Суд и правоохранительные органы
|
Судебные приставы в РоссииНа вопросы журнала "Правозащитник" отвечает
Главный судебный пристав Российской Федерации
Борис КОНДРАШОВ
- Чем обусловлено введение в нашей стране института судебных приставов?
- Причин для введения в нашей стране института судебных приставов много. Есть и объективные, есть и субъективные. Перечислю основные.
Во-первых, в нашей стране до применения Федеральных законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" отсутствовала четкая (специальная) законодательная база, устанавливавшая действия и статус судебных исполнителей. Соответствующие положения об этом регламентировались в нормах гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства, а также в ряде ведомственных нормативных актов Министерства юстиции, которые зачастую противоречили друг другу.
Во-вторых, судебные исполнители, большинство из которых составляли женщины, были лишены реальной силовой поддержки при проведении ими исполнительных действий. Они имели право воспользоваться помощью органов внутренних дел, но это право оставалось в большинстве случаев лишь на бумаге, так как у сотрудников милиции и своих дел по горло. В результате имелись случаи, когда должники просто-напросто не пускали судебных приставов на порог. Впрочем, подобное встречается и сегодня.
В-третьих, действующие нормы исполнительного производства существенно устарели и уже не отвечают современным требованиям развивающейся рыночной экономики. Отсутствие четкой регламентации в деятельности судебного исполнителя нередко приводило к тому, что он в своей работе ограничивался чисто формальными действиями, не проявляя никакой инициативы для реального исполнения решения суда.
В-четвертых, опыт последних лет показал, что проводимая в нашей стране правовая реформа, и судебная реформа в частности, невозможна без поиска новых форм и методов ведения судебного и исполнительного производства.
Конечно же, перечисленные причины оказывали свое негативное воздействие на уровень исполнительного производства, и как следствие - в нашей стране из года в год реально исполнялось лишь 25-30 процентов судебных решений. Такое положение никого не устраивало. Назрела необходимость каких-то радикальных мер. Было принято решение создать институт судебных приставов.
- Как вписывается институт судебных приставов в нашу правовую действительность?
- Если судить по тому количеству исполнительных документов, которые поступают в службу судебных приставов, "институт вписался в действительность" вполне успешно. Сегодня через подразделения судебных приставов граждане России получают заработную плату, алименты, пенсии, пособия. Служба судебных приставов превратилась в своего рода службу спасения, которая обязана выполнить фактически любое решение суда, а решения эти самые разнообразные - восстановить на работу, уволить с работы, выселить из квартиры или заселить в нее, ликвидировать предприятие или восстановить его, выдать справку, пособие или материальную помощь и т. д. Зачастую судебный пристав даже представления не имеет, как ему исполнить то или иное решение суда. Например, как взыскателю заполнить трудовую книжку, если частное предприятие давно ликвидировано, а его хозяева живут в другом государстве. Вот и получается, что судьи у нас хорошие - они удовлетворили справедливые претензии взыскателя, а судебные приставы плохие, потому что они выносят постановления о невозможности исполнения судебного решения.
Есть и правовые проблемы в деятельности института судебных приставов. Для того чтобы решить эти проблемы, должны быть внесены изменения и дополнения по крайней мере в полтора десятка законодательных актов. Так, например, в Законе "О банках и банковской деятельности" институт судебных приставов не упомянут, и некоторые руководители банков пытаются препятствовать деятельности судебных приставов по наложению ареста на банковские счета должников. Приходится разъяснять руководителям банков положения Федеральных законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве", согласно которым судебные приставы имеют право на арест и изъятие денежных средств должника, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организаций.
Кроме внесения поправок в законодательные акты, Закон "О судебных приставах" предусматривает разработку необходимых нормативных правовых актов, в том числе постановлений Правительства Российской Федерации, приказов и указаний министра юстиции и Главного судебного пристава Российской Федерации. Значительная часть нормативных актов уже принята, а остальные проходят этап согласования и доработки.
- Чем специфика работы судебных приставов в нашей стране отличается от мировой практики?
- В мире существуют разные варианты решения проблемы исполнения судебных решений. Так, например, в европейских странах судебному приставу или лицу, его заменяющему, обычно выдается лицензия на право заниматься подобной деятельностью. Получив лицензию, частный пристав самостоятельно решает все проблемы, возникающие при исполнении судебных решений, причем нередко на грани дозволенного. Соответственно клиент должен расплатиться с частным приставом. Пристав же обязан купить у государства лицензию и уплатить налоги. Думаю, понятно, чем отличается наш судебный пристав, состоящий на государственной службе, от частного пристава в других странах.
