События
|
8 июня. Утро с культуртрегером. Александр Гаврилов, главный редактор газеты "Книжное обозрение"
- Мой продвинутый племянник читает
книги. (Смех в зале). Но российской детской литературы нет...
- И на рынке взрослой литературы, и на рынке деловой
книги - ситуация та же самая. У нас две проблемы: замещение и вытеснение. Нет у
нас своего детектива, своей фантастики, своей интеллектуальной литературы. Мы
по-прежнему читаем Макюэна и Уэльбека. Но постепенно, в жанре детектива и
фантастики, вливается и русская струя в этот поток. Вышла детская книжка
"Про Ульяну Караваеву". Это первый успешно продвинутый проект в
области детской литературы. Все дело заключается в том, что у нас нет точки
вхождения в рынок.
- А что происходит в
бизнес-издательствах?
- То же самое. Наши авторы вытесняются переводными
авторами и раскрученными на Западе. Стокгольмская бизнес-школа выпускает
отличную литературу. Издательства Олимп-бизнес или Питер - неплохие
издательства... И переводная литература есть, и выходят уже наши авторы. ЭКСМО,
конечно, амое лучшее издать пытается. Но у нас не
сформирован менеджмент в этой сфере...
- Какой должна быть Культурная
столица, на ваш взгляд?
- Я скажу вам, что миф либо работает, либо нет.
Например, я был в гостях у одного очень известного западного режиссера. При его
известности это человек удивительно открытый. Так вот я обнаружил у него странную
вещь: на полке с книжками стоит ботинок, а в нем орден Ленина. На мой
удивленный вопрос он ответил: "Знаете, чем отличается гостиница от дома? В
гостинице все понятно, все функционально. А вот в доме ничего не понятно и
много загадок". Так вот, я привел вам пример с этой загадочной бальной
туфелькой, потому что она и есть аллегория "культурного
пространства". В культурном пространстве не должно быть просто объектов
культуры и ее потребителей. Должна быть загадка, какая-то атмосфера. В понятии
"Культурной столицы" есть особенность: потребители культуры вовлечены в потребление. Ребята идут не
пить пиво, а идут на какого-то поэта, в музей, еще куда-то без тоски, а с желанием, как они идут на
интернет-форум. Это и есть потребление культуры. А чтобы люди поняли, что музей
и консерватория - это не скука, там должны появиться не отвратительные вещи и
ваша задача как раз преподнести это людям, преподнести им традиционное
искусство с яркой позиции. А ведь большинство думает, что литература и
искусство - это скучно, это не имеет к жизни, и не будет иметь совсем никакого
отношения. Когда людям, толпам людей, что ходят по улицам, перестанет быть дико
скучно, город станет Культурной столицей. Когда элитарные формы искусства
привлекут настоящих журналистов, а не этих самозванцев, которых везде полно в
разных изданиях, когда эти журналисты приведут за собой народ в музеи и театры,
когда элитарная тусовка почувствует, что у нее отняли что-то и отдали людям,
когда он начнет возмущаться: "Появились! Откуда взялись? Торчали раньше
где-то еще, а сейчас явились на нашу территорию!" Тогда это будет
означать, что город стал реальной Культурной столицей.
Елена Баева
|
|