Нижегородский ансамбль старинной музыки «Universalia
in Re» основан в 2001 году
с целью возрождения средневекового отношения к музыке как к внутреннему
переживанию, способному изменить человека» - эта фраза из пресс-релиза
является, на мой взгляд, ключевой в понимании эстетики ансамбля. Уметь в любой
миг остановиться, взглянуть в себя, изменить свой мир и через него окружающий –
всему этому способствует средневековая музыка, чистая, как альпийский источник,
спокойно-медитативная даже в танце.
Программа концерта называлась «Amor
mi fa cantar
a la Francesca» - «Из-за любви я пою на французский манер», и состояла из баллат, сальтарелл, истанпитт и виреле - музыки
Северной Италии XIV века. Почему «на французский»? – Франция и тогда, как и
сейчас, была законодательницей мод, в музыкальном отношении особенно. И
ближайший ее сосед – Италия – воспринимала французские новшества.
Квартет исполнителей – Юлия Рябчикова,
Екатерина Бонфельд, Мария Голубева
и руководитель ансамбля Данил Рябчиков – отнюдь не ограничился четырьмя
инструментами. Как и было положено в эпоху Ars antiquа, музыканты универсальны: владеют несколькими
инструментами (виела, рубаб,
даф, тамбурин, старинные продольные флейты), по
временам подключая собственные голоса. Душой ансамбля, несомненно, является
Юлия: она словно живет среди мира старинных мелодий, сопровождаемых
таинственным глуховатым ритмом дарбукки, дробной
россыпью дафа, звонким треском тамбурина. А голос ее,
столь естественно сочетающийся с голосом флейты!
Прозрачный, холодноватый инструментальный тембр
соединялся с флейтовыми наигрышами и тягучим «голосом» виелы,
сплетая сладкую паутину времени, в которую затягивало слушателей, как в
несбыточную мечту. Временами Екатерина откладывала флейту и присоединяла свой
голос – низкий и матовый – к парящему в вышине Юлиному. И вторил голосам рубаб – инструмент испанских Ромео XIII века. Кавалер на
трех Джульетт был только один, но Данил Рябчиков с этой ролью справился с
поистине аристократической выдержкой.
Анастасия Лямина
|