Скажите, Вы занимаетесь, в основном,
театром? Что повлияло на вас в жизни?
Я не замыкаюсь в рамках театра, я занимаюсь многими
проектами. А повлияло мое филологическое образование, вы ведь знаете, наверное,
что сейчас образование рушится, но когда я учился, все было иначе. Я достаю и
сейчас из шкафа какие-то свои конспекты, читать их интересно. Повлияла на меня наркомански-распутная бесшабашная жизнь, возможность
убежать с завода и поехать в Питер и Москву, Сайгон, Питерский рок,
путешествия. Я открыл Восток. Это тоже в какой-то мере мои учителя, моя родина.
Главное, не кто влияет, - например, есть люди, которые лучше разбираются в
опере, ритуально-религиозных жанрах. А мое качество - я стараюсь объединить необъединимое, сочетать несочетаемое. А искусство живет
везде, его просто не видят люди, оно живет даже в чиновничьих головах, в
испитых телах, во всех людях, с которыми нас жизнь сталкивает. Мне открылась
абсолютно идеальная социология, репрезентативная выборка, потому что, в
сущности, люди все одинаковы. В любой социальной группе абсолютно одинаковое
количество гениев, талантов, бездарей и посредственностей. Это было мое
юношеское солдатское открытие. Это всех объединяет, это распространяется на
всех. Поэтому хочется что-то делать, к чему лежит душа, и все равно с кем и
где.
Как Вы оцениваете ситуацию с
российским актуальным искусством?
Нам предстоит круглый стол о новом российском
искусстве. Ситуацию эту я оцениваю как критическую, мы больны, у нас,
несомненно, кризис, это тема для психоаналитиков, почему современное
государство боится современную культуру.
В трех последних обращениях в Федеральному Собранию
Путин только единожды употребил слово "культура", это не
позиционируется как качество жизни. Президент говорит о ВВП, но он не понимает,
что без культуры никакой ВВП не удвоится и не будет развития демократических
институтов. Что делать? Реагировать на эту ситуацию честно, не поддаваться этой
тенденции отсылать культуру в дома престарелых. в библиотеки. Важно понять,
культура - выше морали.
Я надеюсь осенью создать межкультурную ассоциацию,
организацию пилотных продюсерских проектов и аналитики. Культура больна еще и
тем, что есть отсутсвие рефлексии, аналитики, мы не
знаем страны, где реально живем. А рейтинги ТВ выгодны людям, которые не
занимаются креативом. Как продюсер я буду заниматься Мариинским Театром. Я
много работаю с театром: каждую весну - "Золотая Маска", каждую осень
- "Новая Драма". Любая попытка создать что-то новое всегда натыкается на страх, что разрушаются
устои...
World Music - создание лейбла, я соединяю мастеров
этнической музыки, но вот начал заниматься кино, но не оставил надежды
продолжить этот проект с африканской, венгерской, болгарской музыкой. Мы -
страна, лишенная голоса, это не Филипп Киркоров, у нас нет имен, русской корневой
музыки сейчас не существует, мне бы хотелось что-то изменить, у нас есть
музыканты помимо тех, кого официально позиционируют. У нас огромное количество бездарнейших коллективов, играющих ерунду. Поддерживать
нужно не ансамбль Пятницкого и не такую же сталинскую музыку, искусственно
созданную. Наша музыка герметична и ее нужно вскрыть.
В Исландии 50 групп поют на исландском языке и люди во
всем мире покупают эту музыку, это герои и абсолютные суперзвезды. Музыка – это обычная жизнь человека, она должна быть близка ему,
она не должна быть созданной искусственно.
Картина весьма печальна. Есть ли
что-то хорошее?
Традиционная старая сталинская модель начинает
сдаваться и проигрывать рынку. Это не хорошо и это не плохо, рынок - это
цунами, он изменит все старые взаимотношения в
культурной жизни.
Мы не имеем ни одного фильма, который мог бы
качественно отличаться. Почему сокуров снимает фильм
про японского императора? Во времена перестройки он снимал "Скорбное
бесчувствие", а сейчас почему он снимает фильм, оторванный от реальной
жизни?
Но почему вы не считаете достижением
фильм "Статский советник"?
Никакие "Статские советники" ничего не несут, все эти фильмы - только для узкой
элитарной публики из киноклубов, они не несут ни революции, ни реформы. А
сейчас начинается кинопрокат, и только "Ночной Дозор" пробивает брешь
в этой ситуации. Посмотрим, что выйдет с "Ночным Дозором" в США, где
прокатом занимается "20 centuary fox". У
нас кроме него нет достойных фильмов. На смену всем этим "Статским
советникам" приходят новые люди, которые без ВГИКа имеют новые идеи, новые
мозги. Люди, сделавшие компьютерную графику к «Ночному дозору» могут пожелать
снять свой фильм и не спросить разрешения у ВГИКа и прочих организаций, и их
фильм будет пользоваться большим успехом, чем фильм, сделанный
"профессионалами". Это будет революция. Здание кинопроката разрушено,
и с ноля строится новое здоровое здание рынком, а здание театра разрушается
медленно…Культура должна развивать, провоцировать в человеке креатив. А нормализовывать человека - это функция права, религии. В
культуре нет ограничений, культура выше морали.
Нужна реорганизация системы театров. В них сохраняется
старая структура. Я не работаю с
государственными театрами, мы существуем совсем в другой реальности. Нужно не к
Президенту Калягину пробиваться,
уговаривать кого-то, а организовывать коммуникацию со зрителем в другом стиле,
нетрадиционно.
Когда при Бернарде Шоу возникла
новая драма, был скандал, но зрители шли, со зрителем все было в порядке!
Почему же сейчас зритель не очень идет на какие-то вещи?
Но не все было в порядке, судя по его творческой
миграции. Ионеску, Бэккет,
Кортес, - будучи величайшими драматургами испытывали сложности со зрителем. Это
не уменьшает их роли в истории мирового театра, это вопрос о сложности
коммуникации. Авангард - это каста паразитирующих людей, они научились писать
заявки на гранты, бездари и тунеядцы, нужно находить иные возможности.
Экспорт культуры - это трансформация
культурной жизни в товар, и возникает вопрос, как это сделать?
Не знаю, как. Отвечать на этот вопрос можно только с
констатацией момента. Мы неинтересны Западу. Ему интересен Восток.
"Герой" собрал 100 миллионов долларов. это был первый фильм. который
развернул Запад к Востоку, хотя это далеко не голливудский фильм. Их интересует
корневое искусство, этническая музыка. Главные герои современного русского
театра, безусловно, братья Пресняковы, они
востребованы во всем мире, но... они какие-то не русские :)
Почему такой безумный конкурс в
театральные вузы?
Не думаю, что этим людям нужно творчество. Да, сегодня
Камергерский переулок был просто забит желающими поступить. Конкурс был 800
человек, это немыслимо. Всем хочется медийности,
тусовки, гламура. Сейчас Кевин
Спейси возглавил театр Лоуренса Оливье. Он делает это
великолепно, при этом он - исключение. У него нет театрального образования в
традиционном понимании качества.
Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд,
какие самые интересные имена в этнической музыке сегодня?
"Троица" - лучшая группа сейчас, Инна
Желанная...
Елена Баева