Суд и правоохранительные органы
|
Организация деятельности органов внутренних дел в сфере потребительского рынкаОсуществляемые в России преобразования повсеместно породили понижение уровня жизни самых широких слоев населения, безработицу и иные негативные процессы в экономике и социальной сфере. Большая часть граждан занялась поисками новых законных форм приложения своего труда и извлечения доходов, что, в свою очередь, привело к всплеску различного рода экономических правонарушений. Широкое распространение получили хищения, мошенничество, коммерческий подкуп, нарушения правил осуществления торговой деятельности, обман потребителей, занятия запрещенными видами трудовой деятельности, уклонения от подачи налоговых деклараций и уплаты налогов.
Перечисленные правонарушения приобрели столь массовый характер, что оказывают существенное влияние на развитие криминогенной обстановки и в определенной мере представляют реальную угрозу проводимым реформам.
В этих условиях реализация требований Конституции Российской Федерации по защите законных интересов граждан, выражающихся в обеспечении товарами должного качества по обоснованным ценам, выдвинулась в число приоритетных задач милиции.
Происходящий в нашем обществе переход от административно-командного управления экономикой к рыночным отношениям по-новому и с особой остротой ставит перед аппаратами БЭП проблему борьбы с преступностью в сфере товарного обращения, т.е. прежде всего на объектах потребительского рынка.
В связи с этим, в соответствии с приказами МВД РФ № 180, 416 за 1997 г., УВД по Нижегородской области № 571 за 1997 г. в структуре милиции общественной безопасности создан и осуществляет оперативно-розыскную деятельность межрайонный отдел милиции по борьбе с правонарушениями и преступлениями на потребительском рынке при областном УВД. В функции отдела также входят координация и организация деятельности служб и подразделений МОБ в выявлении и пресечении правонарушений на потребительском рынке.
Кроме того, в целях обеспечения государственного контроля за оборотом алкогольной продукции на территории г. Н. Новгорода и области во исполнение постановления Администрации Нижегородской области № 99 от 20.04.98 приказом начальника областного УВД № 292 от 06.05.98 создан самостоятельный межрайонный отдел милиции на потребительском рынке по борьбе с правонарушениями, связанными с незаконным оборотом алкогольной продукции.
Личный состав органов внутренних дел ориентирован на предупреждение и пресечение преступлений на ранней стадии, на активное применение законодательных норм об уголовной и административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка, обеспечение принципа неотвратимости наказания за совершение преступлений, посягающих на законные права и интересы как граждан-потребителей, так и государства.
В связи с изменением административного и уголовного законодательства, переходом ряда составов преступлений экономической направленности из компетенции криминальной милиции в компетенцию милиции общественной безопасности, принимаются меры по повышению профессионального мастерства сотрудников милиции общественной безопасности в выявлении и документировании противоправных деяний на потребительском рынке.
Особое место в числе мероприятий по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке занимают регулярно проводимые целевые комплексные оперативно-профилактические операции "Акциз", "Коммерсант", "Винодел", "Суррогат".
II. Основными направлениями деятельности подразделений МОБ по выявлению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка являются:
обеспечение государственного контроля за оборотом алкогольной продукции;
борьба с незаконным предпринимательством и незаконным использованием товарного знака;
борьба с мошенничеством;
защита прав потребителей от недоброкачественной продукции;
выявление и пресечение административных правонарушений в области торговли;
мероприятия, направленные на реализацию межведомственного плана по пополнению доходной части федерального бюджета;
взаимодействие с контролирующими организациями.
Анализ криминогенной ситуации в сфере оборота алкогольной продукции свидетельствует о том, что значительная часть совершаемых сделок с алкогольной продукцией происходит с нарушением законодательства. Реализуемая алкогольная продукция часто не соответствует требованиям ГОСТа.
Не случайно 30.04.97 г. Президент РФ подписал Указ № 442 "О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции", который и определил приоритетные направления работы аппаратов БЭП УВД
Нижегородской области по обеспечению государственного контроля за оборотом алкогольной продукции:
а) выявление и пресечение деятельности подпольных цехов по изготовлению фальсифицированной алкогольной продукции;
б) проведение массовых проверок торговых точек, осуществляющих оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции и изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте.
С этой целью силами сотрудников милиции осуществляется контроль за оборотом алкогольной продукции, пресекается ее незаконное перемещение без документов, подтверждающих легальность производства и оборота. Обеспечивается своевременное выявление и пресечение деятельности предприятий, организаций и коммерческих структур, занимающихся незаконным производством и оптовой реализацией алкогольной продукции и этилового спирта, а также установление и пресечение каналов поступления спирта подпольным производителям алкогольной продукции.
Изъятая и конфискованная в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях алкогольная продукция до рассмотрения дела об административных правонарушениях должна находиться на сохранности в специально определенных для этого местах.
Решение об использовании алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота, принимается комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления.
При выявлении фактов нарушения правил продажи алкогольной продукции к виновным лицам применяются меры, предусмотренные уголовным и административным законодательством и направляются представления в соответствующие инстанции для решения вопроса о приостановлении или аннулировании выданных лицензий на право торговли.
В работе по изъятию алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, сотрудники органов внутренних дел руководствуются Постановлением Правительства РФ № 1056 от 20.08.97, постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области № 237 от 30.09.97 "О мерах по защите прав потребителей от недоброкачественной алкогольной продукции". Постановлением Администрации Нижегородской области № 269 от 15.09.97 решение о конфискации алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота на основании вышеуказанного Постановления Правительства и КоАП РСФСР принимает судья; в) пресечение ввоза на территорию Нижегородской области алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте.