В Великобритании используется смешанный принцип. Судебные приставы, именуемые "бейлисами", состоят на государственной службе, но если они не справляются со своими обязанностями, то привлекаются частные приставы. В Соединенных Штатах Америки исполнением судебных решений занимаются государственные служащие, входящие в службу так называемых маршалов. Американский вариант исполнения судебных решений достаточно близок к российскому, но в США маршалы выполняют много таких функций, которыми российские приставы не наделены. Так, например, маршалы для обеспечения безопасности свидетелей вправе выдавать им новые документы и содействовать в проведении им пластических операций по изменению их внешности, они также занимаются транспортировкой ядерных боеприпасов, участвуют в операциях Интерпола. И что, пожалуй, наиболее важно - маршалы в США обладают огромными материальными средствами, позволяющими им решать любые возникающие перед ними проблемы вплоть до закупки собственных самолетов и создания военизированных формирований, способных в кратчайшие сроки переместиться в любую точку Америки. К сожалению, наши приставы такой материальной базой не располагают, а следовательно, и возможности их значительно скромнее.
- Как изменилось положение в судах в связи с введением института судебных приставов?
- Поскольку судебные исполнители изначально входили в штат судов, то вполне понятно, что между судебными приставами и судами сохранились достаточно тесные отношения. Однако отношения эти во многом зависят от людей. Там, где председатели судов, судьи понимают необходимость тесного взаимодействия со службой судебных приставов, отношения сохраняются нормальные. Суды и приставы помогают друг другу. Так, судьи проводят с судебными приставами занятия, оказывают им помощь в обработке и отправке почтовой корреспонденции, готовят помещения к приему приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обязанных обеспечить безопасность судей. Однако имеются и другие примеры взаимоотношений судей и судебных приставов, когда последних пытаются выселить из помещений судов, хотя эти помещения находятся на балансе Минюста России, то есть формально принадлежат не судьям, а судебным приставам. Но мы надеемся, что этот болезненный процесс будет преодолен с наименьшими потерями и для судов, и для судебных приставов. Иначе и быть не может, так как без судебных приставов ни одно решение суда не будет исполнено и сама деятельность судей потеряет свой смысл.
- Каковы полномочия судебных приставов?
- Полномочия судебных приставов установлены в Федеральных законах "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". Полномочия эти достаточно обширны, и перечисление их займет много места. Если кратко, то судебные приставы делятся на две группы. Первая группа - это судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обязанные обеспечить безопасность судей, свидетелей и участников судебного процесса, охранять помещения судов и поддерживать в них порядок, осуществлять привод уклоняющихся от явки в суд лиц, участвовать в исполнительных действиях. Вторая группа - это приставы-исполнители, которые обязаны предпринимать необходимые меры, чтобы решение суда было исполнено. В настоящее время созданы подразделения судебных приставов, в состав которых входят только приставы-исполнители. Первая же категория приставов согласно Закону "О судебных приставах" должна появиться в судах с 1 января 1999 года.
- Каков механизм реализации судебными приставами своих полномочий? Как работает этот механизм?
- Поскольку в Департамент судебных приставов Минюста России больше всего вопросов поступает в отношении исполнения своих обязанностей судебными приставами-исполнителями, остановлюсь на реализации их полномочий. В целях своевременного и надлежащего исполнения судебным приставом своих обязанностей он наделен правами: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с Законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах во вкладах или на хранении в банках или в иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанности по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением этих расходов на счет должника; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка и др.
- В отношении кого судебные приставы могут возбудить исполнительное производство? В каких случаях они обязаны это делать?
- Во всех случаях, если не истек срок предъявления исполнительного документа, оформленного в соответствии с требованиями Закона, судебный пристав обязан принять этот исполнительный документ от суда или от взыскателя и возбудить исполнительное производство.
Судебный пристав имеет право возбудить исполнительное производство только в отношении тех лиц, которые указаны в исполнительном документе. Кстати, по этому поводу поступает очень много жалоб. Нередко фирма-должник производит реорганизацию или признает себя банкротом, передав предварительно все свое имущество правопреемнику. Взыскать задолженность в таких случаях довольно сложно, поскольку судебный пристав имеет право обратить взыскание только на имущество той организации, на которую по Закону возложена ответственность по обязательствам должника-организации. При ликвидации предприятия судебный пристав обязан сдать исполнительные документы в ликвидационную комиссию. В большинстве же случаев взыскатель должен начинать новое судебное разбирательство и доказывать свои имущественные претензии к предприятию-преемнику. Вины судебных приставов здесь нет, но недовольство свое взыскатели обычно высказывают именно приставам и их начальникам.
- Каковы источники финансирования деятельности судебных приставов?
