на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Записки волонтёра

Записки волонтёра

Вернувшись из отпуска, еще грезя Белым морем и скалами, всем знакомым задавала один и тот же вопрос – кто как провел лето. Может быть, с тайным желанием лишний раз утвердиться в мысли, что мое лето самое-самое… В один из теплых сентябрьских дней в отдел забежала Ольга Шайдуллина, однокурсница по журналистике, студентка пятого курса композиторско-музыковедческого факультета и, по совместительству, редактор сайта nnovgorodout.ru.  Да вы ее знаете.

Подивившись на Ольгину диковинную прическу – хвост из африканских косичек, и на прочный коричневый загар, я спросила: «Как лето?», готовясь услышать в ответ уже надоевшее: «Юга, сестренка…» Однако прозвучало: «Оперу писала!» Разговор принял столь неожиданный оборот, что я не могу не поделиться с вами, уважаемые читатели.

-  Когда ты решила писать оперу? И почему? Выпускники обычно пишут какие-нибудь симфонические поэмы… эскизы…

- Я с 12 лет практически жила в оперном театре. Сначала поступила в балетную студию, но, пока училась, меня до сцены особо не допускали, и я на спектаклях сидела в оркестровой яме. Для меня высшим наслаждением было переворачивать концертмейстеру-пианисту странички. Сначала сидела в оркестре, потом все спектакли «осваивала» на сцене, в балетной труппе. Может быть, это и повлияло на меня, осталось как самое сильное впечатление детства, - теперь мне очень близки театральные жанры.

А писать оперу я решила еще на 4 курсе, когда зашла речь о дипломной работе. Но сначала собиралась писать экспрессионистскую оперу на сюжет П.Зюскинда «Коллекционер». Там все очень мрачно.

Когда я пришла с этой идеей к Борису Семеновичу (Б.С.Гецелев – педагог Ольги в консерватории, профессор, заведующий кафедрой композиции, заслуженный артист России, лауреат премии Шостаковича и премии Нижнего Новгорода – А.Л.), он предостерег: «А ты не боишься за свое психическое состояние?» Я сказала, что настроена по-боевому, начала обдумывать эту идею, уже что-то конспектировала для либретто… Но, в очередной раз придя на занятие по специальности, услышала: «Пляши и пой! Ты хотела оперу – вот тебе заказ». В Мариинском театре проводился конкурс молодых композиторов. В России были выбраны 10 композиторов, которым заказали оперы. И мне в том числе. Обязательным условием было – написать произведение по Гоголю. За месяц перечитала почти все собрание сочинений Николая Васильевича, и в итоге получилась комедия. «Театральный разъезд». Оперные сцены по мотивам драматических отрывков Н.В.Гоголя. Для либретто были взяты три отрывка - «Театральный разъезд», «Тяжба», и собственно «Отрывок».

- Ты сочиняла либретто сама?

- Дело в том, что я его не сочиняла. В либретто -  текст Гоголя (если не считать гардеробщицы, которая в конце вставляет реплику). Я, скорее, компилировала. Моя – лишь сюжетная канва. Может быть, меня можно назвать соавтором, но не более…

- Текст помогал в сочинении музыки?

- Конечно! Гоголь же очень театрален. Создание образа идет от того колоссального эмоционального посыла, который заложен в персонаже.

- Что такое писать оперу сегодня и дарить ей жизнь?

- Писать оперу сегодня – пожалуй, то же, что и всегда. Творческий акт. А продвигать... Мне не пришлось. На самом деле,  я сначала даже не поверила: я и Гергиев, заказ оперы, тысяча долларов… Этот заказ должен был быть выполнен в криминально короткие для композитора сроки. Пускай все сочинение - не более 45 минут, но даже 45 минут музыки – это много. Пришлось ее написать за лето. Причем параллельно выполнялся еще один заказ – для Всероссийского фестиваля «60 лет памяти» в Москве, и я все совмещала. Было трудно.

- Ну, сейчас-то все кончилось, и впереди – приятные хлопоты, связанные с постановкой…

-  На самом деле ничего не кончилось, за это время я успела написать только клавир. Поэтому сейчас занимаюсь оркестровкой и параллельно репетициями.

- У тебя сегодня как раз состоялась первая репетиция – что ты можешь о ней сказать?

- То, что было, репетицией назвать трудно (улыбается). Скорее, первый показ произведения тем, кто будет его ставить. Это Владимир Иванович Агабабов (режиссер), Евгений Кириллов (дирижер) и Елизавета Маньковская, концертмейстер. Мы слушали своеобразную демо-версию: что-то в компьютерном варианте, что-то я напевала… Знаете, было очень приятно сразу почувствовать живой отклик: Владимир Иванович так загорелся оперой, включился в работу, прямо с ходу говорил: вот здесь так сделаем, здесь – так… Это отношение очень отличалось от того, например, которое было в Мариинском театре. Он мне очень помог своим настроем. т.к. впервые показывать свое сочинение всегда очень трудно.

- Каково сейчас быть молодым композитором?

- Я не знаю, что такое - быть композитором, со стороны виднее.

И убежала, оставив меня в раздумьях: что же лучше – лето как «отрыв» от реальности или вот такое, наполненное творчеством, поиском, жгучим желанием выплеснуть себя в звуках на бумагу. До сих пор гадаю…

Беседовала Анастасия Лямина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт