Суд и правоохранительные органы
|
Новый закон о судебной системе в российской федерации Как известно, Конституция Российская Федерация установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности отнесла к ведению Российской Федерации. В соответствии с этим установлением выстроена система высших судебных органов России. Структура судебной системы государства как материальной основы судебной власти является сферой конституционной компетенции. Однако законодатель, принимая конституцию РФ, не счел нужным указать в ней все подлежащие созданию судебные органы, их звенья, иерархию организационных и процессуальных связей, их территориальное размещение применительно к государственному устройству Российской Федерации.
Согласно Конституции РФ все основные вопросы, касающиеся структуры и содержания судебной власти, должны быть определены самой Конституцией и федеральными конституционными законами, среди которых ведущее место принадлежит закону о судебной системе.
Подготовка проекта такого закона началась сразу же после принятия Конституции РФ. Уже в декабре 1994 г. Совет по судебной реформе при Президенте РФ обсуждал первый вариант проекта, вынесенный на обсуждение общественности. Следует напомнить, что проект выявил серьезные расхождения в подходах к этому акту, к определению его целей и содержания, соотношению с положениями Конституции и предстоящим принятием иных федеральных конституционных законов о судебной власти. Совет Федерации Федерального Собрания РФ неоднократно отклонял проект. В результате целый ряд вопросов, относящихся к сфере построения судебной системы был решен в порядке принятия текущего законодательства, в частности, в Федеральном конституционном законе об арбитражных судах, при дополнении и изменении Закона РФ о статусе судей в Российской Федерации.
Дальнейшая задержка с принятием закона о судебной системе становилась существенным препятствием проведению последующих законодательных мероприятий в направлении развития и углубления судебно-правовой реформы и, в частности, принятию закона о Верховном Суде РФ, закона о федеральных судах в РФ, гражданского процессуального кодекса, уголовно-процессуального кодекса.
Принятие парламентом России в конце 1996 г. Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации” открывает новые возможности дальнейшего развития российского законодательства о судоустройстве и судопроизводстве.
Глубокий и всесторонний анализ теоретического и практического значения этого закона для дальнейшего развития и утверждения судебной реформы еще предстоит осуществить юридической науке. В настоящей работе авторы ставят своей задачей привлечь внимание читателей к некоторым новым установлениям, направленным на решение возникших в практике судебного строительства проблем, развивающим и конкретизирующим положения Конституции РФ и других федеральных конституционных и федеральных законов.
Закон о судебной системе в Российской Федерации служит дальнейшему утверждению концепции судебной власти, закрепленной в Конституции РФ. Признание этой концепции и ее полная реализация являются непременным условием формирования в России демократическая правовой государственности. Как известно, судебная власть, представляя собой одно из проявлений государственной власти, означает способность и возможность воздействия на поведение людей со стороны государства, осуществляемого через суды и посредством деятельности судей в особых, установленных законом, процедурных формах.
Закон о судебной системе называет субъектов и носителей судебной власти (ст. 1). Судебная власть принадлежат только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Исключительность судебной власти подтверждается в комментируемой норме запретом каким-либо иным государственным органам или лицам принимать на себя осуществление правосудия, осуществлять функции и полномочия, входящие в компетенцию судов. Государство предоставляет именно суду право использовать полномочия правосудия: в определенном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления или административного правонарушения, применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия, либо разрешить правовой спор между гражданами, между юридическими и физическими лицами.
Назначение судебной власти заключается в защите прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечения соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции РФ, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов. Выполнению названных социальных задач призвана служить судебная система Российской Федерации.
Особенностью судебной власти является то обстоятельство, что ее материальная основа - судебные органы - создается по решению законодательной власти, формируется органами исполнительной власти, но действуют судебные органы независимо от законодательной и исполнительной власти. В этом выражается самостоятельность судебной власти (ч. 2 ст. 1 Закона о судебной системе).
Закон о судебной системе не выходит за пределы указанных в Конституции РФ видов судопроизводства, посредством которых осуществляется судебная власть. Таким образом, вопрос о правомерности особого арбитражного судопроизводства остается открытым.
Судебная система представляет собой совокупность судебных органов и учреждений, непосредственно обеспечивающих их деятельность, объединенных единством задач и принципов построения, руководствующихся единым законодательством. Правовой основой установления судебной системы РФ является Конституция РФ и Федеральный конституционный закон о судебной системе Российской федерации. Это же обстоятельство лежит в основе утверждаемого комментируемым законом единства судебной системы.
