Мир Граффити
|
Ирина Фельдман: Концепция Видео-Арт'а
ВИДЕОАРТ (англ. video
art), направление в изоискусстве последней трети 20
в., использующее возможности видеотехники. В отличие от собственно телевидения,
рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт
применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы в уникальных хэппенингах, а также производит экспериментальные фильмы в
духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных
выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы
"мозг в действии", - наглядный путь от художественной идеи к ее
воплощению. Главный основоположник видео-арта -
американец корейского происхождения Нам Чжун Пайк.
Искусство, использующее телевизионные технологии - видеоарт,
- как раз и возникло из протеста против засилья массовой культуры, высшим
воплощением которой считается телевещание. "Отцы" видеоарта
Нам Чжун Пайк и Вольф Фостель каждый по-своему
иронизировали над добропорядочными гражданами, усаживающимися каждый вечер
отдыхать перед телевизором. Вольф Фостель в 60-е годы
устраивал хэппенинги, на которых телевизоры
забрасывали кремовыми тортами, обвязывали колючей проволокой, торжественно
погребали и даже расстреливали из автоматов. Нам Чжун
Пайк, музыкант по образованию, поступал тоньше. Начав
с опытов "визуализации музыки", он перешел к созданию подобий живых
существ с головой, руками и туловищем из мониторов разных размеров и
соответствующими изображениями, называя их "Мама", "Папа",
"Ребенок", "Тетя", "Дядя" и т.п.
Знаменитой стала его серия видео-Будд. К примеру, загадочно улыбаясь, Будда
смотрит телевизор, в котором видит себя самого, снимаемого в этот момент
камерой, укрепленной напротив. Если зритель встанет позади Будды, то сможет
увидеть еще и себя (и сравнить с Буддой!). Саркастическая усмешка Будды,
сидящего перед старым телевизором с выбитым экраном, внутри которого горит
свеча, - пожалуй, самое известное произведение Пайка, ставшее символом эпохи.
В саркастический диалог с широковещательным телевидением вступали многие
известные художники. Йозеф Бойс закрывал экран телевизора
войлоком и надевал боксерские перчатки, демонстрируя свою готовность
противостоять телевизионному насилию. Вольф Кален превращал экран в зеркало,
желая побудить зрителя посмотреть на самого себя. Фостель
бетонировал телевизор, оставляя открытыми фрагменты экрана, на котором
показывал фильм "Солнце у тебя в голове", пародирующий телевизионные
шаблоны.
Возникнув в 60-е годы, когда еще даже не было видеокамер, видеоарт
считается молодым видом искусства. Как всегда, в начале он был уделом
одиночек-энтузиастов, но уже в конце 80-х стало ясно, что видео таит
неисчислимые возможности для обогащения выразительных средств искусства.
Немалую роль сыграли в этом работы Билла Виолы, создавшего целый мир
удивительных и завораживающих образов, в которых реальность и фантазия
переплетены так изощренно, что из них рождается некая "новая
реальность". Теперь уже всем понятно, что для двадцатого века имена видеохудожников Виолы и Пайка так же значимы, как для
девятнадцатого - имена Моне и Ван Гога.
В Москве есть только одна галерея, которая специализируется на видеоарте, - "TV-галерея". Но произведения видеохудожников выставляют и другие - XL или Spider&Mouse. В последние годы этот вид искусства
проложил дорогу и в музеи - его фрагментарно показывал отдел современного
искусства Царицынского музея. И наконец к нему
обратился крупнейший национальный музей. В первой половине марта большая
выставка видеоарта открыта в зале Третьяковской
галереи на Крымском Валу. Выставка называется "Видеоскульптура
из Германии" и представляет зрителям работы четырех поколений видеохудожников, жизнь и творчество которых так или иначе
связаны с Германией, включая живущих там корейца Нам Чжун
Пайка и австралийца Джеффри Шоу. Надо сказать, что
именно в Германии видеоарт как направление искусства
получил наиболее широкое развитие - здесь даже существуют высшие школы медийных искусств.
Движущаяся картинка видео обладает магической властью над эмоциями человека. И
этот факт становится объектом исследования художников. "Жри,
птичка, пока не подохнешь" - называется инсталляция Оденбаха,
в которой венецианские пейзажи приобретают зловещий апокалиптический
оттенок за счет оптического и акустического эффектов скоростной съемки
бесчисленных стай голубей, населяющих этот город. Эффект усиливают вмонтированные
кадры хичкоковских "Птиц". И вот уже пейзажи, знакомые всем хотя бы
по книгам и навевавшие приятные мечты, пробуждают ужас и желание больше никогда
их не видеть. Инго Гюнтер работой "Эшафот" предлагает
зрителю лечь на железную скамью, просунув голову в подобие гильотины. Перед
глазами его оказывается монитор, на котором с молниеносной быстротой мелькают
изображения, которых он не в силах даже рассмотреть, но чувствует себя
чрезвычайно беззащитным перед агрессивным потоком непонятной ему информации с экрана.
Придя домой, этот зритель уже вряд ли сможет
воспринимать свой телевизор как средство отдыха.
Аналогичный эффект может вызвать работа Анны Андерс "Стрелки
стреляют". Входя в помещение, зритель видит мониторы, с которых целятся
стрелки-арбалетчики. За спиной зрителя помещаются мониторы, на которых сняты
мишени с попадающими в них стрелами. Таким образом, он обнаруживает себя на
"линии огня", в абсолютно правдоподобной иллюзии летящих в него
стрел. Не спрятаться. Искусно размещенные акустические стереоустановки создают
полный эффект правдоподобия выстрела. Все как взаправду.
Маленького ребенка, который плачет над фильмом, бабушка обычно утешает, что
"это все происходит понарошку, это всего лишь
кино". Ни одному зрителю, побывавшему в инсталляции Андерс, еще не
удавалось "уговорить" себя, что это всего лишь кино. Видеоарт замечателен тем, что его можно не только
смотреть - в нем можно действовать. На выставке представлены инсталляции Джеффри Шоу, в которых за зрителем "следят"
фотоприемники. Каждое движение человека вызывает изменение изображения на
больших экранах перед ним. Таким образом, зритель сам творит свой фильм.
"Королевская дорога" Джеффри Шоу предлагает
совершить путешествие то в кадры фильма "Империя чувств" Осимы, то в "Сад наслаждений" Босха.
Хорошее искусство всегда сильно воздействует на человека - пробуждает в нем
чувства, мысли, идеи, поступки. Видеоарт располагает
техническими средствами воздействия, которые сильнее живописи, графики,
скульптуры. Пожалуй, по остроте воздействия с видеоискусством может соперничать
только сама жизнь. Не случайно это самое правдоподобное из всех искусств
Вольфом Фостелем было названо "бегством в
действительность".
Ирина Фельдман
|
|