Гляжу в
книгу - вижу…
Пока ничего
не вижу, сначала лучше кино посмотрю
Владимир Бортко, режиссер знаменитых сериалов «Идиот» и «Мастер и
Маргарита», в ближайшее время готовится
приступить к съемкам телефильма по повести
Николая Гоголя «Тарас Бульба». Сценарий написал драматург Эдуард Володарский, по его словам съемки
фильма начнутся ближе к лету. А это значит, что
гоголевский «Тарас Бульба» вскоре тоже займет свое
почетное место на полке - bestseller во всех книжных
магазинах страны.
Каждый месяц полки книжных магазинов пополняются и обновляются. Можно приобрести книгу на любой
вкус и цвет.
Однако, возникает другая проблема: зачем читать, если в квартире у каждого есть сегодня телевизор.
А там как минимум пятнадцать каналов в твоем полном распоряжении, да плюс на
каждом канале по нескольку фильмов
показывают. При таком раскладе есть только один
способ сделать книгу популярной, и как вы сами
понимаете - это реклама. Ведь сегодня
мало, кто готов потратить 100-200 рублей за мало
известное произведение, да и телевидение нас уже предупреждало:
«Не бери кота в мешке, бери
настоящее!» А как узнать это самое
настоящее?
Но пиарщики народ сообразительный - знают, что снимать рекламные
ролики - дорогое удовольствие, да к тому же книга
это не тот
товар, который удачно впишется в один ряд с жевательными
резинками, соками и прокладками. Нашлась другая зацепка: раз на книгу
тратиться не хочешь, тогда сходи,
посмотри кино. Понравиться фильм - придешь за книгой.
В России произведения, по которым поставлены
фильмы, уходят влет.
Ну, вот вам один
из ярких примеров. Только фильм «Ночной дозор»
прошел в кинотеатрах страны, как книга
с полок исчезла. И фильм еще не
все видели, да и не всем
понравился, а реклама уже сделала свое
дело. Вряд ли Лукьяненко подозревал,
что пишет bestseller. Успех «Ночного дозора» повторил «Дневной», разница лишь в том, что
сейчас книгу можно спокойно купить. В книжном бизнесе тоже работают
предусмотрительные люди - запаслись.
А как вам
еще один номер. После выхода
на экран телесериалов «Идиот», «Московская сага», «Мастер и Маргарита» в магазинах даже классика в ход пошла. Достоевский, Аксенов и Булгаков в миг стали самыми
популярными авторами. Школьные учителя русской литературы на протяжении нескольких
лет пытаются привить ученику любовь к классике, часами рассказывают о достоинствах всех этих произведений. И все впустую: хорошо,
если пол класса найдут в себе силы прочитать
эти книги. Не тот PR выбираете
господа педагоги! Как выяснилось, нужно сначала на
обложку книги приклеить фотографию любимого актера, а уж толь потом
говорить о достоинствах.
Но Достоевский, Аксенов это еще цветочки,
представьте себе выражение лица продавца книжного магазина, когда у нее с прилавка начал улетучиваться самый неходовой товар - книга «Илиада» (многие хотели, правда, почитать «Трою», и когда получали ответ, что такого
произведения нет, очень расстраивались). «Какой сюжетец завернули!
Ничего себе античность называется, поновее нашего будет!», и такие восклицания убеждали взяться за книгу.
А еще говорят:
слово - это сильное оружие. Сегодня место красного
словца начинает занимать цветная картинка. Что же
дальше-то будет? А может быть действительно
стоит отдаться на воспитание мыльным
операм и рекламным роликам?…
Только боюсь, как бы не пришлось
жалеть о слепом следовании за киносюжетами.
А если найдется умелец, который «Майн Кампф» Гитлера
экранизирует или Маркиза де Сада?
Так дружно и побежим приобщаться к «великим», или может
быть сами думать будем?
А пока, делайте ставки, господа: какая книга следующей исчезнет с полок книжных магазинов.
Елена Смолева
|