О Г Л А В Л Е
Н И Е :
ВВЕДЕНИЕ
1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО ПРАВОВОГО
ПРИНУЖДЕНИЯ И КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ
2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРИНУЖДЕНИЯ
3. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Данная
работа посвящена административному принуждению. Это довольно обширная тема в
Административном праве России. Актуальность проблем административного
принуждения и административной ответственности, а так же развития этих правовых
явлений обусловлена сегодня по меньшей мере тремя основными факторами: 1)
экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику,
потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными
правовыми средствами и в определенных пределах; 2)политическим – необходимостью
обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных в Конституции РФ основных
прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере
исполнительной власти, в области функционирования административно – властных
правовых отношений; обеспечением защиты государства, поддержанием общего
правопорядка, механизма государственного управления, экологии и общественного
порядка; 3) правовым – созданием в России нового и реформированием старого
административного законодательства, регулирующего общественные отношения в
сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а
так же устанавливающего меры административного принуждения, административной
ответственности, регулирующего производство по делам об административных
правонарушениях. Обновление Российского законодательства об административном
принуждении происходит сегодня стремительно. Однако этот процесс сопровождают
многочисленные противоречия: нормы одного закона исключают правовые
установления другого, законодательные положения часто неясны и неконкретны,
разрабатываются и принимаются многочисленные инструкции, положения и т.д. Все
это затрудняет процесс административного правоприменения. Однако, я постараюсь,
при написании работы, учитывать последние веяния в области административного
принуждения. Работа разбита на три главы: в первой, рассматривается
административное принуждение как разновидность государственно - правового
принуждения и как метод управления; во второй, я постараюсь подробно рассказать
о характерных особенностях и видах административного принуждения, а так же о
классификации мер административного принуждения. И наконец, в третьей,
заключительной главе, разговор пойдет о мерах административного принуждения,
применяемых в условиях чрезвычайного положения.
ГЛАВА
I.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ПРИНУЖДЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ И КАК МЕТОД
УПРАВЛЕНИЯ
Законодательство
об административном принуждении и административной ответственности выполняет
важнейшие функции профилактики правонарушений, наказания за их совершение,
возмещения имущественного ущерба, причиненного административными правонарушениями.
Очевидной является в настоящее время тенденция к расширению действия механизма
применения административного принуждения и административной ответственности. Поэтому законодательство
об административной ответственности постоянно изменяется Такая тенденция
существует, впрочем, уже давно, с момента первой попытки кодификации
законодательства об административной ответственности. В действующий ныне Кодекс
РСФСР об административных правонарушениях, принятый 20 июня 1984 г., изменения
и дополнения вносились более 30 раз: введено более 70 новых статей, изменены
около 100 статей, некоторые были исключены'.
Институт административного принуждения является одной из важнейших
частей административного права Российской Федерации. С изменением всего
административного права изменяются и составляющие его правовые институты и
наоборот.
Нормативная база административного права за последние годы в Российской
Федерации значительно обновилась и расширилась. Формирование нового
административного законодательства обусловлено быстрой реорганизацией системы и
структуры органов государственного управления, механизма всей управленческой
деятельности, потребностью улучшения контроля в управлении, реорганизацией
системы административного принуждения. В России было принято много новых
законов, изданы указы Президента Российской Федерации, нормы которых являются
предметом изучения административного права, например: законодательные акты РФ
"О милиции", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О
чрезвычайном положении", "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", "О федеральных органах налоговой
полиции", Водный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, "Об обжаловании в суде
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и многие другие,
регулирующие те или иные сферы административной деятельности (исполнительной
власти, государственного управления).
Прежде чем сделать краткий анализ тенденций законодательного
регулирования административного принуждения, следует отметить его
социально-правовую роль в современном государстве.
В течение последних лет актуализировалась проблема административной
деликтологии. Рождается специальная наука административной деликтологии,
предметом которой станет административная деликтность, ее структура,
законодательство, принципы, функции, динамика развития,
В настоящее время идет дискуссия о понятии,
структуре и значимости современного административно-деликтного права.