Утверждение принципа единства построения судебной системы необходимо для исключения отступлений в нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального законодательства в сфере правового регулирования судебной власти.
Это единство основано на соблюдении всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федерального законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права, а также Конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; общего порядка финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Правила судопроизводства, а закон о судебной системе вслед за Конституцией РФ устанавливает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, определяются процессуальным законодательством в виде кодексов (ГПК, УПК), отдельными федеральными законами, процессуальными нормами в иных законах (например, в ФКС “О Конституционном Суде РФ”, в Кодексе об административных правонарушениях).
Новым в правоприменительной деятельности судов является применение норм Конституции РФ, являющейся актом прямого действия, и законодательных актов субъектов Федерации. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ субъекты федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты по предметам совместного ведения с Российской Федерацией и вне этой сферы. Законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Поэтому в целом единство при строгом соблюдении предписаний Конституции РФ в актах российского законодательства, применяемого судами, должно сохраняться.
Центральное место в главе 1 комментируемого Закона - “Общие положения” занимает ст. 4 “Суды в Российской Федерации” понятие “суд” в судоустройственном и процессуальном законодательстве имеет многообразный смысл. Применительно к анализу иерархии в судебной системе судом следует считать государственный орган, занимающий особое место в системе государственного аппарата, самостоятельный и независимый от иных государственных органов; это государственный орган, состоящий из судей, назначаемых или избираемых в установленном порядке и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе. Основной функцией судов является осуществление правосудия, которое отправляется только судебными органми, указанными в Конституции РФ и в ФКЗ “О судебной системе РФ”. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом о судебной системе, не допускается.
Правосудие является высшей формой организации судебной деятельности. Его можно определить как осуществление судом правоохранительной и правозащитной деятельности, основанной на соблюдении демократических принципов, и выражающейся в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел в рамках установленного законом процессуального порядка, обеспечивающего возможность применения к правонарушителям государственного принуждения в условиях соблюдения законности, обоснованности, справедливости принимаемых решений.
Статья 4 Закона о судебной системе определяет внутреннюю структуру российской судебной системы. Судебная система как совокупность судов, организованная в соответствии с их компетенцией и задачами, подразделяется законом на следующие подсистемы: федеральные суды, конституционные (уставные) и мировые судьи субъектов федерации. Очевидно, что указанное подразделение закон прямо связывает с распределением полномочий судебной власти применительно к федеративному устройству российского государства.
При этом закон относит к федеральным судам следующие судебные органы:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
От федеральных судов, судей которых назначает парламент России или президент РФ, закон о судебной системе отличает суды субъектов федерации, к числу которых относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.
Мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции. Это новая категория судей, создание и упразднение которых входит в компетенцию субъектов Российской Федерации, которым предоставлено право издания соответствующих законов.
Комментируемый закон развивает конституционный принцип независимости судей (ст. 120 Конституции РФ), вводя новое понятие “самостоятельность судов” (ст. 5). Следует заметить, что принцип самостоятельности судебной власти не идентичен положению о самостоятельности судов. Самостоятельность суда означает отсутствие подчиненности каким-либо другим государственным органам, неподотчетность вышестоящим судебным инстанциям и каким-либо органам исполнительной власти. Суду должны быть предоставлены материальные возможности для самостоятельного решения всех вопросов, возникающих при рассмотрении дел и материалов, поступающих в суд. Деятельность судей не подлежит какой-либо координации и управлению. Разъяснения вопросов применения норм действующего законодательства Пленумом Верховного Суда РФ не имеют обязательной силы и не должны рассматриваться как проявления государственного руководства деятельностью судов. Федеральный конституционный закон о судебной системе запрещает издавать законы или иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
Одной из гарантий самостоятельности суда является предоставление ему полномочия установить при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, должностного лица Конституции РФ, федеральному закону, принципам и нормам международного права, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта РФ. В этом случае суд принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
Новый закон предусматривает ответственность за любое вмешательство в деятельность суда (не только при отправлении правосудия), за попытку оказать незаконное воздействие на судей, судебных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия. В законе утверждается, что присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. Однако УК РФ 1996 г. Не содержит подобного состава преступления, а аналогия новым УК не признается (ч. 5 ст. 5). Очевидно, что реализация этого установления Закона о судебной системе потребует соответствующего дополнения УК.
