей
услышать себя со стороны. Для камерного оркестра "Солисты Нижнего
Новгорода" это еще и презентация нового имени. У оркестра уже есть записи,
но сделаны они были, когда коллектив еще носил имя "София". По словам
художественного руководителя "Солистов" Владимира Плаксина, с этого
диска начинается отсчет новейшей истории оркестра.
Музыканты представили произведения из концертных
программ сезона 2004-2005 года. Это "Stabat mater" Вивальди,
Симфония Гайдна №49 "La
passion" и
"Жизнь Мольера" Р. Гринблата (Сюита из
музыки к спектаклю по пьесе М. Булгакова "Кабала святош"). Они
подготовлены под руководством прославленного мастера Игоря
Жукова. Дирижер и один из величайших пианистов своего поколения, он
сотрудничает с "Солистами" с 1997 года. Прошлый концертный сезон был
для них наиболее плодотворным – семь больших совместных программ. В записи
диска маэстро проявил себя не только как дирижер, но и как солист. В его соло
на клавесине чувствуется сильная школа легендарных учителей – Э. Гилельса и Г. Нейгауза.
В записи "Stabat mater" ("Мать скорбящая") принимала
участие Людмила Рубинская, лауреат престижных всероссийских и
международных конкурсов вокалистов. Свою карьеру она начинала в театре музыки
эпохи Возрождения. Поэтому не случаен ее интерес и к произведению барокко, не
столь далекого по стилю от сочинений мастеров эпохи Ренессанса. Ее строгое
меццо-сопрано на фоне сдержанного аккомпанемента оркестра создает
трагически-возвышенный образ религиозной кантаты.
Симфония "La passion"– одна из самых малоизвестных в творчестве Гайдна. Само название
– "Страсти" – отсылает к эпохе барокко, к религиозному жанру,
повествующему евангельскую историю смерти Христа. Барочным "Страстям"
эта симфония близка и по характеру: в ней слышен почти не свойственный для
"солнечного" венского классика драматизм.
В сюите "Жизнь Мольера" Гринблата, современного прибалтийского композитора, аллюзия
на XVII век
содержится не только в названии, но и в музыке. Партия клавесина составляла
основу оркестровых произведений той эпохи. Здесь это еще и символ красоты и
идеала, недостижимого в суете и хаосе жизни. Тема "Dies Irae", как
зловещая саркастическая гримаса, поглощает классически-ясные образы и гармонии
в партии клавесина.
В честь выхода диска "Солисты Нижнего
Новгорода" устроили небольшой концерт в "Безухове". Среди
публики были не только друзья по консерватории: некоторые "случайные"
слушатели пришли просто поужинать, а попали на концерт. Теплую обстановку
создала и музыка: "Весна" Вивальди,
"Венгерский танец" Брамса, Полька Штрауса "Трик-трак", танго Пьяццоллы,
музыка из кинофильмов. А на бис они исполнили Маленькую ночную серенаду
Моцарта. "Это музыка бисов" –
охарактеризовал программу концерта художественный руководитель оркестра Владимир Плаксин. В своем получасовом выступлении
"Солисты" продемонстрировали, как удивительно совмещают легкий
репертуар из джазовых и эстрадных пьес с глубокими и сложными программами.
Пример одной из них - на новом компакт-диске камерного оркестра "Солисты
Нижнего Новгорода".
Юлия Александрова
|