Например, А. П. Шергин считает возможным выделить административно-деликтное
право в самостоятельную отрасль права, обосновывая это тем, что принятие
Кодекса об административных правонарушениях по существу завершило нормативное
оформление административно-деликтных норм в самостоятельную отрасль права. Этот
Кодекс включает в себя не только нормы об ответственности за различные виды
административных правонарушений, но и нормы-принципы, которые цементируют
единство всех норм административно-деликтного права. Именно такая высокая
степень организации этих норм позволяет говорить о самостоятельности данной
отрасли права.
Кроме того, в течение последних 6—7 лет были приняты законодательные
акты, которые устанавливали систему непреступных Правонарушений в различных
сферах общественной жизни. Это потребовало также внесения изменений в уже
действующее законодательство и активной разработки нового. В этих
законодательных актах устанавливаются и составы административных
правонарушений. Среди таких законодательных актов следует указать, например:
Законы "Об охране окружающей природной среды", "О недрах", "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основы лесного
законодательства в Российской Федерации и др. Успешное развитие этой новой
подотрасли административного права будет способствовать усилению борьбы с
самой распространенной формой антиобщественного поведения — административными
правонарушениями (санитарными, налоговыми, таможенными, экологическими, в
области строительства и т. д.)
В каждом обществе государство должно являться гарантом защиты
общечеловеческих ценностей, интересов, прав и свобод его граждан. Свои задачи и
функции государство выполняет посредством различных методов и инструментов.
Необходимыми являются и такие методы регулирования, которые основываются на
реализации принуждения, принудительных механизмов.
Государственное принуждение представляет собой сложный социально-правовой
институт, характеризующийся различными особенностями, связями, структурой,
процессуальными механизмами. Основными видами государственного принуждения
являются административное, дисциплинарное, гражданско-правовое и уголовное.
Они различаются по основаниям и процедурам их применения. Чаще других видов
государственного правового принуждения на практике применяется
административное принуждение. Только в процессе управленческой деятельности
применяется административное и дисциплинарное принуждение.
Институт административного принуждения является комплексным
административно-правовым институтом, который аккумулирует нормативные
установления различного характера для регулирования правоприменительной,
правоохранительной и правовосстановительной деятельности государства в
специфической сфере — функционирования исполнительной власти, обеспечения
законности реализации мер принуждения, создания и поддержания правопорядка.
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного
воздействия, применяемых в сфере государственного управления для обеспечения
законности и правопорядка. Ими охраняются не только нормы административного,
но и гражданского, трудового, экологического, земельного, таможенного и иных
отраслей и подотраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы
государственного управления. Административным правом регулируется
административное и — частично — дисциплинарное принуждение. Соответственно
административное законодательство закрепляет: I) административные и 2)
дисциплинарные санкции; можно различать дисциплинарное принуждение и
дисциплинарную ответственность по административному праву. Установлена
дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих.
Для всех видов принуждения, устанавливаемого в административном
законодательстве, характерно следующее: 1) реальное осуществление мер
административного принуждения обосновывается всегда совершением
правонарушений, не являющихся преступлениями; 2) они применяются в ходе
исполнительно-распорядительной деятельности, в административном процессе
различными субъектами административного права, должностными лицами и
представителями власти (органами государственного управления, судьями,
сотрудниками органов внутренних дел, пограничными войсками, таможенными
органами, должностными лицами органов налоговой полиции, руководителями
государственных инспекций труда, государственными инспекторами по охране труда,
государственными правовыми инспекторами труда и т. д.); 3) виды, размеры
принудительных средств и масштаб принудительного воздействия, основания и
порядок реализации определяются нормами административного права.