Полнота судебной власти характеризуется объемом компетенции судов, окончательностью принимаемых ими решений, их обязательностью для окружающих. Вступившие в законную силу приговоры и решения федеральных судов, мировых судей, а также предусмотренные законом требования и распоряжения судей при осуществлении ими правосудия обязательны для всех без исключения органов государственной власти органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судей безвозмездно и незамедлительно всеми организациями и должностными лицами. Неисполнение требований и распоряжений судей, проявление неуважения к суду или к судьям влекут установленную законом административную или уголовную ответственность.
Из иных принципов организации судебной деятельности законодатель счел необходимым воспроизвести в законе о судебной системе такие положения как равенство всех перед законом и судом, участие граждан в осуществлении правосудия, гласность в деятельности судов, язык судопроизводства и делопроизводства в судах.
Распространение принципа равенства перед судом на всех участников процесса вне зависимости от их социальной, государственной, национальной и т.п. Принадлежности допустимо и по основаниям, не предусмотренным федеральным законом. Ничто не оправдывает предпочтение суда, отданное участнику судебного разбирательства в нарушение принципа равенства всех перед судом и законом.
Конституция РФ предусматривает право граждан участвовать в отправлении правосудия. Порядок этого участия должен быть определен федеральным законом. Закон о судебной системе устанавливает, что к осуществлению правосудия могут привлекаться представители населения в лице присяжных, народных и арбитражных заседателей. Участвующие в осуществлении правосудия граждане должны отвечать определенным требованиям. Участие в осуществлении правосудия - общественный долг присяжных, народных и арбитражных заседателей. Это означает, что уклонение от исполнения указанных обязанностей подлежит моральному осуждению, а препятствование исполнению обязанностей народного, присяжного и арбитражного заседателя может иметь своим последствием привлечение к ответственности. За работу по отправлению правосудия судебным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Таким образом, несмотря на утверждение тенденции к росту профессионального элемента в составе судов общей юрисдикции, расширение сферы компетенции единоличного судьи, принцип участия населения в отправлении правосудия сохраняет свое значение.
Принцип национального языка судопроизводства распространяется Законом о судебной системе и на делопроизводство в судах. Эта новелла представляет собой дополнительную гарантию реализации права на защиту, служит более полному использованию участниками процесса предоставленных им законом прав.
Решение вопроса о языке судопроизводства и делопроизводства новым законом содержит три уровня. В высших федеральных судах РФ, а также во всех арбитражных и военных судах судопроизводство и делопроизводство ведутся только на русском языке как государственном языке РФ. В других федеральных судах общей юрисдикции судопроизводство и делопроизводство могут осуществляться как на русском языке, так и на языке той республики, на территории которой расположен данный суд. В судах субъектов федерации судопроизводство и делопроизводство могут вестись на русском языке либо на языке той республики, на территории которой находится суд.
Основы статуса судей в Российской Федерации
Судьи являются носителями и олицетворением судебной власти и при отправлении правосудия выполняют государственные функции. К судьям предъявляются определенные требования, основные из них закреплены в Конституции РФ. Так, согласно ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Требование о достижении судьями определенного возраста, наличия юридического образования, стажа работы свидетельствует о важности профессии судьи. Данные требования находятся в соответствии с положениями международно-правовых документов. В частности, “Основные принципы независимости судебных органов” предусматривают, что “лица, отобранные на судебные должности должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права”.
Одним из требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи, является наличие гражданства, и поэтому судьей РФ может быть исключительно гражданин РФ. Соблюдение этого требования настолько значительно, что утрата судьей гражданства РФ ведет к прекращению полномочий судьи. Однако данное требование не является дискриминационным, что, кстати, предусмотрено в Основных принципах независимости судебных органов.
Исходя из требований Конституции РФ в отношении судей судов РФ могут быть установлены и дополнительные требования.
Так, согласно ст. 8 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” судьей Конституционного суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
2. Таким образом, требования к должности судьи зависят от того, в каком звене судебной системы он работает, какие функции выполняет. Предъявляя к судье высокие требования, закон предполагает, что профессия судьи почетная.
