Борис Гребенщиков пришел в кафе "Золотая
Вилка" дождливым ранним утром 2 июня... Он очень привлекательный мужчина,
со стройными ногами и обаятельной улыбкой. В нем есть что-то архетипическое...
когда общаешься с ним, то, как будто общаешься с миром западной рок-музыки.
Пресс-конференция чем-то сильно напоминала пресс-конференцию с Uriah Heep в нашем городе ровно
два года назад, или пресс-конференцию с Led Zeppelin в Посольстве Англии в
Москве 3 года назад. Несомненно, БГ из всемирного "эгрегора"
рок-музыки, и каким-то загадочным образом ему удалось стать "властителем
дум" русских людей на достаточно долгий срок :)).
Меня более всего поразили его изящные манеры и его
изящные ответы на достаточно безвкусные вопросы. Может быть, нижегородская
пресса растерялась, а может быть, наши люди, испытывая, как и во всем мире,
сильные чувства и переживания, достойные поэтических образов самого БГ или
Сартра, или озарений Тарковского, привыкли придерживать их при себе, так как до
Культурного Конгресса они едва ли кому-нибудь были всерьез нужны... Люди
смирились и ... растерялись.
БГ держался как "старый хиппи", который
притчами и слегка обидным юмором поучает молодых хиппи, в которых он при этом
не очень-то верит... Не верит в то, что они "порвут с Вавилоном" или
станут внутренне свободными, а всего лишь вернутся очень скоро "к
мамочке". В этой атмосфере растерянности он пытался около двух часов
поддерживать общий разговор, с юмором и состраданием одновременно, к чему
примешивались и чувство скуки, и желание просто спокойно позавтракать и
покурить в беседе с единомышленниками. По большому счету, это ему удалось.
Человек этот интересен не только как музыкант. БГ -
это харизматическая личность. Люди забывают только, что такие личности вместо
них вовсе не пройдут их собственный Путь к самоидентификации, но могут показать
пример, как вам прожить свою собственную жизнь.
Так, чтобы она не оказалась бесцельной и бесцветной. Для тех же, кто не
понимает этой фундаментальной вещи, общение с такими людьми, как БГ, да и
вообще с любыми харизматическими личностями, может обернуться и безумием, и
невыносимой любовью, и толкнуть в результате к падению и боли. Всегда надо
помнить и не забывать об этом :)). "Благодатный огонь" не обжигает
только в один-единственный Великий Праздник. Искра Божия - безжалостна по
определению. Противоядие только одно - стать кем-то точно таким же из того же
материала :)).
− Вас называют
"властителем дум". Как повлияло на субкультуру то, что Вы делали?
− Я не считаю, что что-то делаю в субкультуре. 8 из 10 говорят, что
что-то повлияло на них, но я сам от себя ничего не делаю, просто передаю
культуру места, где живут наши души. Мне создавали такую репутацию люди, но сам
я так не думаю.
− Кто вы? Вас можно назвать
ненормальным, анархистом, ниспровергателем основ, кем угодно! Кто же Вы?
− Наверное, я - это все, вышеперечисленное, - тонко улыбнувшись, отвечает
БГ.
− Скажите, пожалуйста, что
такое современное актуальное искусство, только скажите это, пожалуйста, не как
музыкант, а как представитель на этом Конгрессе Партнеров актуального
современного скусства.
− Я не считаю себя представителем «актуального искусства». Может быть,
это массовая культура? Акунин, Пелевин и Сорокин? Первых двух я не читал, а от
третьего меня тошнит.
(Реплика тонет в одобрении всего зала).
− Может быть, то, что Вы
делаете, можно назвать революцией?
− Ни в коем случае. Любая революция - это куча денег.
− Но Вы не отрицаете своего
влияния на страну, на нашу жизнь? На изменения в жизни?
− Какое влияние? Какие изменения?
− В стране произошли некоторые
изменения, вы не замечаете?
− Какие? Разве здесь что-то изменилось? Только то, что пьяный баран ушел?
− Да нет же, это прогресс!
− Я так не считаю.
− Встает Павел Плохов, художник.
− В 1987 году я служил в
армии, в Питере. У нас рота разделилась на две части: одни слушали Цоя и под него маршировали, а вторая половина маршировала
под Вас. Я был в вашей половине! Раз я служил в Вашей роте, то я хочу подарить
Вам портрет Боба Марли, который сам сделал. Я его так вижу. Это маска
деревянная.