Административное принуждение как научная проблема достаточно глубоко
изучено нашими учеными. Однако можно встретить и некоторые спорные вопросы и
предложения авторов. Например, вместо понятия административного принуждения
предлагается термин "административно-правовое принуждение"', так как
административное принуждение намного шире административно-правового. Оно нередко
связано с произволом и насилием. В отличие от уголовной ответственности для
административного принуждения правовая форма еще не стала таким атрибутивным
свойством.
Административное принуждение связывается, как правило, с двумя понятиями
более общего уровня: 1) государственным принуждением и 2) правовыми актами
управления.
С одной стороны, административное принуждение
представляет собой особый вид государственного принуждения, так как оно осуществляется
от имени государства и в его интересах полномочными представителями государства
— органами государственного управления, должностными лицами, обладающими
юрисдикционными полномочиями. Меры административного принуждения применяются
только в процессе управленческой (административной, исполнительно-распорядительной)
деятельности, в сфере обеспечения правопорядка. Реализация этих мер должна
происходи в строго определенных
процессуальных формах, т. е., как правило, в рамках конкретных управленческих
процедур, которые имеют юридическое оформление.
С другой стороны, административное принуждение может быть рассмотрено в
связи с анализом способов воздействия государства на управляемые объекты
(субъекты): установлением конкретных обязанностей или заданий для них;
осуществлением контрольной, надзорной деятельности; установлением запретов;
отказом в удовлетворении необоснованного притязания (жалобы, предложения) и т.
д. При осуществлении такого метода государственного управления, как
административное принуждение, происходит непосредственное и целенаправленное
воздействие органов исполнительной власти (государственного управления),
должностных лиц, других субъектов права на волю и сознание подконтрольных
физических лиц и на деятельность юридических лиц.
Безусловно, метод административного принуждения является разновидностью
административных методов воздействия, реализуемых государством. Несмотря на
тенденцию по сокращению сферы реализации административных и расширения области
применения экономических методов, метод административного принуждения остается
(и в будущем он будет также развиваться) одним из важнейших в
правоприменительной деятельности государства. Следует отметить, что аналогичное
место административные средств;) регулирования занимают в зарубежных правовых
системах. И повсюду в методах административного принуждения выражаются при
подлежащие государственным органам полномочия юридически-властного характера,
При изучении указанных проблем следует иметь в виду, что до настоящего
времени в российском законодательстве отсутствует понятие административного
принуждения; даже в общей форме не определена система органов, уполномоченных
устанавливать те или иные меры принуждения, их компетенция, механизм
применения, гарантии соблюдения законности.
Более того, среди ученых и практиков существуют различные мнения о
содержании административного принуждения. Одни авторы (например, Д. Н. Бахрах)
сводят его к применению предусмотренных законом санкций к лицу, совершившему
административный проступок; другие (например, И. А. Галаган, М. И. Еропкин)
рассматривают административное принуждение значительно шире, включая в это
понятие и психическое воздействие в виде угрозы применения административных
санкций за уклонение от совершения предписанных действий, неподчинение
известным запретам и ограничениям.
Под административным принуждением как видом государственного принуждения
следует понимать психическое либо физическое воздействие на сознание и
поведение субъектов с целью понудить их путем угрозы применения
предусмотренных в законодательстве административных санкций к должному
поведению (совершению предписанных действий), либо к подчинению установленным
запретам и ограничениям, а равно само применение с соблюдением процессуальных
требований уполномоченными органами, должностными лицами мер административного
воздействия, сопровождающихся отрицательными последствиями личностного,
организационного, материального характера с целью предупреждения
правонарушений, для пресечения противоправного поведения, предотвращения
возможных вредных последствий, наказания виновных в совершении административных
правонарушений, обеспечения охраны прав и свобод граждан, общественного
порядка, различных видов собственности, создания режима законности во всех
сферах и государственной дисциплины, восстановления нарушенных законных прав и
интересов государства, юридических лиц и граждан.
