Муллануров А.А.,
помощник судьи Арбитражного суда РБ
[email protected]
Конституция Республики Башкортостан рассматривает человека, его права и
свободы в качестве высшей ценности [1].
Тем самым она декларирует своё понимание взаимоотношений государства и
личности, выдвигая на передний план именно личность. Такое положение является
фундаментальной нормой конституционного строя РБ, образующей важнейшую основу
не только конституционно образованного общества, но и правовой защиты этого
общества от попыток создать условия для подавления личности, ущемления её прав,
игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
В соответствии с этой нормой и положением Всеобщей декларации прав
человека, устанавливающей право каждого человека "на эффективное восстановление
в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных
прав, предоставленных ему Конституцией или законом" [2], конституция Республики Башкортостан гарантирует судебную
защиту прав и свобод каждому человеку [3].
Речь в этом случае идёт о судебной защите всех прав и свобод
человека и гражданина, закреплённых как в
Конституции, так и в других нормативных актах Республики Башкортостан и Российской
Федерации.
В наиболее общем смысле защита есть противодействие незаконным
нарушениям и ограничениям прав, свобод и интересов личности, предупреждение
этих нарушений и ограничений, а также возмещение причиненного вреда в случае,
если предупредить или отразить нарушения не удалось.
В настоящее время именно судебная форма защиты субъективных прав и
свобод, а также охраняемых законом интересов человека и гражданина является
основной. Право на судебную защиту - одно из конституционных прав человека и
гражданина. Но в отличие от других прав оно является гарантией всех иных прав и
свобод.
Большое значение в процессе судебной защиты прав имеет тот факт, что
права и свободы, провозглашенные Конституцией, действуют непосредственно [4]. Конституция имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории республики.
Эти положения важны при непосредственном разрешении судами дел. В
последнее время в судебной практике появились дела, по которым заинтересованные
лица добивались защиты своих прав, ссылаясь прямо на Конституцию, а суды
основывают своё решение на конкретной норме Конституции.
Так, суды разрешают дела по жалобам граждан на действия органов военного
ведомства, отказывающих в замене военной службы на альтернативную гражданскую
службу, если несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию
- по ст.59 Конституции РФ; по жалобам на отказ органов милиции внести в паспорт
гражданина записи о его национальности в тех случаях, когда его родителями
являются лица разной национальности - по ст. 26 Конституции Российской Федерации.
Здесь следует отметить, что Верховный Суд РФ, учитывая возникающие в
судебной практике вопросы и в целях единообразного применения судами
конституционных норм при осуществлении правосудия, принял постановление "О
некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при
осуществлении правосудия" [5]. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что если федеральный закон
противоречит Конституции или, если закон либо иной нормативный правовой акт,
принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и
её субъектов противоречит Конституции, а федеральный закон, который должен был
бы урегулировать рассматриваемое судом правоотношение, отсутствует, то суд разрешает
дело, применяя непосредственно Конституцию [6].
Таким образом, любой суд в целях охраны прав и свобод личности в каждом
конкретном деле может руководствоваться нормой Конституции, если полагает, что
закон, регулирующий правоотношение в данной сфере не соответствует Основному
Закону.
Такое решение вопроса Пленумом Верховного Суда РФ, заметно расширяющего
возможности судебной защиты, было оценено правоведами неоднозначно.
Высказывались опасения, что применяя Конституцию
непосредственно, суды общей юрисдикции присваивают исключительные полномочия Конституционного
Суда РФ и Уставных (Конституционных) Судов субъектов федерации.
В результате Конституционный Суд РФ был вынужден принять специальное
постановление, в котором указывалось, что никакой иной суд, кроме
Конституционного Суда РФ, не может признать закон неконституционным. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о
несоответствии Конституции Российской Федерации федерального закона или закона
субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и
обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о
проверке конституционности этого закона [7].
26 ноября 1998 года аналогичное постановление было принято и Конституционным
Судом РБ [8].
Указанные решения представляются спорными,
так как исходным при решении вопросов о полномочиях судов общей юрисдикции по
проверке нормативных актов на соответствие Конституции Российской Федерации,
конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, а также на соответствие
подзаконных актов актам большей юридической силы в порядке нормоконтроля должны
быть конституционные положения о праве граждан на судебную защиту (статьи 18,
45, 46 Конституции РФ и статьи 19, 54, 55 Конституции РБ). Не должно быть
такой правовой ситуации, при которой гражданин не мог бы в судебном порядке
поставить вопрос об отмене неконституционного или незаконного нормативного
акта, ущемляющего его права и свободы.
В целом, сегодня, когда наше законодательство грешит пробелами, низким
уровнем юридической техники и внутренней противоречивостью, необходимо
признать, что институт прямого действия конституции является реальной гарантией
судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.
[1] Конституция Республики
Башкортостан. - 1993. - Ст. 2.
[2] Всеобщая декларация прав
человека. - 1948 // РГ. - № 67 от 05.04.1995. - ст. 8.
[3] Конституция Республики
Башкортостан. - 1993. - Ст. 19, ст. 55.
[4] Там же.
ст. 19.
[5] Постановление Пленума
Верховного Суда РФ № 8 от 31.10.1995 // РГ. - № 247 от 28.12.1995.
[6] Там же.
- абз. "Г" п. 2.
[7] Постановление
Конституционного Суда РФ № 19-П от 16.06.1998 // РГ. - № 121 от 30.06.1998. -
п.5.
[8] Постановление
Конституционного Суда РБ № 8-П от 26.11.1998 // Известия Башкортостана. - № 235
от 01.12.1998.
Опубликовано:
Российский судья, 2001. - № 3. – с.9-10.
|