С развитием рыночных отношений в экономике стали появляться новые формы преступных посягательств, борьба с которыми представляет для правоохранительных органов определенную трудность. Одно из них – незаконное предпринимательство – получает все более широкое распространение.
Основным принципом рыночной экономики является свобода предпринимательской деятельности. В соответствии с ним участники хозяйственного оборота самостоятельно заключают договоры, определяют их условия, устанавливают цены на произведенную продукцию.
Вместе с тем, как показывает опыт, нормальная деятельность предпринимателей невозможна без установленных правил ведения предпринимательской деятельности. Если не соблюдать эти правила, которые включают определенные запреты и ограничения, то интересам самих предпринимателей, гражданам и организациям может быть причинен большой ущерб.
Таким образом, устанавливая определенные требования и ограничения в сфере предпринимательской деятельности, государство тем самым обеспечивает контроль за деятельностью предпринимателей, не нарушая при этом гарантированных Конституцией прав и свобод и не вмешиваясь в их частные дела. В широком смысле незаконное предпринимательство это ведение предпринимательской деятельности с нарушением установленных законом или иными правовыми актами правил, запретов и ограничений.
В условиях широкого распространения незаконного оборота алкогольной продукции основные усилия работников милиции сконцентрировались на выявлении и пресечении незаконного предпринимательства в этой сфере: ликвидируются подпольные цеха по изготовлению алкогольной продукции, изымаются из производства и реализации фальсифицированные винно-водочные изделия.
Вопросы обеспечения населения страны качественными продуктами питания в настоящее время превратились из ведомственной в острую общегосударственную социально-экономическую проблему.
Общественная значимость вопроса защиты рынка от поступления некачественной продукции росла по мере увеличения доли импортных товаров в структуре розничного товарооборота.
Давно прошли те времена, когда импортная продукция ассоциировалась с высоким качеством. Многие товары зарубежного производства не соответствуют российским стандартам качества, санитарным нормам и медико-биологическим требованиям, зачастую представляют серьезную опасность для жизни и здоровья людей.
Контролирующими органами выявляются многочисленные факты ввоза и реализации импортных фальсифицированных товаров, произведенных с нарушениями технологии, подменой дорогого сырья на более дешевое. Чаще других фальсифицируются алкогольные напитки, не отвечающие требованиям безопасности по содержанию метилового спирта, сивушных масел, альдегидов.
Вместе с тем практика показывает, что наибольшую опасность для жизни и здоровья потребителей представляет продукция мелких кустарных производств. В них, как правило, используются технические и синтетические спирты. Использование преступниками этикеток и укупорки известных или действующих в данной местности ликеро-водочных заводов, мелкие партии произведенной продукции, удобные для транспортировки личным транспортом, позволяют им длительное время скрывать свои производства и более безопасно сбывать готовую продукцию.
В числе противоправных деяний в сфере экономики выделяются так называемые административные правонарушения на потребительском рынке, значительная часть которых связана с нарушениями правил торговли (ст.146, 148, 150 КоАП РСФСР). Во-первых, они особенно распространены и одновременно наиболее латентны. Во-вторых, позволяют извлекать значительную неконтролируемую прибыль.
Органы внутренних дел занимают особое место в системе субъектов борьбы с правонарушениями на потребительском рынке в силу того, что представляют собой наиболее многочисленные и технически оснащенные государственные учреждения исполнительной власти, наделенные в значительной степени универсальными специальными полномочиями по выявлению правонарушителей и принятию к ним мер, установленных законом.
Несмотря на то, что применительно к непосредственному рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере экономики их предметная компетенция невелика, сотрудники милиции в соответствии со ст. 10 Закона РСФСР "О милиции" фактически уполномочены "предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению"1. Они, в частности, могут составить по факту любого правонарушения протокол, принять меры по обеспечению производства по делу и затем передать материалы по подведомственности.
Для органов внутренних дел борьба с административными правонарушениями на потребительском рынке становится одним из важнейших направлений их оперативно-служебной деятельности – причем на стыке интересов милиции общественной безопасности и служб криминальной милиции.
Вопросы "предупреждения и пресечения административных правонарушений" отнесены к компетенции милиции общественной безопасности на основании ст. 9 Закона РСФСР "О милиции", ст.3 Положения о милиции общественной безопасности в Российской Федерации2. Вместе с тем, как показывает изучение практики, при выявлении нарушений в сфере торговли зачастую очень трудно разграничить совершаемые административные правонарушения и преступления, поскольку противоправные посягательства нередко носят многоэтапный и разнородный характер.
Именно поэтому в рассматриваемой области все службы милиции совместно с налоговой службой, СЭС, другими контролирующими ведомствами и организациями должны работать в тесном взаимодействии.
Таким образом, деятельность органов внутренних дел на потребительском рынке строится в соответствии с приказами МВД РФ и УВД по Нижегородской области, а также постановлениями Администрации, Законодательного собрания Нижегородской области. Она в первую очередь направлена на разработку, принятие и практическую реализацию комплекса мер правового, организационного, педагогического, морально-психологического характера, на профилактику, предотвращение и пресечение рассматриваемых правонарушений, включая обеспечение процессуального производства по данным делам, наказание виновных и исполнение наложенных взысканий.
|
|