Закон о судебной системе содержит понятие “почетный судья”. Тем самым подчеркивается высокий статус судьи, его значимость. Почетным судьей может быть судья, имеющий стаж работы именно в должности судьи не менее 10 лет, и находящийся в отставке.
В то же время, нахождение судьи в отставке предполагает возможность привлечения судьи к осуществлению правосудия. Отправление правосудия судьей, находившимся в отставке, возможно при наличии определенных условий (состояние здоровья, возраст и т.п.). Само по себе привлечение опытного судьи к судебной деятельности может быть целесообразно в плане оказания положительного воздействия на судей, не имеющих опыта работы судьей.
3. Судьи выполняют важные государственные функции, в связи с чем им предоставляются за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Представляется важным, что эти положения сформулированы именно в законе, а не в каком-либо ведомственном нормативном акте.
Кстати, если вновь обратиться к Основным принципам независимости судебных органов, то применительно к условиям службы судей здесь указано следующее: “срок полномочий судей, их независимость, безопасность, соответствующее вознаграждение, условия службы, пенсии и возраст выхода на пенсию должны надлежащим образом гарантироваться законом”. Поэтому чрезвычайно важно воплощение этих положений в жизнь, создание необходимых механизмов реализации требований закона об обеспечении деятельности судей. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом, и входят в судебную систему, осуществляют судебную власть.
Различие между судьями может заключаться в том, в каком звене судебной системы они работают, какие у них могут быть полномочия. Например, полномочия судьи военного суда отличаются от полномочий судьи арбитражного суда. Кроме того, военный судья может иметь воинское звание. Особенности правового положения судей сформулированы в законах, например, законе о Конституционном суде, законе об арбитражных судах. Предполагается, что законы, регламентирующие правовое положение судей, будут приняты субъектами Российской Федерации, например, в отношении мировых судей.
Разумеется судьи, не могут быть наделены полномочиями, им не соответствующими и не входящими в их обязанности.
Кстати, наделение судей полномочиями также не менее важно, чем соблюдение судьей требований, к нему предъявляемых.
Судьи наделяются полномочиями с момента вступления их в должность. Порядок назначения судей на ту или иную должность определяется в соответствующих законах, регламентирующих деятельность того или иного звена судебной системы.
Как правило, подавляющая часть судей в Российской Федерации назначается Президентом РФ, и лишь только часть судей будет избираться. Имеются в виду только мировые судьи.
В процессе отбора судей на вакантные должности будет иметь значение заключение квалификационных коллегий судей; в отношении некоторых судей также будет иметь значение учет предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих объектов Российской Федерации.
При отборе судей предполагается проведение конкурса, что должно повысить качество отбора.
Действие полномочий судей федеральных судов не ограничено определенным сроком. Это положение связано с необходимостью обеспечить независимость судей и их несменяемость.
В то же время действие полномочий судей федеральных судов, таких как судей Конституционного Суда РФ, ограничен определенным сроком. Для судьи Конституционного суда РФ такой срок его полномочий установлен в двенадцать лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ - семьдесят лет.
Важным принципом в деятельности судей является их несменяемость. Несменяемость судьи должны гарантировать его независимость, беспристрастность при принятии им решений. И именно несменяемостью как одной из гарантий обеспечения независимости должен обладать судья.
В то же время судья может быть избран или назначен на другую должность или другой суд. При этом требуется его согласие. Например, если судья по семейным или иным обстоятельствам желает перейти на работу в другой суд, от него должно поступить соответствующее мотивированное заявление.
К сожалению, имеют место случаи, когда то или иное лицо, назначенное судьей, не может работать по каким-либо причинам. Поэтому полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в зависимости от тех или иных обстоятельств.
Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены, если при этом состоится решение квалификационной коллегии судей. Квалификационная коллегия судей строит свою деятельность на основе положений Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”, а также Постановления Верховного Совета РФ “Об утверждении положения о квалификационных коллегиях судей и положения о квалификационной аттестации судей”.
Квалификационные коллегии судей рассматривают те или иные действия или бездействия судьи, которые могут служить основанием для принятия решения квалификационной коллегией о приостановлении полномочий судьи или прекращении его полномочий.
Исходя из положений Закона “О статусе судей в Российской Федерации” с последующими дополнениями и изменениями, полномочия судьи приостанавливается решением соответствующей квалификационной коллегии судей в случаях, если:
1) было дано согласие соответствующей квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу;
2) судья занимается деятельностью, не совместимой с его должностью;
3) судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности соответственно определением или решением суда, вступившим в законную силу;
4) судья был признан безвестно отсутствующим в установленном законом порядке решением суда, вступившим в законную силу.
