С 16 по 19 февраля в нижегородском театре «Комедiя»
прошли гастроли московского театра на Юго-Западе (худ.руководитель и главный
режиссер – народный артист России Валерий Белякович).
Вот уже сколько времени
раздаются голоса о том, что театр должен уйти как искусство, отжившее свой век.
И все-таки, раз за разом убеждаемся мы в силе театрального представления –
увлекательного, увлекающего, зовущего и дарующего радость. Ведь если вдуматься:
театр существует более двух тысяч лет, почему же именно сейчас мы готовим ему
погибель? Не проще ли признать собственное легкомыслие?
В любом деле есть профессионалы, любители и
новички. Есть знатоки музыки, живописи, театра,
ценители архитектуры. Есть любители музыки, хранящие
дома залежи старых платинок с нетленными голосами Карузо и Каллас, есть и завзятые
театралы, для которых огни рампы – это свет жизни, а время собственного
существования измеряется просмотренными спектаклями. Мнение
профессионала - выверено до слова. Мнение любителя - эмоционально до крика.
Мнение новичка – первое. «Tabula rasa» не избалованного театральными
впечатлениями сознания дает возможность строить свое мнение «с нуля».
Попробуем оценить три гастрольных спектакля
московского Театра на Юго-Западе глазами неофита,
пусть они станут для нас своеобразной театральной «инициацией»: спектакли
подарят отличную возможность сравнения, тем более они такие разные!
«Мастер и
Маргарита»
Первое знакомство с театром начинается для нас с
этой инсценировки. Знаменитый роман Булгакова, ставший в последнее время культовым,
обеспечил, наверное, самую большую посещаемость спектакля (несмотря на то, что
театр уже привозил его в Нижний). Этому способствовала
не только востребованность романа в последнее время –
показ сериала, миллионные тиражи переизданий, но и то, что каждый раз, в каждой
инсценировке мы ревниво «сверяем» вúдение
режиссера со своим собственным, хотим убедиться, что именно мы видим роман правильно. Так было и
здесь.
Впрочем, спектакль В.Беляковича
не зависит от популярности сериалов, он имеет свою, довольно давнюю историю:
поставленный в 1993 году, спектакль сразу же стал одним из самых кассовых и
любимых в репертуаре театра.
… Ослепительный блеск софитов. Безумен взгляд
Бездомного (засл.арт. России А.Наумов). Верещит слегка прикрытая роскошная Гелла (засл.арт.
России К.Дымонт). Суров и
страшен Пилат (засл.арт.
России В.Афанасьев), тих Мастер (засл.арт.
России Е.Бакалов), мимолетен Иешуа
(А.Задохин), саркастичен Воланд
(нар.арт. России
В.Белякович).
Декорации сокращены до минимума: пять листов
гремящей жести – минимум привлеченных выразительных средств. Эти листы
были и Голгофой, и квартирой; многое
зависит от воображения зрителя.
Черта стиля Беляковича и,
как следствие, всего театра – экспрессивность сценической интонации. Так и
кажется, что все персонажи романа внезапно взбесились и, сорвавшись со страниц,
понеслись в безумном вихре сатанинского бала. Каждое слово не просто
прочувствовано, но выкрикнуто, подчеркнуто жестом, мимической интонацией.
Каждое движение имеет свое продолжение в других героях, словно всех их
связывает незримая нить, паутина причинности: ничто на земле не проходит
бесследно, за все нужно отвечать перед людьми, Богом и самим собой.
Огромный, насыщенный мир романа сжат до трех часов
сценического времени. Отобраны важнейшие сцены (внутренне хочется спорить: так
жаль отдавать ярчайшую линию кота Бегемота! – но, честное слово, юго-западный
Бегемот (засл.арт. России В.Коппалов) не смог бы изящно болтаться на люстре с
чайником…), но правда театра в том, что и в этих
сценах сказано главное. «Что есть истина?» и «Рукописи не горят!» - прозвучало
и убедило.
«Куклы»
Самый таинственный спектакль состоявшихся гастролей
– и, пожалуй, самый сильный.
Мы давно привыкли, что публика наша ориентируется и
ходит либо на громкое название, либо на громкого исполнителя. А тут –
непонятные «Куклы». Даже на пресс-конференции режиссер и актеры, загадочно
улыбаясь, не сказали о спектакле ничего существенного. И не зря: его надо
смотреть.
Пьеса Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион», написанная
на заре жестокого XX столетия, в переработке Валерия Беляковича
стала потрясающе актуальной: хотелось подписаться под каждой фразой. «Куклы» –
своего рода синтез всего лучшего, что
есть в Театре на Юго-Западе. На той же
пресс-конференции В.Белякович говорил, что спектакль
«надевается» на труппу, словно хорошо сшитый костюм: взрослые, маститые актеры
играют людей, молодежь – кукол.
… Театральное закулисье: мир интриг, любви и смерти, зависти и прощения,
денег и власти. Мир людей. Что будет, когда туда придут куклы? Бездушные
механизмы, внешне аналогичные людям, но многое умеющие делать лучше их: петь,
танцевать, выступать, имитировать. Однако почему, оставшись одни, куклы
стремятся стать подобными людям? Они ищут тепла, любви и свободы. Куклы, которым не нужна пища и свет, которые путешествуют по миру в
зеркальных ящиках-шкафах (гениальная находка! Эти
ящики – единственная декорация, но насколько мобильная, яркая и многозначная!),
не хотят быть куклами. Зато люди оказываются бездушны, как куклы.
Спектакль многослоен. Это пьеса о
театра вообще – и о театре на Юго-Западе:
так много Белякович вложил своего, «юго-западного».
Это пьеса об одном дне жизни испанского театра, – и о нашей сегодняшней жизни,
о жизни человека в обществе потребления.
«Слишком женатый таксист»
Легкомысленная комедия положений, основанная на
слабостях человеческих. Драматург Р.Куни
использовал, казалось, все «глянцевые» темы желтой прессы – надо признать, не
«в лоб», а мягко, в каскаде двусмысленных высказываний, в водопаде острых
пикировок. Это мир комических ситуаций и
парадоксальных совпадений, клубок страстей и недомолвок.
Режиссер мягко «подыграл» автору – в постановке
трудно говорить о новаторских решениях мизансцен или оформления, об особой
оригинальности трактовки этой комедии, которая стала очень популярна сейчас. Но
динамика действия, яркость подачи актерами своих ролей, шутки «на грани фола»
невольно увлекали и заставляли смеяться даже тех, кто предпочитает задуматься
над тайнами бытия. В конце концов, кто из нас не позволяет себе маленькие
слабости?
«Таксист» – маленькая слабость театра на Юго-Западе, то самое исключение, которое подтверждает
правило. А правило театра и Валерия Беляковича – это
полные жизни и огня спектакли, которые потрясают, «перетряхивают» внутренний мир
зрителя и заставляют его задуматься.
Не это ли главное в театре?
Анастасия Лямина
|