27 ноября 2005г.,
Нижний Новгород.
Интервью с Хелависой.
Выступление гр. "Мельница".
Сначала
был «Рок-бар», и в нем сидели музыканты группы «Мельница», которые приехали к нам в Нижний Новгород в первый раз.
Потом, спустя полчаса, музыканты пообедали и некоторые из них ушли в «Пятый
элемент» готовиться к концерту, зато в баре появилась Хелависа в сопровождении организаторов. Пообедав, она раздала свои
автографы всем поклонникам, которые ждали ее около часа, стоически выдерживая
морозную сырость на улице. Потом Хелависа собралась уходить, а мы пошли ее
догонять. И догнали :).
***
Из прошлого Хелависы
Корр.: Когда-то вы занимались ролевыми играми
и песни «Мельницы» очень популярны среди ролевиков…
Х.: Да. Но когда я была в ролевой тусовке,
то своих текстов еще не писала. Писала музыку на чужие стихи. Отношение
«Мельницы» к ролевикам есть, но оно меньше, нежели ходит миф.
Корр.: Имя Хелависа откуда?
Х.: Из романа Томаса Мэлори «Смерть
Артура». Оно появилось, когда на 16 лет моя подруга очень хорошая подарила мне
сборник гравюр Обри Бердслея. Там есть гравюры к этому роману. И там есть
картина, где ведьма Хелависа несчастная пытается соблазнить сэра Ланселота.
А.: У нее это не получилось, и тогда она
себя убила.
Х.: На ней было такое проклятье, она была
заколдована. Факт в том, что она на меня похожа – на иллюстрации.
Корр.: А характером, своей историей?
Х.: Если я кого-то хотела соблазнить, у
меня это обычно получалось. В 99 процентов случаев.
Корр.: У брата-чародея из песни «По дороге
сна» есть реальный прототип?
Х.: Да. Мой названный брат [(Михаил Штарев
(Глорфиндейл) – корр.)].
Корр.: Ваши песни часто перепевают, и не
всегда удачно. Не коробит?
Х.: Коробит. Я слышала только один раз,
как ролевики пели мои песни хорошо. Обычно это бывает ужасно. Поют «Дорогу сна»,
«Воин вереска». Если пойти в Москве в Нескучный сад, там под каждым деревом
сидит эльф и поет. На самом деле, хорошо, что поют. Пусть только стараются
делать это лучше.
***
Смена состава
Корр.: Недавно вы расстались с некоторыми
своими музыкантами. Это не первое изменение состава группы…
Х.: У нас так сложилось, что из
первоначального состава (тогда группа называлась «Тиль Уленшпигель») только два
человека – я и Леша - что-то придумывали, писали песни. Когда образовалась
«Мельница», мы пытались с этим как-то бороться, но получалось плохо. Все
музыканты приводили своих друзей из Гнесинской консерватории. Они
профессионально играют, но не умеют импровизировать. Это очень напрягало.
Поэтому мы уволили нескольких человек, и за ними ушло еще несколько. Зато
теперь мы можем играть более свободно, отойти от классических стереотипов.
Корр.: Новых музыкантов уже набрали?
Х.: Да. У нас новые виолончелист и
флейтист. Сегодня утром в гостинице я принесла новую для них песню, и,
поскольку репетиций было еще очень мало, мы ее играли. Три дубля – и песня
готова. Именно так должен работать настоящий фолкер. Это просто другое
мышление. Нужно обладать гармоническим слухом и не бояться творить.
Корр.: Когда нам ждать новых песен?
Х.: Песни есть, какое будет звучание, станет
известно через несколько концертов. Сегодня у нас второй концерт в новом
составе. Вчера у нас был первый концерт на фестивале в Черноголовке – это такой
подмосковный город. Концерта через три-четыре мы поймём, что получается, и
будем делать новые песни.
Корр.: Сколько человек сейчас в группе?
Х.: Семь. Пока у нас нет скрипки. На
барабанах играет Дима Фролов, на флейте – Сергей Заславский, на виолончели –
Алексей Орлов, который уже играл в фолк-группах, и бас-гитара Алексей Кожанов.
Корр.: У каждой фолковой группы есть свое
лицо. Вам кто-то близок по стилистике или вы индивидуальны?
Х.: Скорее индивидуальны. Если взять Инну
Желанную, то у нее больше этно. У нас этого нет, у нас фолк-рок. «Рада и
терновник» - вообще не то. Может быть, Оля Арефьева – акустическая. А в плане
личных отношений - мы со всеми дружим.
