Они настолько богаты, что гастроли для них давно уже не
способ зарабатывания денег, а образ жизни. Они поют
вместе уже более 35 лет, и на слова «Rock-n-roll forever» отвечают столь же бескомпромиссное «yes!». Их зовут «Deep Purple», и первому поколению, выросшему на «Speed King» и «Child In Time»,
уже перевалило за пятьдесят. В советские годы «Deep Purple», как и вся западная рок-музыка, были запрещены, так
что никто не смел и мечтать, что когда-нибудь легендарная группа отправится в
большой тур по городам России...
Нас пугали терактом, пьяной толпой и отсутствием обратного транспорта. Пытались
объяснить, что-де последней тысяче рублей, потраченной на билет, можно найти
куда как более разумное применение. Красноречиво обводя рукой стеллаж с видео-
и аудиозаписями, вопрошали взглядом: неужели вам мало этой музыки? Так и не
получилось объяснить, что если некоторые любители искусства, не удовлетворяясь
репродукциями «Бурлаков на Волге» и «Большевика», не упускают случая купить
дорогой билет и посмотреть любимые шедевры в подлиннике – например, во время
приезда столичных коллекций живописи в нижегородский художественный музей, - то
есть и любители искусства, которые по тем же самым причинам стараются послушать
любимую музыку «в подлиннике».
Живее всех живых
Многим казалось, что долгие годы существования ансамбля,
десятилетний перерыв в их творчестве (с 1974 по 1984 годы группа считалась
распавшейся навсегда), уход из коллектива солистов-хедлайнеров
Ричи Блэкмора и Джона
Лорда, превратили группу в призрак прошлого, что тур по городам России – просто
так называемый «чес» с целью «подзаработать деньжат». Как они ошибались!
Несмотря на то, что средний возраст музыкантов Purple
– пятьдесят с хвостиком, «старички» выдают такой драйв, что ни одна из
современных, то есть молодых, групп им в подметки не годится! И не надо думать,
что их популярность держится лишь за счет старых хитов, вроде «Smoke On The
Water» и «Highway Star»! Конечно, успех старых дисков остается вне
конкуренции, но тот же «Bananas», альбом, который
музыканты представляли в туре (вышедший год назад и снискавший славу «первого
альбома, который записан без Лорда»), получился ярким, насыщенным, и, что самое
главное, нехарактерным для их творчества в целом, что свидетельствует о
прогрессе в поисках новых горизонтов хард-рока. Забегая вперед, отметим, что
новые композиции ассоциируются скорее не с «глубоким пурпуром», но с
«королевским малиновым» - усложнилась форма, риффы
стали не столь прямолинейными, да и вокальные партии отчетливо тяготеют к арт-року.
Впрочем, обо всем по порядку.
Вначале был выходной
Легенды прилетели в Нижний за день до выступления, двадцать
четвертого октября. Запланированная пресс-конференция в аэропорту была отменена
«без объяснения причин», как выразился куратор тура - скорее всего, просто
из-за усталости музыкантов, работающим в весьма плотном графике ежедневных
концертов и перелетов. Однако гранды держались довольно бодро и с удовольствием
раздавали автографы поклонникам, специально приехавшим в аэропорт.
Сразу из аэропорта музыкантов отвезли в гостиницу, где они отсыпались после
перелета, а на вечер было запланировано посмотреть футбол по телевидению в
одном из нижегородских баров (в каком именно, держалось в секрете). К
сожалению, из-за плотного расписания увидеть город музыкантам не удалось. Из
бытовых подробностей проживания «Purple’ов» в Нижнем известно про
требования к наличию большого количества льда, дорогого вина и постой, но
качественной кухни. Однако рассказывали, что в одном из городов музыканты,
увидев из окна автомобиля знакомую эмблему «Макдональдса»,
в один голос заявили, что хотят поесть «нормальных гамбургеров и чизбургеров». Еще одной забавной подробностью стало желание
музыкантов попробовать местное пиво, для чего было куплено два ящика «Окского
бочкового».