Основными
нормативными актами, регламентирующими порядок применения мер административного
принуждения, являются законы:
Кодекс
РСФСР об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской
Федерации от 18 июня 1993 г., Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Федеральный
закон от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности", Закон
Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе РФ", Водный
кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г.. Основы лесного
законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 г., Закон РСФСР от 21
марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР", Закон РСФСР от 18
апреля 1991 г. "О милиции", Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном
положении", Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного
движения", Закон Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. "О внутренних
войсках министерства внутренних дел Российской Федерации", Федеральный закон от
30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации
заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и
другие.
ГЛАВА II.
ХАРАКТЕРНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ И МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРИНУЖДЕНИЯ
Административное принуждение обладает всеми
признаками, которые имеются у государственного принуждения. Однако административное
принуждение имеет и свои особенности (специфические признаки):
1) оно применяется в отношении как физических, так и юридических лиц;
2) осуществляется в сфере обеспечения правопорядка
для охраны складывающихся в данной сфере общественных отношений, регулируемых,
как правило, нормами административного права;
3) механизм правового регулирования административного принуждения,
который устанавливает основания и порядок применения административно-принудительных
мер воздействия, определяется административным законодательством (нормы КоАП
РСФСР, Таможенного кодекса РФ и т. д.);
4) применение мер административного принуждения осуществляется, как
правило, во внесудебном порядке и относится в большинстве случаев к
компетенции органов управления, специально уполномоченных должностных лиц
(представителей административной власти), т. е. оно является результатом
реализации их государственно - властных полномочий. Меры административного
принуждения применяются, как правило,
только теми органами управления и должностными лицами, которые наделены
полномочиями представителей административной власти, т. е. они осуществляют в
отношении неподчиненных им должностных лиц и организаций надзорные функции.
Следует еще раз акцентировать внимание на том, что административное
принуждение осуществляется в сфере внеслужебных управленческих отношений,
применяется к лицам, не связанным служебной подчиненностью с правоприменяющим
органом или его представителем. Субъекты реализации мер административного
принуждения должны обладать специальными полномочиями по отношению к
субъектам, непосредственно не подчиненным по службе. Они выполняют
контрольно-надзорные функции (являются представителями власти). Меры
административного принуждения применятся также судами (судьями);
5) система мер административного принуждения отличается разносторонним
характером, включая возможное применение физического воздействия;
6) меры административного принуждения менее значительны по своей
суровости, чем меры уголовного воздействия (наказания);
7) административное принуждение имеет основной целью понуждение к
исполнению гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями,
организациями установленных правовыми нормами юридических обязанностей в сфере
правопорядка;
8) порядок применения административного принуждения определен
административно-процессуальными нормами (рамками административного процесса);
однако процессуальный порядок оформления факта применения мер
административного принуждения, по общему правилу, связан с производством
меньшего круга процессуальных действий, чем, например, факта принуждения,
предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством;
9) специфический (упрощенный) порядок применения мер административного
принуждения — это порядок оперативного воздействия (реагирования).
Процессуальные формы здесь более простые, чем судебные. Процессуальной формой
административного принуждения является, например, производство по делам об
административном правонарушении и
одновременно элементом административной юрисдикции;
10) меры административного принуждения могут применяться как к лицам, совершившим
административный проступок, так и к лицам, не совершившим его (в целях
превенции, предупреждения наступления общественно опасных последствий при
стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях);
11) при применении мер административного принуждения должна
обеспечиваться законность, которая гарантируется установлением систематического
контроля за реализацией мер административного воздействия, осуществлением
прокурорского надзора, возможностью обжалования, другими способами,
закрепленными в законодательстве.
Наиболее признанной сегодня является четырехзвенная классификация мер
административного принуждения: 1) административно-предупредительные меры; 2)
меры административного пресечения; 3) меры административного взыскания
(административная ответственность); 4) административно-восстановительные меры.
Важно отметить, что меры каждой из этих групп реально закреплены
законодательством Российской Федерации.
Административно-предупредительные меры применяются в целях предупреждения
правонарушений в сфере обеспечения правопорядка, общественной безопасности,
борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями. Эти меры носят
профилактический характер и отличаются, как правило, следующими признаками: а)
они' не связаны с совершением административного правонарушения, т. е.
