Исторический факт, как и любой другой – вещь
упрямая, существующая, и своим существованием заявляющая о себе. Однако любой
известный факт, любое совершившееся событие бывает подготовлено и обусловлено
целой чередой предшествующих ему фактов и событий – далеко не всегда известных
и «лежащих на поверхности». А всё неизвестное знать хочется.
Это объясняет чрезвычайную популярность такого
жанра как детектив, когда писатель интригует читателя неизвестностью, обещая в
конце полную ясность. Однако бывают и другие случаи, когда объяснение события
производится не путем восстановления цепи событий, объединенных
причинно-следственными связями, а путем реконструкции психологических мотивов,
эволюции мышления, приведших к тому или иному поступку человека. В лучших образцах
такого рода «объяснительной» литературы происходит синтез первого и второго
пути. Впрочем, бывает и третий случай, когда на помощь автору приходит
мистический элемент, объясняющий событие с позиции вмешательства
трансцендентных сил и непричастности человека к случившемуся.
Роман «… она же “Грейс”» относится к этому третьему
виду. Описывается вполне реальное преступление (убийство!), совершенное не
менее реальными людьми (несовершеннолетними подростками). Состав преступления –
налицо, значительный документальный материал «подшит к делу»: мы имеем
возможность не просто ознакомиться с обстоятельствами преступления, но
окунуться в атмосферу времени, в атмосферу злодеяния, которое было совершено в
середине XIX века.
Многочисленные детали, «приметы времени» - Маргарет Этвуд
не была бы собой, если бы не насытила повествование этими красноречивыми
нюансами.
Но самое главное – ей важно было объяснить, –
зачем? Что заставило юную служанку так жестоко расправиться с хозяином и
экономкой? Да и она ли?
Вот тут на помощь приходит привилегия, дарованная
писателю жанровым определением «романа»: Маргарет Этвуд
подключает фантазию. Ибо что такое факт? Это точка, зафиксированная событием и
людской памятью точка во времени. Писательница дает ей историческую
перспективу: настоящее – пространство романа, где Грейс показана в период
заключения, где ее сумрачная, но привлекательная фигура становится центром
романтических событий и переживаний других героев; и прошлое - детство и юность
Грейс, тяжелые обстоятельства жизни, жестокий отец, смерть матери и подруги,
нищета… Так не было, но так могло быть.
Впрочем, у многих такие обстоятельства! Почему
именно Грейс это привело к убийству? Видимо, недостаток поводов не был
преодолен, потому что в итоге Маргарет оправдывает Грейс и объясняет убийство
присутствием «загробных» сил – в сознание Грейс внедряется другое, сознание ее
умершей подруги, которая и является подлинной убийцей. Таким образом, свалив
вину на духа, Маргарет Этвуд объявляет Грейс невинно
пострадавшей жертвой, а сама переходит в разряд представительниц многочисленных
женских благотворительных союзов. При этом у читателя возникает вопрос – до
каких границ простирается женское «милосердие», и какие средства оно способно
употребить для достижения цели?
Анастасия Лямина
|