Муллануров
А.А.,
помощник судьи Арбитражного суда РБ
[email protected]
В условиях проводимой
судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование
процедуры судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и гласность
разбирательства дел судами общей юрисдикции. Одним из путей совершенствования
организации судопроизводства служат повышение степени информатизации судов, их
компьютеризация, расширение применения компьютерных технологий, создание на
этой базе современных и надёжных систем отбора, хранения информации, доступа к
ней, а также её использование и распространение.
В
обстановке постоянно растущей нагрузки на судей, требований о сокращении сроков
и повышении качества рассмотрения дел современные информационные системы
способны обеспечить быстрый доступ судей к банкам законодательных данных, к
обобщённым материалам судебной практики, особенно в новых и развивающихся
областях права, повышают возможности научных исследований.
Они позволят автоматизировать, а значит, унифицировать судебное
делопроизводство, обеспечить высокое качество исполнения судебных документов.
Внедрение современных технологий и методов диктуется также необходимостью
расширения информирования общества о деятельности судов, как одного из условий
справедливого судебного разбирательства.
Информатизация судов
предполагает принятие единой концепции и выработку согласованного с судами
подхода к созданию базовых программно-аппаратных комплексов, средств
информационного, нормативно-правового, организационно-методического и кадрового
обеспечения деятельности судов и системы судебного департамента. Эти базовые
принципы системного подхода уже получили одобрение самих судей на заседании
Совета судей Российской Федерации 2 апреля 1999 года[1].
Сегодня состояние
информатизации судов общей юрисдикции определяется, прежде всего, результатами
работ, выполненных по заказу Минюста России в соответствии с Концепцией
правовой информатизации России, а также работ в рамках Программы информатизации
судов и органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной Постановлением Совета
судей Российской Федерации от 27 марта 1996 года. Разработка средств
автоматизации процессов судопроизводства, судебного делопроизводства и судебной
статистики направлена на создание типовой информационной системы для судов.
Помимо повышения качества процессов судопроизводства, эта система позволяет
руководителям судов, оснащённых соответствующими технологиями, своевременно
получать объективную информацию о состоянии рассмотрения уголовных и
гражданских дел, о нагрузке судей, качестве рассмотрения дел в судах первой
инстанции, календарных планах работы судей и другую справочную информацию.
Важно, что рекомендованные к внедрению базы данных и автоматизированного учёта
предусматривают автоматизацию создания и хранения процессуальных документов,
значительно облегчая работу судей.
В
сентябре 2000 года уже был разработан Эскизный проект создания
автоматизированной системы Судебного департамента и судов общей юрисдикции
России, в котором предусмотрено формирование единой информационной
инфраструктуры судов с поэтапным развёртыванием Федерального центра
информатизации, межрегиональных и региональных центров внедрения и
сопровождения информационных технологий. Указанные
центры Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации планирует
создавать преимущественно в рамках своих территориальных управлений, а также в
отдельных судах областного уровня, имеющих необходимые для этого оснащение,
кадры и опыт.
В процессе разработки
базовых комплексов для районных, областных и приравненных к ним судов создаётся
система электронного документооборота с унифицированными судебными документами.
Предусматривается также разработка соответствующих стандартов и единой системы
классификации судебной информации. В целом все эти работы призваны обеспечить
создание в будущем единой информационной инфраструктуры судов, которая будет
служить одним из фундаментальных оснований единства судебной системы.
Под единой информационной
инфраструктурой судов понимается совокупность взаимосвязанных систем связи,
комплексов средств автоматизации, телекоммуникационных и информационных
ресурсов, доступным судам и органам Судебного департамента. В её состав входят
центры информатизации судов и Судебного департамента, организации,
сопровождающие эксплуатацию средств информатизации, учебно-методические центры,
а также узлы глобальной сети Интернет, специально создаваемые для судов.
Принципиально новым
направлением информатизации судов является создание компьютерных систем
протоколирования судебных заседаний, средств автоматизированного сбора и
анализа первичной судебной информации. Унификация системы первичных
информационных ресурсов является одним из важных условий эффективного
информационного взаимодействия судов разных инстанций, следственных органов,
органов прокуратуры и адвокатуры.
Опыт
успешного практического использования новых информационных технологий уже
имеется в Верховном Суде Российской Федерации, Московском городском суде, в
Челябинском, Московском, Свердловском, Пермском, Ульяновском и некоторых других
областных судах. На стадии внедрения подобная технология находится и
в Верховном Суде Республики Башкортостан. Такая практика указанных судов
берётся за основу в процессе информатизации иных судебных органов.
Первоочередными направлениями работ здесь являются – переход от разрозненных
технологий к внедрению базовой технологии автоматизации судебного
делопроизводства и ведения судебной статистики, а также поэтапное внедрение
видеоконференцсвязи в практику проведения судебных заседаний[2].
Современные информационные
технологии позволяют, используя системный подход, решить задачи, отражающие все
этапы движения и состояния дела и обеспечивающие регистрацию дел или исковых
материалов и процессуальную переписку, передачу дел в архив, наработку статистических
отчетов и т.д. Это позволяет руководству суда оперативно получать на экране
своего компьютера (или в распечатанном виде) любые сведения о прохождении дела,
группы дел, загруженности и планах судей и т.д., обеспечивая принятие ими
квалифицированных и обоснованных управленческих решений.
