Международный фестиваль EARLYMUSIC - одно из самых
стильных и значительных ежегодных событий в культурной жизни России. Фестиваль
открыл новую сферу в российской культуре – early music: наследие европейской
старинной музыки в аутентичном (историческом) исполнении. За очень короткий
срок фестиваль стал одним из наиболее авторитетных в мире. Его участники –
ведущие музыканты мировой сцены. По количеству звезд, открытых российской
публике, фестиваль не имеет аналогов в стране. Помимо западноевропейской музыки
эпохи классицизма, барокко, ренессанса и средневековья, фестиваль с момента
своего основания активно способствует возрождению русской музыки XVIII века -
забытого «золотого века».
В 2004 году благодаря программе «Культурная столица
Поволжья» концерты Международного фестиваля EARLYMUSIC впервые состоялись не
только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Нижнем Новгороде: в нашем городе
выступили всемирно известные звезды EARLYMUSIC и аутентичного исполнительства –
Le Poeme Harmonique, Пол О’Детт и Элен Харгис, Хилле Перл
и Ли Сантана, Паоло Пандольфо, Flanders Recorder Quartet.
Хронологическая и жанровая специфика исполняемой
музыки является основой концепции фестиваля в Нижнем Новгороде, который пройдет
под девизом «Осень средневековья и крайности барокко». Если говорить о
временных рамках, то акцент будет сделан на музыке определенного исторического
периода – XIV – XV вв. (названного известным нидерландским культурологом
Йоханом Хейзингой «Осенью Средневековья»), а также на
музыке раннего барокко (XVII в.). Это связано как с приездом на Международный
фестиваль EARLYMUSIC сразу нескольких музыкальных коллективов, исполняющих
средневековую музыку и музыку раннего барокко, так и с имеющимся в Н.Новгороде
опытом изучения и исполнения средневековой музыки. В ноябре 2004 года по
инициативе нижегородского ансамбля «Universalia in
Re» и при поддержке программы «Культурная столица Поволжья» в Н.Новгороде
состоялся фестиваль средневековой музыки, посвященной Гильому де Машо, в
котором приняли участие музыканты из Санкт-Петербурга и Львова.
XIV век. Треченто. Последняя Осень средневековья. Для
музыки - это эпоха Ars Nova, нового искусства.
Стабильному ритму и внутренне стабильному и спокойному миру Ars
Antiqua (старого искусства), Ars Nоva противопоставило новый
ритм и новые ритмоинонации, неспокойные и причудливые
как мир XIV века - века Авиньонского пленения пап, «Декамерона» и «Божественной комедии», Яна Гуса и Джон Уиклифа. Новые модуляции, musica ficta, смена мажора и минора в рамках одного такта, радости
и печали - в рамках одной баллаты или вирелэ и
барочные крайности за несколько веков до барокко.
Удивительная, ломкая, яркая музыка, над которой веет
печаль утраты. Музыка о которой лучше всего сказал в одной из свох баллат один из великих композиторов той эпохи - Франческо Ландини: «Ангельская красота спустилась на землю
... но я не думаю что, она принесет нам хоть какой-нибудь мир».
Если же говорить о
жанровой специфике, то предполагается уделить особое внимание вокальной музыке
(в числе выступающих - хор, вокальный ансамбль и 3 коллектива, в составе
которых певцы играют существенную роль), и провести параллель между европейской
и русской средневековыми музыкальными традициями. В рамках фестиваля
состоятся два концерта западных звезд EARLYMUSIC – лучших в мире ансамблей,
исполняющих средневековую музыку (Alla Francesca,
Франция) и музыку раннего барокко (L’Arpeggiata,
Франция), а также концерты ансамбля Universalia in Re
(Н.Новгород), одного из лучших в Восточной Европе средневековых вокальных
ансамблей Bornus Consort (Польша), и хора Московского Патриархата Древнерусский распев;
серия лекций и мастер-классов музыкантов – участников фестиваля. Концерты
ансамбля Bornus Consort и хора Древнерусский распев также состоятся в Вятке (Кирове).
Фестиваль в Нижнем Новгороде откроется концертом французского
ансамбля L’Arpeggiata под управлением Кристины Плюар, который запомнился своим потрясающим выступлением с
программой «Тарантелла. Исцеление музыкой и танцем» на закрытии VII фестиваля
EARLYMUSIC в Екатерининском дворце Царского Села. В этом году помимо певицы Лучиллы Галеацци (которую многие
за ее способность трогать сердце сравнивают с Чезарией
Эвора), в концерте будет участвовать знаменитый
итальянский кларнетист Джанлуиджи Тровези,
одинаково совершенно исполняющий джаз, фолк и старинную музыку. Программа
концерта L’Arpeggiata –
«All’Improvviso. Сiaccone, Bergamasche e un po’ di Follie» (итальянская музыка
начала XVII века в импровизациях) - свидетельствует
об открытости ансамбля всем музыкальным жанрам. Благодаря звуковому богатству и
находкам музыкантов, этот концерт превращается в неистовое и увлекательное
представление. Пиетет к музыкальным источникам и встреча искусств под новым
углом – в атмосфере игры и импровизации, глубочайшая верность барочному духу в
сочетании с сегодняшними словами и жестами. Это буйство красок, где каждый
музыкант может выразить себя в игре необычайного и непривычного.