(Маска Боба Марли на доске, а дреды
сделаны из пружинок)
Под какую музыку сейчас молодым
солдатам маршировать?
− Под колыбельную.
− Вы принимаете участие в
создании Ваших клипов?
− Тяжелый вопрос. Я пытаюсь, но то, что у нас получается, на 0 %
соответствует моему ожиданию. У нас от Думы было 400 $, и мне не понравилось,
как это получилось. То, что я хочу, требует астрономического количества денег.
− В каком случае вам бывает
скучно?
− Не знаю (некоторая игра засквозила в
его интонациях и манере держаться). Я теку, я никогда не бываю одним
и тем же, всё всё время меняется...
− В интервью Глебу Фирсову вы
сказали, что нигде не задерживаетесь больше 2-3 дней. Но человек не может
всегда течь! Он должен когда-то остановиться и прийти к осознанию
происходящего.
− В восточной философии сказано, что никогда не надо останавливаться. Но
в прошлом году я остановился в моем любимом городе на месяц (вероятно, имеется
в виду Лондон, - автор), написал очень много песен. Меня вынудила необходимость
ехать домой.
− В каких отношениях Вы с Пушкиным?
(При ответе на столь заезженный вопрос БГ выглядел
несколько шокированным. Но отвечал без тени издевки, хотя и с трудом).
− Все никак не доеду до Болдина...
− А хотелось бы?
− Да. Хотел бы.
− Вы ходите к психоаналитику?
− Зачем? А что, здесь есть психоаналитики?
− Есть! - хором прокричали какие-то две девчонки.
(Смех в зале)
− Вы бы хотели, чтобы ваши
дети стали музыкантами?
− Нет, музыка - сомнительна как профессия. Это не профессия. Это занятие
не принесет им стабильности. Вот когда воры делают своих детей ворами, это
гарантированный кусок хлеба. Музыка дала мне приобщение к внутренней свободе.
Это не профессия.
− Оранжевая майка - это Ваш
любимый цвет? С это чем связано? Это цвет как-то связан с Вашим увлечением
восточной философией?
− Сегодня четверг, а по четвергам я как раз надеваю оранжевую майку... В
понедельник розовую, во вторник...
(Люди быстро записывают, а Павел Плохов
кричит: "Ой! Неделька!")
− Именно так, - отвечает БГ.
Какая-то солидная дама спрашивает:
− Вы верите в душевную
близость?
− Я так и не научился различать, - вдруг становится серьезным БГ, - дух,
душу и тело. Мне приятно, что у меня есть какие-то люди, чье общество мне
приятно...
− А Вам больше в общении
нравятся мужчины или женщины?
− 50 на 50.
− Как Вам нравится наш город?
Как Вы считаете, нашему городу что-то даст этот Культурный Конгресс?
− К Нижнему Новгороду я отношусь очень хорошо, впервые я был здесь в 1991
году. Если здесь со всего мира соберутся интересные люди, то произрйдет "перекрестное опыление" всех мировых
культур, это повлияет на нижегородцев. Были прецеденты, когда на мировосприятие
города или места влияли художественные выставки, события...
− У Вас ведь тоже есть
картины, у Вас была художественная выставка?
− Была выставка, но с этой выставки потом один человек забрал все мои
картины в неизвестном направлении.
− Вас часто обманывают?
− Я не считал, но картины у меня украли всего один раз.
− Что сейчас Вам наиболее
близко?
− У меня сейчас период увлечения культурой Южной Европы. Юг Франции,
Испания...
− На Вас произвел впечатление
оливковый сад напротив дома Дали?
− Именно в этом оливковом саду я написал несколько своих новых песен.
− В каком стиле, в каких
цветах Вы живете?
− Мне удобнее, чтобы было много простора, но этого не получается...
− Как Вы относитесь к Земфире?
− К Земфире я отношусь хорошо лично, но музыку ее оценивать не могу.
− "Ума Турман" Вам
нравится?
− Как женщина, да.
(Хохот в зале).
− Это интервью Вам что-нибудь
дает?
− Мне это ничего не дает.
− Вы нас презираете?
− Нет, просто это интервью мне лично мало что дает.
− Делают ли Вам предложения
выступить в частном доме за деньги?
− Деньги всегда нужны. Если бы сделали такое предложение, я бы
согласился. Деньги для меня потратить не проблема... на шампанское, на одежду...