Оболочка указанных программ
должна предусматривать возможность загрузки текстового редактора "MS Word" с
набором шаблонов всех процессуальных документов. При необходимости шаблоны
могут редактироваться, а их библиотека - пополняться.
Шаблоны документов, будучи заложенными в систему, позволяют значительно сократить время
подготовки однотипных определений, постановлений и типовых решений по делу на
всех стадиях прохождения иска в суде. После окончательного их редактирования
(при необходимости) и контрольного просмотра документ выводится на печать,
подписывается судьей и секретарём, и подшивается.
Разумеется, решение по делу
нуждается в обязательном редактировании – компьютер юридических решений не
принимает и не предлагает, но предложенная технология исключает повторный набор
с клавиатуры, все необходимые реквизиты вставляются в документ автоматически.
Когда судья принимает решение о принятии дела к своему производству, он или по
его поручению секретарь канцелярии делает необходимую пометку, и система
автоматически присваивает делу учетный номер. Таким образом, за счет передачи
компьютеру максимального числа технических операций удается освободить время и
внимание судьи для отправления правосудия, а компьютерная технология судебного
делопроизводства уже сегодня способна полностью заменить внутренний бумажный
документооборот.
Использование принципиально
новых информационных технологий обнаружило кроме указанных достоинств и
преимуществ и ряд субъективных и объективных проблем, требующих своего
последовательного решения.
К субъективным проблемам
относится, прежде всего, подготовка судей и работников секретариата к
использованию компьютерной техники и программного обеспечения. Эффективность
работы судей существенно возрастает, что уже видно в судах, применяющих
компьютерные технологии. Однако прежде чем это становится заметным, судье
необходимо потратить время на обучение, что при нынешней
огромной их загруженности весьма не просто сделать.
Образуется замкнутый круг –
чтобы экономить время, надо его сначала потратить, а на это времени нет. В
результате судьи используют лишь 10% возможностей предоставленного им
программного обеспечения. Более того, многие судьи и не подозревают о широких
возможностях электронных технологий, воспринимают компьютер как
усовершенствованную пишущую машинку.
Ясно, что при современном
уровне финансирования судебной системы, нехватки судей, их загруженности, нет
возможности в сжатые сроки обучить работе с компьютером и программным
обеспечением весь судейский корпус и всех работников аппарата суда. Одним из
вариантов решения проблемы является, на наш взгляд, обязательное обучение
указанным навыкам всех судей и канцелярских работников, впервые занимающих
соответствующие должности. Функции обучения можно возложить на специально
созданные для этого региональные учреждения Судебного департамента (по аналогии
с Научными центрами правовой информатизации при Минюсте РФ), а на первое время
заключить договор на обучение с Минюстом (НЦПИ). Полезно было бы так же в
учебном плане юридических ВУЗов предусмотреть часы на обучение студентов азам
работы с автоматизированной технологией судебного делопроизводства.
К объективным проблемам
(помимо очевидных финансовых) следует отнести отсутствие ведомственных
стандартов на структуру форм первичного учета информации, форм правовых
документов и программного обеспечения. Крайне важно обеспечить единство таких
стандартов не только среди пользователей судов разных уровней, но и во всей
системе правоохранительных органов.
Таким образом, рассматривая
состояние и последствия информатизации, можно сделать вывод, что
просматривается очевидный эффект на всех уровнях системы судопроизводства: на
общем и стратегическом уровне, на уровне старшего управленческого персонала
судебной системы, а также на оперативном уровне.
Разумеется,
мы понимаем, что сама по себе информатизация не может превратить неэффективно
управляемую организацию в эффективную, но она может помочь хорошо управляемой
организации работать еще более эффективно и действенно.
Преимущества информатизации прежде всего связаны повышением эффективности
самой системы судопроизводства, и поэтому обязательной предпосылкой для любой
попытки информатизации является хорошая должным образом управляемая структура
самой организации.
В этой связи момент для
широкомасштабного внедрения компьютерных технологий в судопроизводство как
нельзя удобен, поскольку вся судебная система России переживает период
глубокого реформирования. Гораздо труднее внедрять информационные технологии в
организациях с уже устоявшимися формами и методами работы, сложившимися
традициями делопроизводства, убеждая соответствующее руководство в
необходимости внесения существенных корректив в эти формы и методы.
Опубликовано:
- Современные
историко-правовые проблемы России // Сборник статей. Уфа, БГУ, 2001.
- http.yurclub.ru/docs/arbitration/article24.html
[1] Постановление Совета судей
Российской Федерации "Об информатизации судов общей юрисдикции" от 2 апреля
1999 года № 19 // РГ, 1999. № 7. С. 8-9.
[2] См.: Лебедев В.М. Компьютеризация
и информатизация судов – требование времени // Информатизация судов (материалы
V Всероссийского съезда судей). М., 2000. С. 2.
|