- Поскольку судебные приставы являются государственными служащими, финансируются они из государственного бюджета. Другой вопрос, как они финансируются? Фиксированная зарплата судебного пристава все еще остается на уровне 200-300 рублей (интервью готовилось в сентябре 1998 года). Судебные приставы лишены полагавшихся им ранее надбавок за продовольственный паек, льгот по коммунальным платежам, квартплате и на пользование телефоном. Все эти потери предполагалось компенсировать за счет повышения должностных окладов судебных приставов с 1 марта 1998 года, но срок этот Указом Президента Российской Федерации перенесен на 1 октября 1998 года.
Финансирование службы судебных приставов Минфином России тоже оставляет желать лучшего. Средства, предусмотренные бюджетом, в полном объеме не выделяются. Из 441,2 млн руб., запланированных бюджетом на развитие службы, до сих пор не выделено ни копейки.
Одним из источников финансирования службы судебных приставов является исполнительный сбор, который взыскивается с должников при принудительном исполнении судебных актов. Судебный пристав, реально исполнивший судебное решение, должен получить причитающееся ему вознаграждение. Однако на практике нередки случаи, когда судебный пристав этого вознаграждения не получает.
- Какие положения в Законе "О судебных приставах", на Ваш взгляд, нуждаются в дополнительной регламентации?
- В Законах "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" есть много вопросов, которые требуют уточнения и дополнения. В настоящее время в Департаменте судебных приставов подготовлены предложения по внесению изменений в эти законодательные акты, но повседневная практика выявляет все новые и новые вопросы, которые требуют своего разъяснения. Поэтому утверждать, что все погрешности законодательства об исполнительном производстве мы уже изучили и учли, было бы неправильным. Ведь жизнь не стоит на месте. Так, например, ни Главный судебный пристав Российской Федерации, ни его заместитель не вправе влиять на исполнительное производство нижестоящих приставов. Они не могут также поручить выполнение функций кому-либо из сотрудников Департамента судебных приставов. Каким бы важным с точки зрения государственных интересов ни являлось судебное решение, исполнить его может только рядовой судебный пристав, а отменить решение может только суд, даже если при принятии решения были допущены нарушения или ошибки.
Можно привести и другие примеры, требующие внесения в Закон изменения или поправки. Так, при принудительном исполнении с должника взыскивается исполнительный сбор в размере 7 процентов от взыскиваемой суммы. 30 процентов от исполнительного сбора перечисляется в государственный бюджет, а 5 процентов от всей взыскиваемой суммы выплачивается в качестве вознаграждения судебному приставу-исполнителю. Если суммировать все цифры, то получается, что, взыскав 7 процентов исполнительского сбора, служба судебных приставов должна выплатить государству и приставу 7,1 процента плюс к этому оплатить расходы по исполнительному производству. Явный нонсенс.
- Чьи интересы призван защищать Закон "О судебных приставах"?
- Закон "О судебных приставах" призван защищать интересы людей и организаций, ищущих защиты в суде. Как я уже говорил, судебные приставы исполняют самые разнообразные решения судов. К сожалению, приходится констатировать, что с точки зрения социальной справедливости эти решения не всегда выглядят правомерными. Например, какое решение прежде всего должен исполнить судебный пристав: взыскать деньги в пользу крупного банка или в пользу кормящей матери? Если два этих взыскания не связаны между собой, то есть должники у них разные, тогда оба взыскателя пользуются равными правами. Но если претензии предъявляются к одному и тому же должнику со стороны разных граждан и организаций, то в первую очередь денежные средства взыскиваются в счет погашения заработной платы, выплаты алиментов, пособий по потере трудоспособности, затем следуют выплаты в государственные фонды, например в пенсионный фонд, и только в последнюю очередь в пользу частных фирм и предприятий. Этот порядок выполняется.
- Как и кем осуществляется контроль за деятельностью судебных приставов?
- Контроль за деятельностью судебных приставов возложен на должностных лиц Службы судебных приставов: на Главного судебного пристава Российской Федерации, на Главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, возглавляющих соответствующие службы, на старших судебных приставов, осуществляющих руководство подчиненными им подразделениями. Контроль ведется разными путями, в том числе в ходе изучения документов и материалов, поступающих в Службы судебных приставов субъектов Федерации и непосредственно в Минюст России, во время выезда в плановые командировки, а также в ходе проверки на местах конкретных жалоб и заявлений.
К сожалению, должен признать, что жалоб на работу судебных приставов пока что больше, чем благодарностей, хотя и благодарственные письма тоже поступают.
На что жалуются наши респонденты? Чаще всего на длительное невыполнение судебного решения. С одной стороны, несоблюдение сроков исполнения судебных решений объясняется колоссальной нагрузкой наших сотрудников, которая возросла за последние четыре года почти в три раза, а с другой - исполнение судебных решений затягивается из-за общего кризиса неплатежей. У большинства должников просто-напросто нет денег для погашения долгов. Поэтому судебные приставы вынуждены налагать арест на их имущество и торговать лесом, стеклом, углем и т. п. Вернее, сами они не торгуют, а лишь реализуют продукцию через специализированные организации, но отвечать за реализацию продукции перед взыскателем приходится только судебным приставам.