Решение квалификационной коллегии судей о приостановлении полномочий судьи действует до тех пор, пока не отпадут основания к их приостановлению.
В этом же законе о статусе судей предусмотрены и основания для прекращения полномочий судьи. Ими могут являться такие как письменное заявление судьи об отставке; состоявшийся в отношении судьи и вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, смерть судьи и другие.
Следует отметить, что решения квалификационной коллегии судей могут быть обжалованы в квалификационную коллегию судей субъекта Федерации, а также в Высшую квалификационную коллегию судей.
Высшая квалификационная коллегия судей может отменить решение нижестоящей квалификационной коллегии судей. Так, например, председатель Высшей квалификационной коллегии судей А.Жеребцов отметил, что “при решении вопроса о приостановлении и прекращении полномочий судей квалификационными коллегиями судей допускались и ошибки, повлекшие за собой отмену решений. Порой они поверхностно исследуют предоставленные в их распоряжение материалы, оставляют без внимания и надлежащей оценки доказательства, свидетельствующие о невиновности судьи в совершении поступков, позорящих честь и достоинство судьи; признают в качестве таковых незначительные промахи судей в работе и не в полной мере учитывают данные, положительно характеризующие того или иного судью, или объективные данные о нагрузке”(Российская юстиция. - 1997. - № 3. - С. 2-3).
Квалификационным коллегиям принадлежит и другая важная функция - это квалификационная аттестация судей и присвоение судьям квалификационных классов.
Важным положением в отношении судей является их несменяемость, закрепленная в законе о судебной системе. Следует сказать, что неприкосновенность судей является конституционным принципом, то есть находится на достаточно высоком уровне.
Неприкосновенность судей - это одна из гарантий, обеспечивающих их независимость. Неприкосновенность судей следует рассматривать как совокупность дополнительных гарантий личности и независимости судей, запрета противоправного психического и физического воздействия на судей, вмешательства в их деятельность, как средство ограждения судей от произвола и ущемления их прав при отправлении правосудия. Неприкосновенность судей - важнейший элемент судебного иммунитета.
В понятие неприкосновенности судей входит и запрет на привлечение судьи к ответственности за принятое им решение по делу. Привлечение к ответственности судьи может состояться после вступления в законную силу приговора, которым устанавливается виновность судьи в злоупотреблении.
Неприкосновенность распространяется на всех судей независимо от того, какую должность они занимают, в каком звене судебной системы состоят. В то же время законодательные положения о неприкосновенности судей различаются в зависимости от принадлежности судьи к тому или иному звену судебной системы, исходя из содержания законов о Конституционном Суде, статусе судей.
Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарно ответственности. Судья может быть привлечен к уголовной ответственности, при этом порядок проведения следственных и процессуальных действий в отношении судей предполагает некоторые особенности. Они заключаются в том, что в отношении судей на проведение некоторых действий необходимо получить разрешение квалификационных коллегий судей, что связано с необходимостью ограждения судей от незаконных арестов, задержаний и т.д. В конечном счете все это направлено на обеспечение независимости судей, недопущения компрометации судей.
В главе “Суды” закон о судебной системе, утверждая незыблемость судебной власти, прежде всего оговаривает правовые основы порядка создания и упразднения судов Российской Федерации. Созданные в соответствии с Конституцией РФ высшие федеральные суды Российской Федерации могут быть упразднены только внесением поправок в Конституцию РФ. Иные федеральные суды создаются и упраздняются лишь в соответствии с федеральным законом. Этим устанавливается, подчеркивается, что суды в отличие от иных государственных органов могут создаваться и упраздняться только законодательным органом Российской Федерации. Особый порядок создания и упразднения судов призван сыграть роль дополнительной гарантии их самостоятельности и независимого от законодательной и исполнительной власти статуса.
Создание и упразднение судов субъектов Федерации передается в компетенцию законодательных органов последних. Это означает, что установление должностей мировых судей, их количество и территориальное размещение, а также создание конституционного (уставного) суда субъекта Федерации или его упразднение определяется законом субъекта Федерации.
Комментируемый закон включает Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля в судебную систему РФ. Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его полномочия и порядок образования устанавливаются особым федеральным конституционным законом.