Долгожданное новое, любимое старое
На предварительной пресс-конференции особо подчеркивалось,
что выступление великих музыкантов начнется ровно в девятнадцать ноль-ноль и ни
минутой позже, так как концерт такого уровня – это уже не совсем музыка, но
большой и серьезный бизнес. Однако даже его величество бизнес не сумел повлиять
на свободное, рок-н-ролльное отношение к времени и
всяческим срокам. Мы ждали ровно час (что, в общем-то, не рекорд для рок-концертов. «Парк Горького», например, ждали почти два
часа), радостно находя в тысячной толпе знакомые лица, потягивая пиво и слушая
«разогрев»: из динамиков раздавались родные для рокерских
сердец звуки «Led Zeppelin», «Kinks», «Whitesnake» и иже с
ними. Концерт объединил всех: творческую интеллигенцию, преуспевающих
бизнесменов, рокеров со стажем, прогрессивную молодежь. Наиболее сознательные
пришли с детьми…
* * *
Гилан, седой и кудрявый, загорелым ликом похожий на
преуспевающего буржуа, вышел босиком и в чем-то пляжно-белом (последнее
напомнило о роли Христа в известном мюзикле). Голову дедушки Гловера, одетого в цивильные брючки и какую-то нелепую
полосатую жилетку на голое тело, венчала поблескивающая серебряным люрексом бандана. Соло-гитарист,
правда, выглядел вполне по-рокерски, а что до клавишника с ударником, то их практически не было видно за
инструментами.
Программа выступления была составлена на сорок процентов из песен нового
альбома и на шестьдесят - из проверенных временем хитов. Предположительно
думалось, что «Deep Purple»
сначала отыграют песни из «Bananas», а затем перейдут
к классическим вещам. Но зазвучавшая третьей «Demon’s
eye» из альбома «Fireball»
(1971 год) стерла всякие грани между «старым» и «новым» творчеством, показав
единство purple’овских
песен на фоне времени. Их музыка, как хорошее вино, за тридцать пять лет
приобрела крепость, насыщенность, а слова куратора проекта о том, что «группа
находится в лучшей форме» полностью подтвердились во время концерта.
Печально памятный концерт в Москве, где знаменитый гилановский
фальцет откровенно срывался в «Child In Time», а
сопровождение казалось вялым и натужным, канул в прошлое. Ян Гилан – по прежнему «золотой голос» хард-рока. Дон Эйри оказался удивительно драйвовым
музыкантом (а играл он, в частности, на знаменитом «Хаммонде»
- более того, говорят, на «том самом»). Про великолепные, фирменные ударные можно
говорить только в превосходной степени – равно как и про виртуозную гловеровскую технику. Стив Морз,
заставил многих забыть о том, что когда-то на его месте был Блэкмор.
Словом, это был «Deep Purple»
образца 2004 года - все такой же мощный, укрепившийся в потоке времени,
сохранивший свое молодое хард-роковое лицо.
Из наиболее ярких моментов, которые возможно выделить из общего счастливого
безумия, пожалуй, запомнилось клавишное соло. После внушительного хорального
«зачина» на своем готическом «Хаммонде» Эйри, подобно заезжему виртуозу Крамеру,
начал компоновать встык разные популярные темы: лирическую тему из «Рапсодии на
тему Паганини», «Полюшко-поле», кусочек баховской
фуги (сыгранный лихо и невнятно), «Калинку-малинку» и – внимание – «Сормовскую лирическую». Сами понимаете, зал просто взвился,
и уверяю вас, подобных аплодисментов уже упомянутый Крамер
не срывал никогда в жизни. Исполнение «национальных» мелодий в городах
российского турне, впрочем, как выяснилось – специальная придумка. Известно,
что в Самаре была исполнена «Ой Самара-городок», а в Питере - «Что тебе снится,
крейсер Аврора».
Общее ощущение счастья и благоговения перед великими музыкантами витало над
залом. «Smoke On The Water» и прочие хиты зал пел
хором, а исполненная на бис «Lazy» стала достойным
завершением вечера. Рок – это больше, чем рок-н-ролл, и драйв здесь – не только
физический... Дворец Спорта, известный сравнительно опасными для здоровья
концертами «Короля И Шута» или «Арии», на этот раз походил на большой уютный
дом, где собрались единомышленники, и где исполнялись песни, известные многим с
юности (а кому и с детства). Что ни говори, а рок-н-ролл, несмотря на внешнюю
агрессивность ритма - музыка любви и гармонии. Перефразируя известное
высказывание, рок-н-ролл спасет мир!
Мария Пантелеева,
Андрей Февральских
«Нижегородские Новости»