Вернувшись из отпуска, еще грезя Белым морем и
скалами, всем знакомым задавала один и тот же вопрос – кто как провел лето.
Может быть, с тайным желанием лишний раз утвердиться в мысли, что мое лето
самое-самое… В один из теплых сентябрьских дней в отдел забежала Ольга Шайдуллина, однокурсница по
журналистике, студентка пятого курса композиторско-музыковедческого факультета и,
по совместительству, редактор сайта nnovgorodout.ru. Да вы ее знаете.
Подивившись на Ольгину диковинную прическу – хвост
из африканских косичек, и на прочный коричневый загар, я спросила: «Как лето?»,
готовясь услышать в ответ уже надоевшее: «Юга, сестренка…» Однако прозвучало:
«Оперу писала!» Разговор принял столь неожиданный оборот, что я не могу не
поделиться с вами, уважаемые читатели.
- Когда ты решила писать оперу?
И почему? Выпускники обычно пишут какие-нибудь симфонические поэмы… эскизы…
- Я с 12 лет практически жила в оперном театре.
Сначала поступила в балетную студию, но, пока училась, меня до сцены особо не
допускали, и я на спектаклях сидела в оркестровой яме. Для меня высшим
наслаждением было переворачивать концертмейстеру-пианисту странички. Сначала
сидела в оркестре, потом все спектакли «осваивала» на сцене, в балетной труппе.
Может быть, это и повлияло на меня, осталось как самое сильное впечатление
детства, - теперь мне очень близки театральные жанры.
А писать оперу я решила еще на 4 курсе, когда зашла
речь о дипломной работе. Но сначала собиралась писать экспрессионистскую оперу
на сюжет П.Зюскинда «Коллекционер». Там все очень мрачно.
Когда я пришла с этой идеей к Борису Семеновичу (Б.С.Гецелев – педагог Ольги в консерватории,
профессор, заведующий кафедрой композиции, заслуженный артист России, лауреат
премии Шостаковича и премии Нижнего Новгорода – А.Л.), он предостерег: «А
ты не боишься за свое психическое состояние?» Я сказала, что настроена
по-боевому, начала обдумывать эту идею, уже что-то конспектировала для
либретто… Но, в очередной раз придя на занятие по специальности, услышала:
«Пляши и пой! Ты хотела оперу – вот тебе заказ». В Мариинском театре проводился
конкурс молодых композиторов. В России были выбраны 10 композиторов, которым
заказали оперы. И мне в том числе. Обязательным условием было – написать
произведение по Гоголю. За месяц перечитала почти все собрание сочинений
Николая Васильевича, и в итоге получилась комедия. «Театральный разъезд».
Оперные сцены по мотивам драматических отрывков Н.В.Гоголя. Для либретто были
взяты три отрывка - «Театральный разъезд», «Тяжба», и собственно «Отрывок».
- Ты сочиняла либретто сама?
- Дело в том, что я его не сочиняла. В либретто
- текст Гоголя (если не считать
гардеробщицы, которая в конце вставляет реплику). Я, скорее, компилировала. Моя
– лишь сюжетная канва. Может быть, меня можно назвать соавтором, но не более…
- Текст помогал в сочинении музыки?
- Конечно! Гоголь же очень театрален. Создание
образа идет от того колоссального эмоционального посыла, который заложен в
персонаже.
- Что такое писать оперу сегодня и дарить ей жизнь?
- Писать оперу сегодня – пожалуй, то же, что и
всегда. Творческий акт. А продвигать... Мне не пришлось. На самом деле, я сначала даже не поверила: я и Гергиев,
заказ оперы, тысяча долларов… Этот заказ должен был быть выполнен в криминально
короткие для композитора сроки. Пускай все сочинение - не более 45 минут, но
даже 45 минут музыки – это много. Пришлось ее написать за лето. Причем
параллельно выполнялся еще один заказ – для Всероссийского фестиваля «60 лет
памяти» в Москве, и я все совмещала. Было трудно.
- Ну, сейчас-то все кончилось, и впереди – приятные хлопоты, связанные
с постановкой…
- На самом
деле ничего не кончилось, за это время я успела написать только клавир. Поэтому
сейчас занимаюсь оркестровкой и параллельно репетициями.
- У тебя сегодня как раз состоялась первая репетиция – что ты можешь о
ней сказать?
- То, что было, репетицией назвать трудно (улыбается). Скорее, первый показ
произведения тем, кто будет его ставить. Это Владимир Иванович Агабабов
(режиссер), Евгений Кириллов (дирижер) и Елизавета Маньковская, концертмейстер.
Мы слушали своеобразную демо-версию: что-то в компьютерном варианте, что-то я
напевала… Знаете, было очень приятно сразу почувствовать живой отклик: Владимир
Иванович так загорелся оперой, включился в работу, прямо с ходу говорил: вот
здесь так сделаем, здесь – так… Это отношение очень отличалось от того,
например, которое было в Мариинском театре. Он мне очень помог своим настроем.
т.к. впервые показывать свое сочинение всегда очень трудно.
- Каково сейчас быть молодым композитором?
- Я не знаю, что такое - быть композитором, со
стороны виднее.
И убежала, оставив меня в раздумьях: что же лучше –
лето как «отрыв» от реальности или вот такое, наполненное творчеством, поиском,
жгучим желанием выплеснуть себя в звуках на бумагу. До сих пор гадаю…
Беседовала Анастасия Лямина
|