Предварительные итоги, информация и впечатления о прошедшей в НГТУ
философской студенческой олимпиаде.
В олимпиаде приняли участие 84 человека. Большинство с ФИСТ.
Выбор предложенных четырех тем для эссе распределился следующим образом:
7 студентов предпочли проблему "кроссвордов", 15 – "часового", 16 – "России";
46 – "красоты". На вкус одного из проверяющих, лучшее эссе было написано о
часовом. Но это еще ничего не значит, поскольку проверяет много человек, и
нужно будет учитывать все задания в целом.
Ключ к
второму и третьему заданиям.
Все у нас, Луцилий, чужое, одно только . . . . . наше. Смертные же глупы: получив что-нибудь
ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять
себе счет; а вот те, кому уделили . . . . . не
считают себя должниками, хотя единственно . . . . . . . и не возвратит даже
знающий благодарность. (Сенека)
|
Время
|
. . . . . .
. – переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением.
|
Счастье
|
. . . . . .
. – альфа и омега, исходный пункт и конечная цель философствования, какой бы
материал не подвергался анализу, какую бы форму не принимала философия.
|
Человек
|
. . . . . .
. . – принцип, допускающий возможность и необходимость сведения высших и
сложных форм движения к максимально простым формам и законам.
|
Редукция
|
Способность . . . . . . . . . . . – свойство редкостное, тонкое,
философское, сверхнравственное, возвышенное, чудовищное, ядовитое,
вредоносное для людей и их благ, враждебное общественной безопасности и
процветанию государства, смертельное для человечества, губительное для богов,
ненавистное небу и Земле. (А. Франс)
|
Сомневаться
|
. . . . . .
. . . - нравственный принцип, согласно которому благо других и они сами более
значимы, чем собственное "я" и его благо.
|
Альтруизм
|
. . . . . .
. . . . . . . - распространение выводов по одной какой-либо части явления на
явление в целом, на явление в целом, на будущее и т.д.
|
Экстраполяция
|
. . . . . .
. . . . : в разуме нет ничего, чего бы не было
прежде в ощущениях
|
сенсуализм
|
. . . . . .
. . . : чего кто-либо не потерял, он еще имеет. Нищий не потерял 1 млн. рублей.
Следовательно, он их имеет.
|
Софистика
|
. . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . : от различия в потребностях,
порождаемого различием в климатах, происходит различие в образе жизни; а от
различия в образе жизни происходит различие в законах. Власть климата сильнее
всех властей.
|
Географический детерминизм.
|
Счастье заключается в знании совершенного числа.
|
Пифагор
|
… если бы
быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать
произведения (искусства), подобно людям, то лошади изображали бы богов
похожими на лошадей.
|
Ксенофан
|
Многознание
уму не научает.
|
Гераклит
|
Я знаю только то, что ничего не знаю, а другие не
знают и этого.
|
Сократ
|
Человек - мера всех вещей.
|
Протагор
|
Разум ангела превышает разум человека гораздо
больше, чем разум наилучшего философа – разум самого тупого идиота.
|
Аквинский
|
Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.
|
Бэкон
|
Утверждение, что Бог совершеннейшее существо – есть
или существует, по меньшей мере, настолько достоверно, насколько достоверно
геометрическое доказательство.
|
Декарт
|
Действию
естественных законов суверен подчиняется так же, как последний из его
подданных.
|
Гоббс
|
Все метафизики торжественно и законно увольняются
от своих занятий до тех пор, пока они не ответят удовлетворительно на вопрос:
как возможны синтетические понятия a priori?
|
Кант
|
Ученый, ты объясняешь нам науку, но кто объяснить
нам твое объяснение?
|
Байрон
|
На свете
счастья нет, но есть покой и воля.
|
Пушкин
|
Всемирная история не есть арена счастья. Периоды
счастья являются в ней пустыми листами, потому что они являются периодами
гармонии, отсутствия противоположности.
|
Гегель
|
Философы лишь различным образом объясняли мир, но
дело заключается в том, чтобы его изменить.
|
Маркс
|
Все есть одно – это было первое слово философии, и
этим же словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское
единение.
|
Соловьев
|
Проблема, что я ставлю, не в том, кто сменит человека в ряду
живых существ (человек - конец), а в том какой тип человека надлежит взращивать, какой наиболее
высокоценен, более других достоин жизни, какому принадлежит будущее.
|
Ницше
|
Многое будет выиграна, если нам удастся
преобразовать Ваше истерическое бедствие в обычное несчастье.
|
Фрейд
|
Я верю в
бога Спинозы, который являет себя в законосообразной гармонии бытия.
|
Эйнштейн
|
Ответить на
вопрос, стоит ли человеку жить, значит ответить на основной вопрос философии.
|
Камю
|
Цивилизация
"культурного человечества", образуя ноосферу, является формой организации
новой геологической силы, создавшейся в биосфере.
|
Вернадский.
|
Ни один из участников олимпиады не ответил на все вопросы второго
задания. Третьему заданию больше повезло – там правильно на все 20 вопросов
ответили четыре-пять участников.
Четвертое задание, как вы могли убедиться, с претензией на шутку или
предоставляло вам возможность немного расслабиться. Несколько эстетов
проигнорировало его. Вольному воля. Хотя, может быть, у них не в порядке с
чувством юмора. Всем другим может показаться интересным некоторая "статистика"
ответов на четвертое задание.
ТРЕТЬЯ БЕДА (после дураков и дорог)
- таковой нет,
поскольку дураки и дороги исчерпывают/включают в себя
все наши беды, "дороги" в широком смысле можно понимать как нашу российскую
неблагоприятную материально-природную составляющую, а "дурость" включает все
наши отрицательно-отличительные социально-психологические характеристики
- лень-матушка была
самой популярной третьей бедой, она была названа девять раз, тем самым она
обогнала предполагаемого претендента – пьянство;
- второе и третье место
поделили пьянство и власть (правители, что управляют
дураками и строят дороги)
- другие любопытные
решения:
- отопление, туалеты,
евреи, маленькие стипендии, безответственность, бескультурье, комплекс
неполноценности, те кто ищет третью, а не решает две
остальные, опять не хватило на закуску, авось, воровство, неспособность ценить
имеющееся; умные.
ТРЕТЬЯ ПРОБЛЕМА (после кто виноват и что делать)
- как жить, как дальше
жить, как мы до этого дошли, кто ответит за все, кто виноват (2), когда все это
кончится,
- при социализме: куда
уехать, при капитализме: на что уехать,
- кому на Руси жить
хорошо, не поздно ли искать виноватых и что-то делать,
где своровать, когда выдадут зарплату…
|