Аналогично в отношении Верховного Суда РФ его полномочия, порядок образования и деятельности должны быть установлены федеральным конституционным законом Российской Федерации. Как высший судебный орган системы судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, уголовные и административные дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, и в качестве суда первой инстанции.
Юрисдикция Верховного Суда РФ распространяется на всю территорию России. Любое гражданское, уголовное дело, материал по делу об административном правонарушении могут быть приняты им к своему производству. Закон о судебной системе не случайно определяет место Верховного Суда РФ в системе судов общей юрисдикции как непосредственно вышестоящей инстанции по отношению к верховным судам республик, краевым областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Осужденные этими судами лица, реализуя конституционное право на пересмотр приговора вышестоящим судом, могут обратиться в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой и никто не вправе им в этом препятствовать.
Правовая деятельность субъектов Российской Федерации породила новое явление: в ряде республик созданы конституционные суды, а в иных субъектах федерации - конституционные (уставные) суды. Образование этих судов не предусматривается Конституцией РФ. Однако их создание не противоречит Конституции РФ, так как вне пределов ведения Российской Федерации и сферы совместного их ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти и могут образовывать соответствующие органы государственной власти.
Рассматриваемый нами закон включает конституционные суды субъектов Федерации в структуру судебной системы Российской Федерации, определяет их задачи, порядок финансирования, решает вопросы процедуры деятельности, окончательности судебных решений.
Создание конституционного суда субъектом Федерации не является его обязанностью. Закон о судебной системе, предоставляя такое право субъектам Российской Федерации, в общем виде определяет задачи названных судебных образований: рассматривать вопросы соответствия законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта РФ, толковать конституцию (устав) субъекта РФ.
Представляя, что более полно компетенция конституционного (уставного) суда субъекта Федерации может быть определена законом о конституционном суде субъекта Федерации, принимаемым законодательными органами субъекта. Этим же законом может быть установлена процедура рассмотрения дел в конституционном (уставном) суде.
Принципиальное значение имеет указание закона о судебной системе на полноту власти этого судебного образования: решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
Конституционные (уставные) суды, так же, как и мировые судьи, включаются рассматриваемым нами законом в систему судов субъектов Федерации (ст. 4). Однако мировые судьи как суды общей юрисдикции финансируются из федерального бюджета. Конституционные (уставные) суды субъектов федерации финансируются за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. Отмеченное исключение из общего порядка умаляет гарантии самостоятельности этой судебной структуры, вероятно, будет сказываться на решении вопроса о повсеместном создании указанных судов.
Районные суды входят в систему федеральных судов. Следует отметить, что районные суды являются основным звеном судебной системы. Районные суды рассматривают подавляющее количество уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях.
Районные суды находятся в каждом субъекте Федерации в зависимости от административно-территориального деления. Количество районных судов совпадает, как правило, с тем или иным административно-территориальным образованием. Однако есть исключения. Например, в г. Москве имеется такое административно-территориальное образование как префектура, однако нахождение судов не совпадает с префектурами. Кроме того, и названия судов также не совпадают с префектурами.
Представляется, что нахождение судов не должно совпадать с административным делением в целях обеспечения независимости судей районных судов.
В связи с принятием закона о судебной системе из названия судов исключено слово “народный”.
Также в связи с принятием данного закона на районные суды возложена исключительно важная функция - проверка законности и обоснованности выносимых решений судом первой инстанции, которым по отношению к районному суду будет выступать мировой суд. В связи с этим на районный суд будут возложены и дополнительные функции по судебному надзору за деятельностью мировых судей. Это предполагает проведение целого комплекса мероприятий, как законодательного, так и организационного характера.
Следует отметить и следующее. В настоящее время расширяется сфера компетенции судов, и судам становятся подведомственными правоотношения в тех сферах, в которых раньше не осуществлялся судебный контроль. Так, в связи с принятием Уголовно-исполнительного Кодекса РФ в число органов и учреждений, контролирующих деятельность органов, исполняющих наказания, включены суды. Новеллой в кодексе является ст. 20 “Судебный контроль” и, в частности, п. 2, который гласит, что “в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания”. Тем самым в функции суда будет входить совершенно новая деятельность: рассмотрение жалоб осужденных и иных лиц, не согласных с решениями, действиями администрации учреждений, исполняющих наказания. Возможно, такие жалобы будут рассматривать суды по месту нахождения органов, исполняющих наказания. Кроме того, возможно, что суды будут рассматривать и жалобы лиц на действия администрации следственных изоляторов, хотя эти лица не являются осужденными, но тем не менее находятся в местах, изолированных от общества. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда будут установлены федеральным конституционным законом об общих судах в РФ, проект которого разрабатывается.