правонарушение еще не совершено, а принудительные механизмы в отношении
физических и юридических лиц уже функционируют (применяются); б)
принудительный характер данных мер состоит в реализации властных и
односторонних действий, которые не согласовываются с противоположной стороной.
Тем не менее, последняя обязана исполнить предписанное им со стороны
уполномоченных органов (должностных лиц), выполнить необходимые в данной
ситуации действия либо воздержаться от их совершения; в) административно-предупредительные
меры закреплены в законодательных и иных нормативных актах, предусматривающих
обязательные действия либо устанавливающие известные запреты и ограничения
угрозой применения административных санкций за их неисполнение. Осуществляют
такие действия и устанавливают запреты в рамках предоставленных им полномочий
милиция, государственные инспекции, другие надзорные органы. Ряд
предупредительных мер применяется лишь при чрезвычайных обстоятельствах и в
особых условиях: объявление чрезвычайного положения либо введение карантина с
сопутствующими ограничениями, которые необходимо соблюдать под угрозой
наложения административных взысканий за их нарушения. Предупредительные меры
применяются также к лицам, допускавшим ранее антиобщественное поведение
(постановка на учет в милиции лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы,
условно осужденных, систематически нарушавших общественный порядок;
официальное предостережение, выносимое начальником РОВД либо участковым
инспектором в адрес злостных "домашних дебоширов" и нарушителей общественного
порядка; установление административного надзора за лицами, освобожденными из
мест лишения свободы, допускавшими антиобщественное поведение либо признанными
ранее судом особо опасными рецидивистами; возмездное изъятие охотничьих ружей
у лиц, злоупотребляющих алкоголем либо признанных психически больными по
постановлению административных комиссий).
Система
административно-предупредительных мер включает:
1) беспрепятственное посещение (по предъявлении служебного удостоверения)
и проведение обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан,
условий работы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью с целью
проверки выполнения сани гарного законодательства Российской Федерации,
проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения
действующих санитарных правил (п. 2 ст.38 Закона РСФСР "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Эти действия
уполномочены совершать главный государственный санитарный врач Российской
Федерации, главный санитарные врачи республик, входящих в состав Российской
Федерации, краев, областей, районов. Аналогичными полномочиями обладают
работники государственной противопожарной и налоговой служб, налоговой полиции
и т. д. Налоговый инспектор имеет право при осуществлении своих полномочий
обследовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения
предприятий и занимающихся предпринимательской деятельностью лиц, используемые
для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов
налогообложения;
2) проверку документов (п. 2 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции"
устанавливает, что сотрудники милиции могут проверять у граждан и должностных
лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания
подозревать их в совершении административного правонарушения);
3) досмотр вещей, багажа, личный досмотр (таможенный досмотр, а также
пассажиров и багажа в аэропортах, досмотр проносимых предметов на предприятиях
пищевой, легкой, радиоэлектронной промышленности и т. д ). Досмотр
осуществляется органами военизированной, вневедомственной охраны, таможенными
органами, органами милиции (ст. 341—342 Таможенного кодекса Российской
Федерации;
п. 21
ст. 11 Закона РСФСР "О милиции"). Работники милиции имеют право производить в
соответствии с законодательством досмотр ручной клади и багажа пассажиров
гражданских воздушных судов, а при необходимости — и личный досмотр пассажиров;
должностные лица налоговых органов производят осмотр документов и фиксируют их
содержание (при изъятии у налогоплательщиков документов);
4) запрещение (ограничение) дорожного движения как одно из средств
обеспечения общественной безопасности (п, 22 ст, 11 Закона РСФСР "О милиции"
устанавливает, что работники милиции, имеют право временно ограничивать или
запрещать движение транспорта и пешеходов; п. 20 ст. 11 Закона РСФСР "О
милиции" — производить по решению начальника органа милиции или его заместителя
оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий
стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведения карантинных мероприятий в
случае эпидемий и эпизоотии;
5) временное отстранение от работы граждан, являющихся носителями
возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения
в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они
