Впервые в Нижнем Новгороде с 27 по 30 октября
проходил фестиваль «Открытая фотография». Это пока единственный в России
межрегиональный передвижной проект
просветительского свойства, ориентированный на пропаганду и развитие
фотоискусства. С апреля этого года фестиваль успел побывать в Красноярске,
Норильске, Алма-Ате, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.
В каждом городе его появление сопровождалось каскадом фото-событий –
выставками, лекциями и мастер–классами ведущих российских фотографов, показом
уникальных фильмов об истории фотографии и презентациями современной
фото-техники.
Нижний Новгород не стал исключением. В рамках
фестиваля были представлены четыре выставки: «Своими глазами. 100 лучших
фотографий из архива National Geographic»,
«Тридесятое царство» Александра Сорина и Александра Кузнецова, «Субъективное
время» Николая Боченина, «Шойна»
Сергея Максимова. Кроме того, все желающие смогли принять участие в специальном
мероприятии «Фото нараспашку», на котором они демонстрировали свои работы и
рассказывали о своем творчестве.
Яркие, подчас захватывающие снимки из архива National
Geographic, безусловно, не оставили равнодушными ни
детей, ни взрослых. Каждая из ста фотографий, представленных на выставке, - это
не только виртуозный репортажный снимок, это всегда еще и призыв. Призыв к
зрителям обратить внимание на окружающий мир, на природу и людей. Это попытка
не только развлечь, но и поведать о чем-то важном, часто выпадающем из нашего
поля зрения. Фотографии National Geographic
наглядно демонстрируют, как много интересного можно для себя открыть, наблюдая
за "банальными" на первый взгляд вещами.
Проект Александра Сорина и Александра Кузнецова "Тридесятое
царство" приглашает в удивительный мир малоизученных и незаметных на фоне
современных мегаполисов территорий – в «мир периферии». Путешествуя по
географически необъятной и этнографически разнообразной России, авторы
сталкиваются с уникальным бытом людей, живущих устаревшими идеологемами
и выдуманными мифологиями, в каком-то иллюзорном мире, блокированном для
внешнего вмешательства и изменений.
А. Сорин
оказывается в утопическом пространстве мирного быта, где каждая корова -
Бурёнка, а курочка — Ряба; где пожилая пара напоминает сказочных деда со
старухой; мужик, плывущий в весеннее половодье на лодке, - типичный Дед Мазай; русоволосый мальчик из старообрядческой семьи -
братец Иванушка и будущий богатырь. В свой черед А. Кузнецов отправляется в
стан рабочих - в мрачные подземелья гномов, душные и дышащие огнем цеха, вроде
кузниц Гефеста, и, наконец, на бывшие предметом коллективной зависти
мясокомбинаты. Он встречает современных
горных старателей и ремесленников, безымянных Левшей и диковатых
Данил-мастеров. Находит бунтующих исполинов - живых памятников Социалистического
Труда со стальными мускулами и рабочих, которые покинули свой пьедестал после
«истребительно-трудовых» лагерей, вытрезвителей и дефолта и забились в свои
нехитрые каморки, бытовки и каптерки.
Сказочное «Тридесятое царство», лежащее, по нашим представлениям, за
тридевять земель от дома, - отнюдь не рай на земле. Это пространство
парадоксов, где за фантастическими декорациями и маской заморского государства
скрывается неутешительная реальность жизни собственной страны.
Фоторепортеры Александр Сорин и Александр Кузнецов
справились с непростой задачей. Они создали портрет современной
действительности - пародию на нас самих и нашу жизнь, запечатлев на пленку
культурные штампы, сформированные русским, советским и постсоветским сознанием.
А реальность периферии после знакомства с проектом перестала казаться неправдоподобной
сказкой, репортажем из параллельного мира или очень далекого прошлого.
Интереснейшую персональную выставку представил в рамках фестиваля
классик екатеринбургской фотографии Николай Боченин.
Вырванные из настольного календаря страницы, остановившийся будильник, механизм
старинных настенных часов, покрытый паутиной и пылью, различные знаки
бесконечности - в виде спиралеобразного слепка доисторического моллюска и
различных металлических деталей той же формы, - все это материализованное
художником представление о «субъективном времени».
Проект Сергея Максимишина
«Шойна» - это рассказ о печальных буднях занесенного
песком рыбацкого поселка. Шойна - трагический символ
глубинки Ненецкого округа. Все его беды - полная оторванность, отсутствие
связи, работы, перспектив - все это в той или иной степени присуще большинству
населенных пунктов, разбросанных на огромной территории нашей страны.
В рамках фестиваля состоялась демонстрация серии
документальных фильмов об истории фотографии и выдающихся фотографах XX века:
«Встреча» (Ирина Ланина), «Контрольные отпечатки» (Уильям Кляйн,
Сара Мун и др.), «Ансель
Адамс» (Рик Бернс), «Взлетная полоса» (Крис Маркер), «Царская охота» (Владимир Мосс).
27-29 октября все посетители и участники «Открытой
фотографии» бесплатно распечатывали собственные фотографии на профессиональных
принтерах Epson!
Прошедший в Нижнем фестиваль был открыт для всех и
представлял самые разные направления современной фотографии. Это первый в
России интерактивный проект, направленный на взаимодействие и контакт со
зрителями и фотографами, независимо от их известности и профессионального
статуса.
Ирина Егунова
|