Действующие лица:
Режиссер
Журналист
благосклонный Зритель
Зритель-скептик
Действие происходит в Камерном музыкальном театре им.
В.Степанова.
Картина 1
За неделю до премьеры мюзикла А.Журбина
"Мышеловка". Журналист готовит диктофон для интервью. Режиссер, в
ожидании, расхаживает по кабинету.
Журналист: Можем начинать.
(Режиссер усаживается в кресло).
Журналист: Как возникла идея этой
постановки?
Режиссер: Нам показалось, что
жанр - мюзикл-детектив и сочетание имен А.Кристи и А.Журбина должны привлечь
зрителей.
Журналист: Внесли ли вы
изменения в пьесу?
Режиссер: Я немного изменил
финал "Мышеловки" и вот почему: в детективе мы, главным образом,
надеемся узнать имя убийцы, мне показалось, что для театрального спектакля
этого недостаточно. Хотелось создать макроконтекст,
сместив акцент с собственно детективной интриги на ироническое осмысление
современной действительности. Отсюда и название "Мышеловка + TV".
Журналист: А музыка?
Режиссер: Тоже подверглась
небольшому изменению. Мы сделали более современную
аранжировку.
Журналист: То есть?
Режиссер: Музыка решена в более жесткой манере, с преобладанием роковых ритмов.
Наряду с элементами opera-buff
в духе Доницетти, Россини, есть и номера в духе
баллад группы "Ария". Извините, мне пора на репетицию.
Журналист: (выключая
диктофон) Вы меня заинтриговали. Обязательно посмотрю мюзикл.
Режиссер: Приходите! (заговорщически)
Если честно, финал у Агаты
Кристи мне показался очень вялым. И вообще, в пьесе мало динамики, которую я
постарался добавить в нашу версию. (строго)
Но это не для печати!
Заинтригованный Журналист
бежит в библиотеку, где узнает, что "Мышеловка" создавалась как радиопьеса, затем была переписана для театра, поставлена в
Лондоне более 50 лет назад и до сих пор не сходит с подмостков. Залпом
проглатывает пьесу, чтобы детективная интрига не отвлекала от постижения
режиссерского замысла.
Картина
2.
В день премьеры. Антракт. Журналист озабоченно возится
с диктофоном. Мимо проходит пара.
Благосклонный Зритель: Любопытная музыка,
не находишь? И актеры талантливые.
Зритель-скептик: А, по-моему, слишком
примитивно. Журбин печет свои мюзиклы, как пирожки, нисколько не заботясь о
качестве. Музыка к сериалу "Московская сага" была гораздо лучше.
Благосклонный Зритель: Преувеличиваешь.
А что бы ты хотел услышать?
Зритель-скептик: Ну, уж никак не
интонации популярных песен. Все-таки, у композитора академическое музыкальное
образование, у самого Слонимского учился. Вот и написал бы что-нибудь
достойное.
Благосклонный Зритель: Послушать
академическую музыку ты можешь в оперном театре, филармонии и консерватории.
Между прочим, это ты предложил пойти на "Мышеловку"!
Зритель-скептик: А я и не отрицаю.
Мне показалось любопытным - поставить на музыкальной сцене детектив самой Агаты
Кристи. Интересно, что будет дальше? Не изменил ли режиссер финал?
Благосклонный Зритель: Редактировать
саму королеву детективных интриг? А зачем? Не думаю.
Зритель-скептик: А в программке
написано: "в пересказе Сергея Миндрина". Перессказать можно по-разному - близко к тексту и не очень.
Третий звонок. Пара спешно уходит, а журналист с просветленным лицом что-то быстро записывает в блокнот…
На сцене – несколько кроватей на колесиках,
напоминающих больничные каталки (не случайно, как выяснится в финале),
передвижные платформы для телекамер (что тоже оправдано режиссерским замыслом)
и фермерские тележки (действие происходит в сельской глубинке). Оформление
Бориса Шлямина - многозначное, мобильное – усиливает
к тому же и юмористический эффект (герои разъезжают на
этих кроватях как на игрушечных автомобильчиках). Актеры подчеркивают в своих
персонажах не только характеристики, данные драматургом, но и сходство с нашими
популярными современниками. Так, мистер Паравичини,
имевший в пьесе сходство с Эркюлем Пуаро, превращается в забавную пародию на известного
российской публике тенора. В музыке сочетаются мелодии и ритмы современной
эстрады и стилизация оперных ансамблей согласия. Периодически звучит
своеобразный лейтмотив телевизионных новостей: сообщения об очередных природных
катаклизмах, социальных потрясениях и криминальная хроника.
Картина
3.
Длинная очередь в гардероб. Уже знакомая пара
оказывается перед Журналистом. Внутренне потирая руки, он прислушивается
Благосклонный Зритель: По-моему,
гениально! Не находишь?
Зритель-скептик: Как ни странно, не
нахожу. Тонкую детективную линию превратили в толстый примитивный канат-фарс. Я
еще могу понять телевизионный лейтмотив. Но перенести место действия в дом сумасшедших?
Это уже слишком! Хотя… (задумчиво) надо отдать
должное режиссеру: интрига закручена лихо, напряжение не спадает на протяжении
всего спектакля.
Благосклонный Зритель: Вот видишь! Я
считаю, что в наше время не стоит слепо следовать первоисточнику.
Зритель-скептик: Слушай, а ты его
читала?
Благосклонный Зритель: Нет, и не буду.
Читать пьесу скучно – ее надо смотреть.
Зритель-скептик: Вот и зря. Неинтересно читать плохую пьесу. Я
завтра же принесу ее тебе. Возможно, после прочтения твой восторг уступит место
взвешенной и объективной оценке.
Получив свои вещи, пара уходит. А Журналист в
задумчивости отправляется домой.
P. S. В роли
режиссера – лауреат Международного конкурса Сергей Миндрин.
Имена журналиста и зрителей история не сохранила.
Екатерина
Гудкова
|