Наш Клуб международной дружбы начал свою работу. Пять дней в неделю
ребята готовятся к приближающейся сессии, а по выходным "сражаются" с нашими
морозами и по-прежнему гоняют в футбол во дворе общежития.
4 декабря – первый официальный поход в театр. Они знакомятся с русской
сценой, мы – с современным искусством. У русских студентов сложная задача: не
просто посмотреть – увидеть так, чтобы рассказать о том, что остается за
"кулисами".
Рецензия: Чужие свечи бессмертных
душ.
Легкомысленность и фривольность современной пьесы, – казалось бы, тот
самый "зеленый свет", чтобы быть принятой зрителями. Современный зритель должен
отдыхать на спектакле без "вечного" и "нетленного", должен смеяться водевильным
шуткам и оставлять "философию" "на потом".
Пьеса "Когда душу не спасти…" Надежды Птушкиной – русская версия драмы "При
чужих свечах". Изящная, легкая, временами забавная, она имеет право на жизнь и
овации. В чем ее сила: в дани эпохе или в оголенной правде в модных одеждах?
Низкое бархатное кресло, рояль, низкий столик с букетом роз, в глубине
полумрака – девушка за портьерой с горящей свечой. На фоне свечи – эхо ночного
разговора, отблеск таинства любви.
Отчаянный крик и плен темноты.
Утро. Она набирает номер телефона: "Алло, Танька? Я сейчас повешусь.
Да-да, я слушаю…Все было, как я мечтала… Таня, он не
знает, что квартира не моя, он все вынес, Таня… Найди его, пожалуйста, я
подожду… Да, все произошло, как я мечтала… Он принес розы, а потом мы ужинали
при свечах. Мы ужинали при чужих свечах, Танька! Наверное, это грех – при чужих
свечах…"
История проста и банальна: они познакомились на дискотеке три дня назад,
она уже замужем, но она любит. Она крадет у матери ключи от квартиры, которую
та убирает в отсутствие хозяев. Он приносит розы и уносит почти все убранство
шикарных апартаментов, в том числе раритетные "картины старых мастеров".
"Алешенька?!… Да-да, я слушаю. Нет, квартира не моя. Что? Правда, ты
хочешь, чтобы я стала твоей женой?… Какой долг?… Я все улажу, хозяйка приедет
сегодня. Пистолет? Сейчас посмотрю… Можно, я попробую один раз?… Хорошо, я
выброшу. Ты позвонишь? Когда – скоро? Это не скоро… Жду".
Безмерно счастливая, она собирается домой и, с пистолетом в руке,
оказывается лицом к лицу с хозяйкой квартиры. Литературный критик,
пятидесятишестилетняя дама принадлежит к богеме и не мыслит жизни без картин и
ежегодной заграницы. Конечно, ее прислал Державин (нет
не тот: тот – гений, а этот – посредственность), чтобы убить ее. А может быть,
ее верного возлюбленного потянуло на "клубничку"? При всей вычурности и пафосе
речи, хозяйка в состоянии понять, что произошло. "Мы все вернем вам". – "Когда?
Мне уже завтра нужны будут деньги, чтобы жить". Она
грозится вызвать милицию, убить. Связанная, "гостья" решается сказать правду.
Конечно, это бред и любви не бывает. "Когда я была маленькая, моя бабушка очень
любила меня и хотела крестить, а мама не дала. Но ведь это значит, что у меня
нет ангела-хранителя. Разве можно человеку без ангела-хранителя? Я увидела его
и поняла, что вот – он. А он сказал, что он не ангел, а просто Алеша… Он не
думает о своей душе, и я должна следить и напоминать ему, пока не будет слишком
поздно, когда души уже не спасти". Она не скажет, как найти ее мальчика, – у
нее будет ребенок. Девочка, скажи мне, – от бессилия ярость превращается в
цинизм. – Я упрячу тебя в тюрьму лет на восемь, и ты не увидишь своего ребенка.
Ты не мать, если тебе все равно! Ты будешь гнить в тюрьме, а я оплачу долги твоего мальчика по своей воле и буду
развлекаться с ним. Я не знала, что за любовь, оказывается, надо платить!" Нет,
он не бросил ее, он любит, и они скоро поженятся. Она теряет сознание, и
возникшая вдруг человечность заставляет хозяйку развязать ее, набрать 03.
Девушка приходит в себя, в свою очередь связывает почтенную даму, начиная
понимать, как можно выжить в этом мире.
Брошенные к ногам судьбы… "Я прожила 56 лет и так и не узнала, что такое
любовь. В 35 я сделала аборт – испугалась. Я потеряла 20‑летнего сына. К
чему все это? Живите… Убей меня!" – "У вас ведь есть
все, чтобы быть свободной… А у меня – только он…" – "Я
не причиню тебе зла". – "Поклянитесь своей бессметрной душой…"
Они пьют чай, как добрые друзья, освобождаются от прошлого и
устремляются вперед. Одна из них – надеясь на счастье, другая – не имея его.
Последняя рюмка на брудершафт, и хозяйка исчезает на миг. Когда вы вернете мне
деньги?" – возвращается она с тем самым пистолетом. "Вы же поклялись своей
бессмертной душой…" какой бред! Какая душа? Игра
закончена, и она хочет вернуться к старому. Если нет души, нет любви, нет веры,
остаются только старые картины и привычно купленный комфорт. Борьба. Беззвучный
выстрел бросает девушку все на ту же портьеру.
…Славься, Мария!.. "Но ведь разве можно человеку без ангела-хранителя? Я
увидела его и поняла, что он – мой ангел-хранитель…
Он не думает о своей душе, и я буду следить и напоминать ему, пока не
будет слишком поздно, когда души уже не спасти…" Последнее эхо жизни на фоне
чужой свечи. Крест из плоти и крови. Наверное, это грех – при чужих свечах… Ave, Maria!
P.S. Наивная, он ее бросил,
он никогда не вернется.
Или она уже купила его сердце оплатой долгов. За любовь, оказывается, нужно
платить. – Она права.
Она верит ему, ведь он – ее ангел-хранитель. В ее жизни появился смысл.
Он бросает ее в пучину – пусть. Это малая жертва … за счастье. – Она тоже
права.
Принятие истины: крест в каждом из нас. Чужие свечи мечты и реальности.
Тупое сожаление в финале. Почему же не появился ангел-хранитель
Алешенька?
Мы верим в любовь и людям. Может быть, в этом – наше спасение?
Светлана Ручкина
P.P.S. Хочешь участвовать в жизни КМД, пиши: [email protected]
|