Alla Francesca – пожалуй, самый известный в Европе ансамбль, исполняющий
средневековую музыку, который покорил публику VII фестиваля EARLYMUSIC в
составе трио, приедет в этом году большой командой. Художественный руководитель
ансамбля Пьер Амон по праву считается лучшим исполнителем на исторических
флейтах во Франции, а перкуссионист Марко Риццо способен затмить своим искусством перкуссионистов
лучших рок-н-ролльных групп. Программа концерта - «Istanpitta» - представляет праздничную музыку Италии XIV
века, исполнявшуюся при дворе герцога Висконти. В
самом слове «Istanpitta» слышится притопывание
танцора.
Нижегородский ансамбль Universalia in Re, который
ставит своей целью возрождение средневекового отношения к музыке как к
внутреннему переживанию, выступит с программой итальянской музыки XIV века «Amor mi fa cantar
a la francesca».
Прославленный хор Московского Патриархата Древнерусский распев
под управлением одного из пионеров аутентизма в
России Анатолия Гринденко представит программу древнерусских распевов XVI –
XVII веков, которая, с учетом «запаздывания» историко-культурных процессов в
России по сравнению с Европой, получила название «Весна средневековья».
Фестиваль закроется концертом лучшего в Восточной
Европе средневекового вокального ансамбля Bornus Consort,
который на протяжении более 20 лет работает над воссозданием аутентичного
звучания небольших мужских вокальных ансамблей Средневековья и Ренессанса.
Тесное сотрудничество с певцами-исполнителями традиционного фолка,
изучение различных литургических традиций и вокальных техник – все это
обогащает опыт и повышает исполнительское мастерство участников Bornus Consort. В
Нижнем Новгороде и Вятке Bornus Consort исполнит доминиканскую
литургию XIII века – мессу на день святых ангелов-хранителей (2 октября – дата
концерта ансамбля в Вятке, где он выступит в польском костеле). Симптоматично,
что пять лет назад Древнерусский
распев и Bornus Consort принимали активное участие
в программе «Краков – Культурная столица Европы-2000».
Партнерами программы «Культурная столица Поволжья» по
организации концертов VIII Международного фестиваля EARLYMUSIC в Нижнем
Новгороде выступят Райффайзен-банк, ресторан «Золотая
вилка» и Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского,
который по сложившейся доброй традиции предоставит свой старый актовый зал на
Большой Покровке для проведения концертов фестиваля. В Вятке (Кирове)
партнерами программы по организации концертов выступят Администрация города,
Александровский костел и Областная филармония.
Помимо концертов, в Нижнем Новгороде состоятся
творческие встречи с музыкантами в ресторане «Золотая вилка» (в рамках проекта
«Утро с культуртрегером») и мастер-классы (их расписание будет объявлено
дополнительно). Также будет представлены первые из серии дисков нового лейбла
EARLYMUSIC RECORDS, ноты и старинные музыкальные трактата, выпущенные
Издательским домом EARLYMUSIC.
Расписание мастер-классов и творческих встреч с
музыкантами
Дополнительную
информацию о фестивале можно получить в Нижнем Новгороде у Глеба Фирсова
((8312) 39-10-23, 39-07-73, gleb@culturecapital.ru) и в Санкт-Петербурге у Анастасии Рязанцевой ((812) 325-70-52, nastya@earlymusic.ru). Справки по поводу билетов и приглашений на фестиваль – по
телефонам (8312) 39-07-73, 19-63-42, 39-10-23.
Ждем встречи с Вами на Фестивале!
«ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ и КРАЙНОСТИ БАРОККО»
Нижний Новгород – Вятка, 25 сентября – 2 октября
Дата
|
Ансамбль
|
Программа
|
Площадка
|
25 сентября, воскресенье,
19.00. Открытие фестиваля
|
L’Arpeggiata,
Франция
|
«All’Improvviso. Сiaccone, Bergamasche e un po’ di Follie»
(итальянская музыка XVII века в импровизациях)
|
Старый актовый зал Университета, Нижний Новгород
(ул. Б.Покровская, 37)
|
26 сентября, понедельник,
19.00.
|
Alla Francesca, Франция
|
«Istanpitta» (итальянская
праздничная музыка XIV века)
|
Старый актовый зал Университета, Нижний Новгород
(ул. Б.Покровская, 37)
|
28 сентября, среда,
19.00.
|
Universalia in Re, Нижний Новгород
|
«Amor
mi fa cantar a la francesca»
(итальянская музыка XIV века)
|
Старый актовый зал Университета, Нижний Новгород
(ул. Б.Покровская, 37)
|
30 сентября, пятница,
19.00.
|
Древнерусский распев, Москва
|
«Весна средневековья» (древнерусские распевы XVI –
XVII веков)
|
Старый актовый зал Университета, Нижний Новгород
(ул. Б.Покровская, 37)
|
1 октября, cуббота,
19.00. Закрытие фестиваля
|
Bornus Consort, Польша
|
«Месса на день святых ангелов-хранителей – 2
октября» (доминиканская литургия XIII в.)
|
Старый актовый зал Университета, Нижний Новгород
(ул. Б.Покровская, 37)
|
1 октября, суббота,
19.00.
|
Древнерусский распев, Россия
|
«Весна средневековья» (древнерусские распевы XVI –
XVII веков)
|
Филармония, Вятка (Киров)
|
2 октября, воскресенье
19.00.
|
Bornus Consort, Польша
|
«Месса на день святых ангелов-хранителей – 2
октября» (доминиканская литургия XIII в.)
|
Александровский костел, Вятка (Киров)
|
|