заняты (п. 8 ст. 38 Закона РСФСР "О санитарно эпидемиологическом благополучии
населения"). Осуществляются такие меры санитарными врачами;
6) остановку транспортных средств работниками ГАИ и проверку ими
документов у водителей на право пользования и управления транспортными
средствами, а также документов на перевозимые грузы; проверку знаний водителями
правил дорожного движения (п. 23 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции"; п. 8 Положения
о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел
Российской Федерации);
7) госпитализацию инфекционных больных (п. 8 ст. 38 Закона РСФСР "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Уполномоченные
должностные лица могут принимать решения об обязательной госпитализации
инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание,
представляющих опасность для окружающих;
8) принятие решения о проведении профилактических прививок населению или
отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям, а также решения о
проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами,
контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;
9) проведение освидетельствования управляющих транспортными средствами
водителей (судоводителей) на состояние опьянения (ст. 245 КоАП РСФСР);
10) выселение жильцов по санкции прокурора из домов, грозящих обвалом;
11) изъятие сотрудниками милиции огнестрельного оружия у лиц,
злоупотребляющих спиртными налитками либо психически больных, с последующим
вынесением постановления административной комиссией об их возмездном изъятии.
В системе административного принуждения пресечение представляет собой
обособленную группу административно-правовых норм, регулирующих однородные
общественные отношения, возникающие при совершении административных
проступков. Следует отметить, что иногда одна и та же мера относится к
нескольким классификационным группам. Например, досмотр вещей и багажа
гражданина, который проводится работниками милиции, подозревающими данного
гражданина в совершении административного правонарушения, считается мерой
пресечения; если же досмотр проводится с предупредительной целью, то эта мера —
административно-предупредительная.
Относительная самостоятельность мер административного пресечения
характеризует их как правовой институт. По материальному признаку отношения
пресечения имеют один объект — это противоправные действия, антиобщественный
характер поведения, незаконная деятельность граждан и юридических лиц, т. е.
без совершения определенных противоправных действий, без противодействия законным
требованиям отношения пресечения не возникают. Определяющим признаком
пресечения является прямое юридически - властное воздействие одной стороны —
государства (его представителей, должностных лиц) — на других. Меры
административного пресечения применяются в случаях, когда необходимо в
принудительном порядке прекратить (пресечь) противоправные действия и
предотвратить их вредные последствия. Меры. пресечения выполняют также функцию
процессуального обеспечения, т. е. они обеспечивают привлечение в будущем
виновных лиц, совершивших правонарушения, к административной ответственности.
Меры административного пресечения применяются: 1) органами милиции; 2) государственными
инспекциями; 3) различными государственными службами, контрольно-надзорными
органами и их должностными лицами.
Видами административно-пресекательных мер являются:
1) требование к нарушителю прекратить противоправное поведение,
соблюдать общеобязательные правила в сфере общественного порядка (оно
формулируется письменно, либо высказывается устно) со стороны представителя
надзорного органа (работников милиции, народных дружинников);
2) предписание (осуществляется различными государственными инспекциями,
другими надзорными органами, различными должностными лицами);
3) привод лиц (например, хронических алкоголиков и наркоманов,
систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц и
уклоняющихся от обследования в наркологических учреждениях; лиц, уклоняющихся
от обследования на предмет заболевания СПИД и т. д.);
4) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние
которых не отвечает установленным требованиям;
5) доставление нарушителя (ст. 238 КоАП РСФСР);
6) административное задержание— принудительное кратковременное
ограничение свободы действий или передвижения гражданина, совершившего
административный проступок (ст. 240—242 КоАП РСФСР; ст. 331 Таможенного кодекса
РФ); задержание транспортного средства (ст. 245 КоАП РСФСР). Осуществлять
административное задержание могут: а) органы милиции (п. 7—12 ст, 11 Закона
РСФСР "О милиции"); б) пограничные войска; в) таможенные органы; г) органы
рыбоохраны; д) органы охраны водных ресурсов; е) должностные лица военной
автомобильной инспекции, военизированной и вневедомственной охраны.
