7-8 июня в Музее Нижегородской радиолаборатории
в рамках Конгресса Партнеров программы «Культурная столица» прошел показ
фильмов творческого объединения "КИНОТЕАТР.DOC". Как рассказала
обозреватель "Мира Новостей" Алена Солнцева, друг и союзник данного
объединения: "Фильмы, представленные на фестивале, не имеют цели
продемонстрировать зрителю "художественный процесс". Цель создания и
показа этого кино: увидеть явление - понять - передать другим".
Организаторам это удалось. И увидеть, и показать, и
заставить зрителей сопереживать одним героям фильмов и негодовать на других,
спорить с третьими... "Самое главное, - сказала Алена, - это снято с
интересом к той реальной жизни, где мы все живем. Мы хотели вернуться к
изначальному зрительскому чувству, когда человек сопереживает тому, что он
видит. Каждый из нас балансирует на грани между жизнью и небытием, жизнь – это
очень хрупкая конструкция. Мы не знаем, что с нами случится через 2 минуты,
наша психика не сбалансирована, она может в любой момент потерять равновесие, и
мы низвергнемся в безумие. В
повседневности мы не хотим думать и знать об этом, но это так, и эти фильмы напоминают нам об этом".
Автор фильма "Коктебель" Борис Хлебников сказал: "Мы
отталкивались от концепции "Театр.doc" Когда я вышел с их спектакля
"Вахтер", я еще часа 2 улыбался после него: я увидел, что такое
документальный театр. И это стало нашей установкой. Можно снимать фильмы и
затратить много денег, а можно снять фильм совсем без денег, но по всем законам
жанра. Современные цифровые средства помогают добиться этого. В фильме
"Мирная жизнь" стираются все грани между документальным и игровым
кино. Камеру можно спрятать, наблюдать за ситуацией 24 в сутки и сделать из
этого художественное произведение. Мы хотим обратиться с просьбой к зрителям: с
нами можно связаться (www.kinoteatr.doc). Присылайте нам свои фильмы, свои
интересные идеи и мы покажем это. Это может быть как документальное, так и
художественное кино».
Фильмы, показанные на фестивале, производят достаточно
сильное впечатление. "Трансформатор» (автор Павел Костомаров) о том, как
из-за российской бесхозяйственности застрял на дороге дальнобойщик с
трансформатором весом в 47 тонн. Забавно то, что монолог дальнобойщика снят в
духе документального кино, а мораль нам предлагается немного иная: посредством
вставок "прошло 2 недели" Валера-водитель, продолжающий свой
первоначальный диалог (говорит он простонародным языком, объясняя ситуацию
аварии), предстает нам в комичном свете, что, видимо, должно символизировать
горькой сатирой плачевное экономическое
положение нашей многострадальной страны.
"Отпуск по ранению" (Павел Рагозинский, Ольша Гуданец) -
фильм страшный. Фильм, как сказали авторы, построен на контрасте быта
контрактника, получившего отпуск по ранению (он мирно собирает одуванчики и
кормит кошку и черепаху) и его страшных в своей обыденности рассказов о том,
как он убивает и убивает в Чечне и не считает это убийством.
Ужасает обыденность этих рассказов. И если бы не мой
друг, который тоже отслужил в Чечне контрактником, и всегда говорил мне:
"Если кто скажет, что убивать - легко, никогда не верь, убитые будут им
являться в кошмарах до конца дней, всю жизнь", то можно было бы поверить в
то, что наша жизнь стала явлением настолько ужасающим, что даже убийства и
смерть стали обыденным явлением.
Что касается фильма о заслуженном учителе РФ Марке Иосифовиче Еврейсоне
"Дорогой Маркович" (Виталий брынцев), то
мнения разделились. Учитель не просто так получил премию Сороса и звание
заслуженного учителя. Учредители премии расспросили студентов начальных курсов
вузов об их любимом учителе, и ребята назвали Марковича. Человек этот добр, он
находит общий язык с учениками, он не потакает их гордыне, амбициозности,
капризам и нежеланию учиться. Но в нем есть одна странность. Он - пожилой человек
и одевается в китель и сапоги, как Сталин. У него дома висят портреты Сталина,
а дома вся мебель 50-х годов. Потому одна зрительница пришла в ужас и сказала,
что такого даже к детям близко подпускать нельзя! Не знаю, кого уж к ним можно
подпускать, а при наличии на сегодня 6 миллионов социальных сирот в России, к
ним и так мало кто "подпущен", но дети находят приют дома у этого
странного и доброго человека, его понимание и душевную близость, если случается
беда. А собаку, которую не с кем оставить, он принимает в школу на урок, и он,
наверное, единственный из современных учителей, учит детей различать, что такое
хорошо и что такое плохо, о чем напрочь забыло современное общество, он учит
детей великолепно разбираться в химии и, как следствие, все они поступили в
вузы.
Запомнился еще фильм "Мирная жизнь" Павла
Костомарова. Фильм, условно говоря, о "мирной жизни" в Чечне. Фильм
на стыке документального и художественного кино. Два главных героя, два
чеченца. Отец и сын, пытаются жить в "мирной жизни". Мало того, что
они строили коровник с русскими алкашами, где вся основная работа держалась на
них обоих, так им еще и не заплатили за работу. Да еще и русские солдаты зло и
не ненормально как-то издевались над молодым чеченцем, который не был никому
врагом. Он страдал от неустроенности своей жизни и страдал за отца, которого
эта мерзкая "мирная" жизнь сломала окончательно, превратив в раба.
Показывают их взорванный разрушенный дом, рассказывают, сколько у них родных
погибло, и кто смог спастись, уехать из этой деревни. Честно говоря,
русские работяги показаны точно такими
же несчастными, как и два эти чеченца. Сцена с собакой, по-моему, просто один
из удавшихся эпизодов: русский мужик и собака. Мужик ест какой-то паек и запивает
его водкой, к нему подходит собака и просит и ласки, и хлеба. Он посылает ее
матом: "Иди-иди, отсюда, с кем ходил, с тем и ходи! А ко мне не
подходи!" Пес послушно уходит. Мужик ему вслед кричит: "А ну иди
сюда!" Пес возвращается. Мужик кормит собаку и говорит: "А теперь иди
отсюда!" Пес уходит, но стоит на пороге, с надеждой смотрит на человека.
Он говорит: "Ну ладно, иди уж сюда, на еще!" Пес берет кусочек из рук
и ест. Потом он снова прогоняет собаку и снова ее возвращает. Потом они идут
гулять, и мужик говорит псу: "Вот теперь уже от меня ни на шаг! Всегда
будешь со мной! Понял?" Пес радостно семенит рядом с новым хозяином... Это
полностью документальный эпизод, снятый скрытой камерой. Фильм кончается такой
сценой: доведенный издевательствами русских, безработицей, омерзительной скотской
жизнью, молодой чеченец плачет и пытается вскрыть вены. Сцена снята авторами
фильма случайно - они стали ее свидетелями. Один добрый русский, в доме
которого это было, неумело пытается спасти его. Чеченец падает на пол и плачет.
Сцена очень сильная. Представить бы авторам этот фильм на каком-нибудь
международном фестивале, - несомненно, создатели фильма получили бы первую
премию
Современный авангард, по теории "отрицания отрицания", находится на новом витке спирали. На мой
взгляд, он теперь отрицает не реализм, а оторванную от реальности, элитарную
парадигму. Его можно было бы назвать "авангардным реализмом", ибо в
современных условиях показать жизнь простого человека без прикрас и фантазий -
это реальный авангардизм.
Елена Баева