Идея исполнять джазовую музыку в академических стенах не нова –
ещё полвека назад продюсер Норман Гранц организовывал записи звёзд
американского джаза с симфоническим оркестром. В нашем городе джазовые мелодии
в таком формате прозвучали впервые, и эксперимент получился весьма необычным.
Уже состав исполнителей (джазовое трио плюс симфонический оркестр
с академическим дирижёром) вызывал вопрос: как же столь разные музыканты
«уживутся» на одной сцене? Всё-таки у джазменов импровизация, а у академистов
ноты… Оказалось, что ужиться могут, если джазмены не будут сильно увлекаться
этой самой импровизацией, а академисты сыграют ритмично.
Всю первую половину концерта публика качалась на сладких волнах
ностальгии. Старые добрые джазовые мелодии, «раскрашенные» звучанием струнных,
погрузили зал в состояние, близкое нирване. Это не удивительно, ведь многое из
прозвучавшего сочинялось специально для «фабрики грёз», то бишь для Голливуда.
Вальс из диснеевской «Белоснежки», «Вестсайдская история» Бернстайна, и так
далее, и так далее… Аранжировки (написанные, кстати, лично Григорием Файном)
звучали стильно, и временами казалось – закрой глаза, и в голове пойдут титры
из старых кинолент. Есть всё-таки в этой музыке своё, неповторимое очарование.
К сожалению, проблемы со звуковым балансом смазали впечатление от
«симфонического джаза».
Во втором отделении концерта на сцене осталось трио Файна. И хотя
звучали всё те же джазовые мелодии, музыка получилась совсем другая. Мобильный
коллектив упругим свингом взбодрил всех ностальгирующих, напомнив, что главное
действующее лицо вечера – Его Величество Джаз! И вот ведь загадка: сколько
великих пианистов играло мэйнстрим в этом, пожалуй, самом консервативном
составе (фортепиано, контрабас, ударные) но этот джаз не кажется старомодным. В
руках классных джазменов – а мы услышали именно таких – музыка трио несётся во
времени как хороший гоночный внедорожник.
Григорий Файн сравнительно часто выступает в Нижнем Новгороде, и
поклонникам джаза прекрасно знакома его виртуозная, полная оптимизма игра в
духе Оскара Питерсона. Чем больше слушаешь этого музыканта, тем очевиднее
мудрая философия его музыки: не стоит всё время гнаться за новым, ибо радость
узнавания может быть не меньше радости открытия. Отдельной похвалы заслужили партнёры
Файна – барабанщик Павел Тимофеев и контрабасист Николай Мачкасов. Они играют
увлекательно, остроумно, интеллигентно – тонко чувствуя импровизационные идеи
солиста. Реакция зала во второй половине концерта была гораздо более бурной,
выражаясь современным языком – адекватной сыгранной музыке. Исполненный «на
бис» знойный «Караван» Эллингтона эффектно завершил джазовый вечер.
Что ж, концерт получился пёстрым. Если проводить параллель с
литературой, в первом отделении гости филармонии «читали» нечто вроде любовного
романа, а во втором – остросюжетный детектив. Очень уж он разный – весь этот
джаз!
Дмитрий Лившиц
|