***
Нехитовая психология
Хелависа: Мы совсем не умеем создавать шлягеры…
Алексей Сапков: Да, есть такие люди, которые умеют
делать хиты. У многих к ним такое снобистское отношение… но когда сам сядешь
сочинять подобное, думаешь: теперь попробуй, сочини.
Х.: Но над хитами люди не рыдают…
Алексей: Это точно. А над нашими песнями,
бывает, рыдают.
Корр.: Над какими, например?
Х.: На «Господине горных дорог», на
«Королевне», на «Зиме». Да, на «Зиме» народ рыдает безумно. Они не хитовые,
но такие… пережитые.
Корр.: Что важнее получается: ритм, музыка
или стих?
Х.: Бывает по-разному. Это зависит от
того, что ты чувствуешь. В некоторых вещах, в той же «Ночной кобыле», ритм
первичнее, а в «Королевне» важнее стих. Он изначально был мелодический, этот
стих, но он очень нагружен.
А.: Вообще, в России чаще текст важнее.
Видимо, это особенность менталитета.
Х.: Наверное. Мне несколько раз в качестве
критики «Ночной кобылы» писали: «Что это за песня, нагромождение слов, там
слово цепляется за слово, это неверно». На самом деле, она написана в традициях
английского фолк-рока. Там есть смысл, но он возникает из того, что слово
цепляется за другое слово звуком.
***
Жизнь в путешествиях
Корр.: Наташа, вы живете сейчас в Ирландии?
Х.: Да, с прошлого сентября.
Корр.: Как, в таком случае, работает группа?
Х.: Достаточно мучительно. Я приезжаю в
Россию каждый месяц, когда бывают концерты. Это немножко сложно. Нужно заранее
узнавать, когда будет концерт, чтобы брать билеты на самолет в Ирландии и
отпрашиваться с работы. Я приезжаю за пять дней до концерта, мы репетируем, но
иногда бывают накладки.
Корр.: А где вы работаете?
Х.: В Тринити-колледже, в Дублине, научным
сотрудником.
Корр.: Вы совсем переехали в Ирландию?
Х.: У меня муж дипломат. Ирландец. И наша
жизнь на протяжении долгих лет будет состоять из путешествий. По специальности
я кельтолог-лингвист [(Хелависа закончила филфак МГУ)] поэтому я и раньше много была в Ирландии, я там училась.
Корр.: И именно занятие кельтологией повлияло
на то, что вы начали сочинять музыку?
Х.: Да. Я занималась очень много кельтской
и германской мифопоэтикой. Я хорошо разбираюсь в мифологии, в том, что такое
мифологическое сознание, и в традиционных текстах. Я могу выстроить песню индоевропейской
мифологической системе координат, и это очень помогает.
***
Обещали вернуться
А
потом был концерт. Хелависа играла на арфе и пела. Как она и предупредила,
«чего-то ужасного» типа «Богини Иштар» не было, поскольку «трахеит приходит,
когда его не ждешь». Путешествуя по залу, я почти на каждом шагу встречала
своих знакомых тусовщиков и ролевиков.
Чтобы
услышать «Мельницу», народ почти час стоял около «Пятого элеманта», куда всех
пускали «порционно», где-то по пять человек, причем, с заранее купленными
билетами. Когда мы обходными путями проникли в зал, оказалось, что для концерта
настроено еще не все оборудование. Его обещали завезти еще час назад, но что-то
там не сложилось. Но зато все желающие смогли купить билет прямо на входе в
кинотеатр, где располагается клуб, и прийти в зал к началу.
Народ
все время дружно подпевал, многие танцевали, зажигали бенгальские огни (что,
как выяснилось, было запрещено). Порадовали лица охранников, которые постепенно
впечатлялись «Мельницей». Особенно интересно было наблюдать, как некую
задумчивость и мечтательность приобретало лицо секьюрити, сидящего около сцены.
Многие
громко просили спеть их любимую песню. Некоторые Хелависа спела, другие
пообещала спеть в следующий приезд, зимой или весной нового года. Когда у нее
не будет трахеита, и не придется каждую песню «запивать» горячим чаем или
кагором. Столь любимую мной «Дорогу сна» «Мельница» исполнила где-то в середине
концерта, поэтому оставшуюся половину я слушала радостная и счастливая.
Впечатлениями
от концерта в НН народ делится здесь http://www.melnitsa.net/forum.
Илина
|