Федеральный конституционный закон о судебной системе предполагает функционирование военных судов, окончательно закрепляя их новое название, отказавшись от ранее имевшегося - военные трибуналы. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов, что является их отличительной чертой. Важным в законе является то, что на суды возложено осуществление судебной власти. Осуществление судебной власти в воинских формированиях должно поднять на более высокий уровень защиту прав и свобод лиц, являющихся военнослужащими, и других граждан, несущих службу, работающих в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Численность военных судов может зависеть от количества военнослужащих, находящихся в том или ином воинском формировании.
Военные суды рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, а также в качестве суда второй инстанции. Кроме того, военным судам предоставлено право рассматривать дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Вышестоящие военные суды, таким образом, осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих военных судов.
В настоящее время готовится проект Закона о военных судах в РФ.
Исходя из положений Конституции РФ, арбитражные суды - одна из ветвей судебной власти. В системе арбитражных судов главенствующая роль принадлежит Высшему Арбитражному Суду РФ. Высший Арбитражный Суд РФ, аналогично Верховному Суду РФ, рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший арбитражный суд рассматривает дела об экономических спорах. Это преимущественно гражданские дела, то есть одна из категорий дел, предусмотренных Конституцией РФ.
Высший арбитражный суд осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов, причем в строго установленных процессуальных формах, в порядке надзора, и в порядке производства по вновь открывшимся обстоятельствам дела. Высший Арбитражный Суд РФ может отменить решение нижестоящего арбитражного суда.
Высший Арбитражный Суд может слушать дела в качестве суда первой инстанции, при этом привлекая для отправления правосудия арбитражных заседателей. Арбитражные заседатели предусмотрены законом о судебной системе.
Высший арбитражный суд дает разъяснения по вопросам судебной практики, занимается законодательным обеспечением деятельности арбитражных судов.
Федеральный арбитражный суд округа - новое формирование в системе арбитражных судов. Следует отметить, что аналогичного формирования нет в системе судов общей юрисдикции. Суть этого нововведения заключается в несовпадении его юрисдикции с пределами административно-территориального образования. Это особенно важно в деле укрепления независимости судебных органов. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъекта Российской Федерации.
Другой особенностью федерального арбитражного суда округа является то, что он не выступает в качестве суда первой инстанции, а только рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Полномочия, порядок образования всех арбитражных судов определены федеральным конституционным Законом “Об арбитражных судах в Российской Федерации” от 28 апреля 1995 г.
Основное звено в системе арбитражных судов - арбитражный суд субъекта РФ. Арбитражными федеральными судами округов являются арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Отличительной особенностью арбитражных судов является то, что они одновременно рассматривают дела по первой инстанции, и выступают в качестве суда апелляционной инстанции. Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Специализированные федеральные суды - новое звено в судебной системе РФ, ранее неизвестное в стране. Следует отметить, что специализированные суды - это не чрезвычайные суды, и их создание не предусмотрено какими-либо чрезвычайными обстоятельствами. Однако законодатель счел возможным создание именно специализированных федеральных судов. Создание этих судов не должно каким-либо образом нарушить единство судебной системы. Формирование этих судов направлено на повышение качества рассмотрения дел, специализацию судей. Специализация необходима, так как возрастает количество дел одной категории, например, земельных, жилищных, связанных с защитой прав потребителей. Причем, создание специализированных судов не будет совпадать с административно-территориальным делением, и создание таких судов направлено на судебную защиту прав граждан при специфических отношениях (жилищных, земельных и т.д.). Специализированные суды будут, как правило, судами первой инстанции, то есть будут рассматривать по существу те или иные дела. При этом специализированные суды будут рассматривать только гражданские и административные дела, что и будет предопределять категории дел, которые вправе рассмотреть специализированный суд В качестве народных заседателей в специализированных судах, возможно, будут выступать специалисты в той или иной области, что также в конечном счете повлияет на повышение качества рассмотрения дел специализированными судами. Проект закона о специализированных судах разрабатывается.