Продолжительность административного задержания не должна превышать 3 часов, за
исключением других случаев, установленных законодательством. Административное
задержание существенно отличается от личного задержания подозреваемого в совершении
деяний, содержащих признаки преступления;
7) личный досмотр, досмотр вещей, ручной клади, изъятие вещей и
документов у лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения
или производимых при задержании этих лиц в момент совершения правонарушения
ГЛАВА III.
МЕРЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Чрезвычайное
положение, вводимое в соответствии с Конституцией РФ и Законом " О Чрезвычайном положении" (далее – Закон) на всей либо на части
территории РФ, означает особый правовой режим деятельности органов
государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций,
допускающий установленные Законом
ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на
них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение является временной
мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности
граждан и охраны конституционного строя республики.
Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая
нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение
угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.
Чрезвычайное положение может вводиться лишь в
условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного
положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу
безопасности граждан или конституционному строю республики, устранение которой
невозможно без применения чрезвычайных мер.
Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть:
а) попытки
насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки,
сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных
местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности
государственных институтов;
б) стихийные
бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и
здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и
восстановительных работ.
Чрезвычайное положение на всей территории РФ
или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ.
В обстоятельствах, требующих неотложных мер по спасению населения,
чрезвычайное положение может быть введено немедленно и без предупреждения.
В указе о введении чрезвычайного положения должны быть указаны:
а)
обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения,
б) основание
необходимости введения чрезвычайного положения,
в) перечень и
пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и
свобод граждан
г)
государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного
положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов;
д) границы
территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
е) время
вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное
положение.
Указ о введении
чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой
информации не менее чем за 6 часов до вступления его в силу.
Срок действия чрезвычайного
положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 дней,
вводимого на части территории РФ, - не может превышать 60 дней.
По истечении
этого срока чрезвычайное положение прекращается или продлевается на такой же
срок .
На территории, где введено чрезвычайное положение, указом о
введении чрезвычайного положения отдельным указом могут вводиться особые формы
управления в соответствии с Законом. Высшие органы государственной власти и
управления РФ вправе отменить любое решение нижестоящих органов, действующих на
территории, где введено чрезвычайное положение.
Государственные
органы, осуществляющие управление в условиях чрезвычайного положения, могут
наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для
скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и
ликвидации угрозы безопасности граждан. Эти чрезвычайные меры могут
предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан.
Органы исполнительной власти территории, на
которой введено чрезвычайное положение, могут быть поставлены в прямое
подчинение Президенту.
Для координации работ по ликвидации
обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также в случае
ненадлежащего осуществления своих функций органами государственной власти и
управления территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть
образованы специальные временные органы.
Этим органам
могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные
полномочия органов государственной власти и управления на территориях, где
введено чрезвычайное положение.
Все государственные органы, предприятия, учреждения, общественные
организации и граждане, находящиеся на территории, где введено чрезвычайное
положение, обязаны оказывать всемерную поддержку государственным органам РФ.
Невыполнение
распоряжений и приказов влечет ответственность, установленную статьями 30 и
31 Закона.
Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья,
безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан используются силы и
средства органов внутренних дел территории, на которой объявлено чрезвычайное
положение.
По предложению
министра внутренних дел РФ или председателя ФСБ РФ Президент РФ обеспечивает
привлечение дополнительных сил и средств органов МВД и ФСБ.
На период чрезвычайного
положения могут устанавливаться следующие меры:
а) особый режим
въезда и выезда, а также ограничение свобод передвижения по территории, на
которой введено чрезвычайное положение;
б) усиление
охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность
населения;
в) запрещение
проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных
массовых мероприятий;
г) запрещение
забастовок;
д) ограничение
движения транспортных средств и их досмотр.