- От каких факторов зависит эффективность работы судебных приставов?
- Эффективность работы судебных приставов зависит, на мой взгляд, от тех же факторов, что и работников многих других сфер. Первый фактор - это служебная нагрузка. По нормам Минтруда для исполнения одного судебного решения судебному приставу в среднем требуется 31 час рабочего времени, что при 8 часовом рабочем дне составляет примерно четыре дня. Следовательно, в месяц за 22-24 рабочих дня судебный пристав качественно и эффективно может исполнить 5-6 судебных решений. Реально же средняя по стране нагрузка 160 дел в месяц, а в некоторых регионах нагрузка достигает до 500 исполнительных документов в месяц. Вполне понятно, что без увеличения численности судебных приставов существенно повысить уровень исполнительного производства невозможно.
Второй фактор - это оснащенность подразделений судебных приставов. Сегодня в некоторых подразделениях нет не только персональных компьютеров, но даже простых конвертов для отправки почтовой корреспонденции. В Минюсте России и в органах юстиции субъектов Российской Федерации принимаются все имеющиеся в их распоряжении меры для того, чтобы обеспечить людям приемлемые условия работы. Так, например, Минюстом России закуплены мини-типографии, чтобы на местах судебные приставы не занимали время на печатание на пишущих машинках многочисленных постановлений, заявок и запросов. Простейшие расчеты показали, что всю эту работу выгоднее делать им самим на собственной полиграфической базе, чем каждый раз заказывать эту продукцию где-то на стороне.
Третий фактор - это люди. После принятия закона "О судебных приставах" люди поверили в перспективу. Практически теми же силами и с тем же запасом материальных средств они сумели за первое полугодие 1998 года исполнить на 20 процентов больше исполнительных документов, чем за аналогичный период прошлого года. Однако тот факт, что территориальные подразделения судебных приставов сокращены на 20 процентов, несомненно, оказывает негативные последствия на настроения людей. Если сейчас не продумать конкретные меры по развитию и становлению этой службы, в частности увеличение ее численности, что, кстати, предусмотрено Законом, последствия могут оказаться крайне тяжелыми для всей системы исполнительного производства.
- Что нового в полномочиях судебных приставов?
- Первое отличие судебного пристава от судебного исполнителя состоит прежде всего в том, что функции и права судебного пристава установлены в Законах "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве".
Второе отличие заключается в том, что судебный пристав подчинен не судье, как раньше, а старшему судебному приставу. Раньше работники одного и того же суда и выносили решение, и сами его исполняли. Нередко недовольные взыскатели и должники заявляли о том, что судья и исполнитель действуют заодно, нарушают закон. Теперь основа для таких заявлений ликвидирована.
Третье отличие в том, что в подразделениях судебных приставов Законом введена совершенно новая должность пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, иногда их еще называют приставами-охранниками. Эти приставы имеют право на владение огнестрельным оружием. Они также оказывают помощь судебным приставам-исполнителям при совершении ими исполнительных действий. Есть и другие отличия.
- Имеется ли какой-то положительный опыт в реализации этого Закона, который Вы хотели бы отметить?
- Положительный опыт, конечно же, имеется. Поскольку на сегодняшний момент главная задача службы судебных приставов заключается в исполнении судебных решений, то и оцениваем мы итоги работы служб судебных приставов субъектов Российской Федерации прежде всего по тому, сколько исполнительных документов поступило, сколько исполнительных производств возбуждено, сколько завершено. За прошедшие полгода наибольшее количество исполнительных документов принято к исполнению подразделениями судебных приставов Свердловской области - 465 565 шт., Приморского края - 373 926 шт., Ярославской области - 299 684 шт., Красноярского края - 289 071 шт., Пермской области - 284 004 шт. и Ленинградской области - 249 471 документ. За прошедшие полгода судебными приставами и исполнителями проведена работа по 7 млн 268 тыс. исполнительных документов. Это на 1 млн 41 тыс. или на 14,3 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Хочу отметить, что если в 1997 году реально исполненных документов за первое полугодие было 2 368 488 шт., что составляло 39,6 процента от общего количества отработанных документов, то за 6 месяцев этого года общее число реально исполненных документов достигло 3 474 821 шт., или 47,8 процента, то есть на 8,2 процента больше, чем в прошлом году. Хороших результатов по реальному исполнению судебных решений добились судебные приставы Калужской области - 74 процента, Рязанской области - 73 процента, Кировской области - 70 процентов. Вот на эти показатели мы и будем равняться в своей дальнейшей работе.
Интервью взяла Ирина Смирнова.
|
|