Мировой судья - это также новый институт, вводимый настоящим законом. Мировой судья - это судья, рассматривающий дела небольшой сложности - уголовные, административные, гражданские. Мировой судья, таким образом, выступает как судья суда первой инстанции. Предполагается, что мировой судья будет избираться населением, и будет отправлять правосудие в течение определенного периода времени, то есть мировой судья будет сменяем. Мировые судьи будут в наибольшей степени приближены в населению.
Жалобы на решения, принимаемые мировым судьей, будет рассматривать районный суд.
Представляется, что некоторые дела мировой судья будет заканчивать примирением сторон, отсюда и название мировой судья, “пошли на мировую”.
Наиболее существенным нововведением Закона о судебной системе, изложенным в “Заключительных положениях”, представляется решение спорного вопроса о порядке организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Как известно, согласно действующему законодательству обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется аппаратами этих судов, в которых создаются соответствующие планово-экономические и хозяйственные подразделения. Обеспечение деятельности федеральных арбитражных судов также осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ. Этот порядок сохраняется в отношении указанных судов установлениями Закона о судебной системе РФ.
Иначе обстоит дело с организационным и ресурсным обеспечением федеральных судов общей юрисдикции. По предложению Совета судей Российской Федерации эти функции ныне возлагаются на специально для этой цели создаваемую управленческую структуру при Верховном Суде РФ - Судебный департамент.
Судебный департамент при Верховном Суде РФ, как исполнительный аппарат судебной власти, призван специализировать организационное обеспечение деятельности судов, поднять его профессиональный уровень, освободить судей от выполнения множества организационных операций и тем самым способствовать укреплению самостоятельности судей, повышению престижа судебной власти. Одной из основных функций Судебного департамента и входящих в его систему органов при судах субъектов федерации явится организационное обеспечение всех судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставление в их распоряжение необходимых ресурсов. Руководство этой структурой будет формироваться Верховным судом РФ и Советом судей, подчиняться им в своей деятельности и отчитываться перед ними о проделанной работе. Закон о судебной системе устанавливает, что руководитель Судебного департамента при Верховного Суде РФ назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей Российской Федерации.
Работники Судебного департамента при Верховном Суде РФ будут являться государственными служащими, им будут присваиваться классные чины и другие специальные звания. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.
Впервые в законе о судебной системе предусмотрено введение аппарата суда. Аппарат суда следует рассматривать как структурное подразделение суда. Аппарат суда должен способствовать выполнению судом функций по отправлению правосудия, не вмешиваясь в эту деятельность. Сотрудники аппарата суда подчиняются председателю суда. Указания председателя суда для работников аппарата суда являются обязательными, и подлежат неуклонному выполнению.
К работникам аппарата суда предъявляются требования соответственно как к государственным служащим. На них, как на государственных служащих, распространяются положения Закона “Об основаниях государственной службы Российской Федерации” от 31 июля 1991 г., Положения о Федеральной государственной службе от 22 декабря 1993 г. Работникам аппарата суда присваиваются классные чины и другие звания. Аппарат суда может быть и в военных судах, поэтому работникам аппарата военных судов могут присваиваться военные звания.
Сотрудники аппарата суда не могут привлекаться в качестве народных заседателей, так как они не могут участвовать в отправлении правосудия.
Для успешного функционирования суда требуется надлежащее финансирование судов. Финансирование должно обеспечивать возможность полного и независимого правосудия. Требования полного и всестороннего осуществления правосудия предполагает бесперебойное финансирование судов, независимое от местных органов власти. Поэтому предусмотрено финансирование судов из федерального бюджета.
Требование о финансировании судов находится в соответствии с основными принципами независимости судебных органов, согласно которым каждое государство обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.
Символами государственной власти выступают в судах Государственный флаг и изображение Государственного герба. Государственный флаг может устанавливаться как на здании суда, так и в залах судебных заседаний. Флаг субъекта Федерации также может располагаться на здании и в залах судебных заседаний.
При осуществлении правосудия судьи могут быть в мантиях, что должно символизировать их незаинтересованность, беспристрастность в рассмотрении дела. Отличительным знаком своей должности судей могут быть таблички в залах судебных заседаний с указанием фамилии судьи.
Настоящий Закон вступил в силу с 1 января 1997 г., за некоторыми исключениями.
|
|