Дополнительно
могут вводиться следующие меры:
а) комендантский
час, то есть запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без
специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в
установленное время суток;
б) ограничение
свободы печати и других средств массовой информации путем введения
предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции до
отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих
технических средств и множительной аппаратуры;
в)
приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности
политических партий, общественных организаций и массовых движений,
препятствующих нормализации обстановки;
г) проверка
документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при
имеющихся данных о наличии у граждан оружия, - личный досмотр, досмотр вещей,
жилища и транспортных средств;
д) ограничение
или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в
исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и
холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий,
учреждений и организаций - также и учебной военной техники и радиоактивных
веществ;
е) выдворение
нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к
месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено
чрезвычайное положение, за их счет.
Так же могут применяться
следующие меры:
а) временное
выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с
обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;
б) введение
особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой
необходимости;
в) установление
карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий;
г) мобилизация
ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение
режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях
чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной
деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и
восстановительных работ;
д) отстранение
от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных
учреждений, предприятий и организаций, при ненадлежащем исполнении ими своих
обязанностей, и назначение временно исполняющими обязанности указанных
руководителей других лиц;
е) в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью
неотложного проведения аварийно-спасательных работ, допустима мобилизация
трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения
указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.
Порядок и условия применения
силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоящих на вооружении
органов внутренних дел, регулируются законами РФ и не подлежат изменению в
условиях чрезвычайного положения.
Граждане, нарушившие правила
комендантского часа, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания
комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, - до установления
их личности, но не более чем на трое суток; задержанные лица и находящиеся при
них вещи могут быть подвергнуты досмотру.
Нарушение гражданами
требований режима чрезвычайного положения,
за исключением правил комендантского часа, влечет административное
взыскание в виде штрафа в размере от 50 до 500 рублей, если эти нарушения не
влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим
законодательством РФ. Взыскание налагается в порядке, установленном Кодексом РСФСР
об административных правонарушениях.
Неоднократное нарушение
установленных требований режима чрезвычайного положения, действия,
провоцирующие нарушение правопорядка или разжигающие национальную рознь, а
также нарушающие общественный порядок, активное воспрепятствование
осуществлению гражданами и должностными лицами их законных прав и обязанностей,
а равно неповиновению законному распоряжению или требованию сотрудника органов
внутренних дел или ФСБ при исполнении ими служебных обязанностей по охране общественного
порядка, влекут за собой наложение штрафа в размере до 1000 рублей или
административный арест на срок до тридцати суток, если эти действия не влекут
за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим
законодательством РФ.
Те же действия,
совершенные должностными лицами, влекут за собой наложение штрафа в размере до
3000 рублей или административный арест на срок до 30 суток.
Акты, принятые для
обеспечения режима чрезвычайного положения, утрачивают силу одновременно с
прекращением чрезвычайного положения без специального о том уведомления.
Отмена
чрезвычайного положения влечет за собой прекращение производства по делам о
нарушениях режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц,
подвергнутых административному аресту.
Неправомерное применение
силы сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими, превышение
должностными лицами служебных полномочий, включая нарушения гарантий прав
граждан, установленных настоящим Законом, влечет за собой ответственность
согласно действующему законодательству РФ.
Правосудие на территории,
где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом.. Учреждение
каких-либо форм или видов чрезвычайных судов запрещается.
Все
судопроизводство во всех судах ведется в соответствии с действовавшими на
момент введения чрезвычайного положения законами РФ. Использование любых видов
и форм ускоренного или чрезвычайного судопроизводства запрещается.
Приговоры о применении смертной казни, вынесенные за преступления,
совершенные в период действия чрезвычайного положения, не приводятся в
исполнение в течение всего времени чрезвычайного положения и тридцати суток
после его прекращения или отмены.
Автор: Денис Никитин
|