− Что Вы будете делать в этом
городе 2 дня?
− Я пока не знаю, у меня много личных дел.
− Вы можете просто зайти в клуб и сыграть там песню?
− Да, я так делал однажды в Рязани.В этом городе есть соответсвующая
атмосфера... Она есть в Нижнем, в Самаре, Саратове...
(Весь вечер БГ провел в джаз-кафе Jam Prestige)
Солидная дама:
− Марк Твен однажды сказал:
нет скотины худшей, чем человек, который обладает злобой... Что Вы думаете по
этому поводу?
− Все это дурные концепции. Он писал из желания ввернуть фразу. Писатель
есть писатель. Любой человек мне может быть интересен в данную минуту...Я
согласен с концепцией другого Человека, который выразился на эту тему несколько
раньше: не судите да не судимы будете.
(Смех в зале).
− Каких женщин Вы предпочитате?
− А какие бывают? Мне это непонятно.
− А Вам нравится героиня
фильма "Звездные войны"?
− Красивая девка!
− Вы продолжаете вести сайт
списка святых чудес?
− Мы продолжаем это делать. Мне приятно, РПЦ опирается именно на наш
сайт.
− В Дивеево Вы были?
− Мы были... 8 лет назад. И собираемся быть опять.
− Там теперь все изменилось,
стало более коммерческим, теперь вместо канавки Божией Матери просто красивый
газон... Как Вы относитесь к таким "возрождениям" святых мест а ля гламур?
− Мерзость запустения.. Не осталось святых мест, не обложенных
гранитом...
− Ваша душа не чувствует, что
это осквернение?
− Я не в состоянии остановить ход вещей. Но я был в неиспорченных святых
местах. Я был долго в Индии... Там много мест, которые нетронуты.
− Какие у Вас отношения с традиционными
религиями?
− С 14 лет мне ближе всего даосизм в его неканонической форме...
Автор данной статьи задает
вопрос:
− Вы были в Андалузии? Как Вы
относитесь к Андалузии и к кельтской традиции в испанской музыке?
− Когда Атлантида разделилась на две части, одна чать
отошла к Северу, а другая к Андалузии, поэтому и там, и там много кельтских
корней.
− Какое духовное ощущение от
Юга Испании? Близок ли Вам Север?
− Британия... Британия для меня много значит. Я все время собираюсь
посетить Ирландию, Шотландию. Я всё туда не доеду, а надо бы. Там есть
несомненно духовные места, влияющие на сознание...
− Отразилось ли это ощущение в
музыке? в Ваших новых работах?
− Не знаю, какое-то настроение в музыке несомненно отражается.
− Как Вы относитесь к белорусским
революционерам?
− Революционеры мне не симпатичны, а Лимонов мне не нравится лично.
Сережа Курехин был увлечен его идеями, а когда он
умер внезапно, я спросил Лимонова, почему, а тот сказалЮ
что ему все равно. Сережа взял карму Лимонова на себя, и потому умер, и этого я
Лимонову никогда не прощу.
− Как Вы считаете, искусство
бесполезно?
− Искусство бесполезно по определению.
− Но влияние Вашего творчества
трудно переоценить...
− Спасибо, конечно, за эту оценку...
На этом интервью организаторы посчитали законченным.
Странно, получилось как в видео-арте: конец интервью плавно перетек в начало.
Видимо, профессионализм организаторов Конгресса в актуальном искусстве не
подводит их уже на автопилоте ;-)! БГ ушел есть вглубь ресторана, поклонники и
журналисты рассеялись по своим делам, а несколько человек, в том числе наш
фотокорреспондент Иван Белов и журналистка Оксана из "Рекламного
Вестника", а также художник Павел Плохов и автор
статьи подождали, пока культуртрегер освободится, а затем поговорили с ним за уютным
столиком ресторана. Он дал всем нам автографы, причем, называл каждого по
имени, на наши виниловые диски и бейджи, и мы задали
еще парочку вопросов. Я опять спросила про фламенко и Андалузию, про кельтскую
традицию. БГ ответил, что был пока только в Каталонии и этими местами и навеяна
его новая программа...
Борис Гребенщиков, по-моему, человек - полностью
лишенный гордыни или эго. Если эти качества у него и есть, то только потому,
что они нужны из-за того, что «в нашем обществе так принято»... Этот выдающийся
русский поэт - отличный пример самореализации творческой личности.
Елена Баева