“Дейв, ты что-то плохо выглядишь сегодня, давай сыграем в
шахматы!” Так в культовом фильме Стэнли Кубрика “2001 год: космическая одиссея”
выглядел один из наиболее запоминающихся эпизодов, где изображалось
общение человека с компьютером. Да и во многих других
фантастических произведениях
стали расхожими сюжеты, когда жилище
приветствует хозяина и ведет себя в соответствии
с его настроением, а электроплита спрашивает, что ему приготовить.
Так ли уж далеки эти фантазии
от реальности?
В 1996 году,
когда компьютер выиграл шахматный матч у Гарри Каспарова,
все, кто наблюдал за его
ходом в Интернете, получили сильнейший заряд эмоций. На специальных сайтах каждый
ход комментировали не только профессионалы
и любители шахмат, но и... компьютеры. А чемпион мира в своих интервью по окончании
матча утверждал, что в нескольких эпизодах его электронный соперник сыграл совсем
“по-человечески”, руководствуясь не холодным расчетом, а эмоциями...
Похоже, вопрос “Может ли компьютер
думать?” скоро можно будет снять
с повестки дня. Тем временем, по
мере того, как высокие технологии
занимают все более заметное место в повседневной жизни людей, появляется
все больше поводов задаться вопросом “Может ли компьютер чувствовать?”
и даже... «Может ли компьютер сочувствовать?».
Радиометки на товарах
в магазине помогают торговцам проводить инвентаризацию, а покупателям - быстро находить нужный товар. Беспроводные
сенсоры, размещенные в лесах и на виноградниках,
собирают метеорологическую информацию и передают ее лесникам и виноделам.
Домашний кинотеатр, повинуясь голосу владельца, перекачивает из компьютера и начинает демонстрацию фильма... Микропроцессоры проникают во все сферы
жизни, а вычисления становятся поистине вездесущими, кардинально меняя наше общение
с окружающим миром, работой, семьей и друзьями.
“Эмоциональное
присутствие” - термин, определяющий способы контакта компьютера и человека. Естественно, микропроцессор не может определять состояние человека и предсказывать его поведение, но способен
сделать это опосредованно. “Исследования эмоций” (affective research) имеют
целью разработать способы установления эмоционального контакта между человеком и компьютером.
Задача компьютера - быстро обрабатывать полученную информацию. Задача “исследований эмоций” состоит в организации сбора необходимой информации при помощи сенсоров
и создании ПО для обработки этой информации и извлечения соответствующих выводов. Например, если постоянно измерять число шагов, сделанных
тем или иным
человеком, и накапливать эти сведения в памяти компьютера в течение месяцев, а то и лет,
то даже на
основе таких простейших измерений можно делать полезные
выводы. Например: “за эту неделю
вы “нашагали” в два раза больше,
чем за прошлую,
поэтому в выходные вам лучше отдохнуть”.
Или: “за последние три месяца
вы заметно снизили прогулочную активность - вам грозит увеличение веса”.
При помощи сенсоров
можно собирать самую разнообразную информацию, и вопрос лишь в том, как
ее интерпретировать. Успешное решение задачи по внедрению
микропроцессоров в наши жилища зависит от того, насколько
эффективным удастся сделать их взаимодействие
с человеком. “При этом мы ни
в коем случае не пытаемся упростить
такое взаимодействие, - говорит Тим Брук
из исследовательского подразделения “Люди и место” корпорации Intel (People
and Places research team - PaRP) – Наоборот, мы стремимся
сохранить все многообразие оттенков и обеспечить максимальное “дружелюбие” по отношению к человеку”.
Исследованием эмоций занимается
и Международный консорциум АРС
(Affective Presence Consortium). Он представляет собой интернациональный
исследовательских центр, ставящий перед собой задачу исследования
различных аспектов взаимодействия между человеком и компьютером и налаживания наиболее эффективных путей такого взаимодействия.
К сожалению
(а может быть, к счастью?) человеческие реакции нелегко прогнозировать. Столкнувшись с той или иной
проблемой, одни люди впадают в депрессию, а других это лишь раззадоривает.
Поэтому интерфейс «человек-машина» изначально должен предусматривать возможность
неоднозначного развития событий.
В конце
января представители исследовательских лабораторий корпорации Intel побывали на конференции, организованной АРС, где познакомились с некоторыми разработками этой организации:
- музеем с цифровым сопровождением экспонатов
- мультимедиа устройством, которое может считывать с упаковки всю информацию о ее содержимом
- домашней электроникой, которая определяет эмоциональное состояние обитателей дома по самым разным
параметрам их поведения и выдает им рекомендации типа “позанимайтесь со своими детьми, мойка посуды может и подождать”
- своеобразной компьютерной программой-собеседником, которая
в состоянии снять с вас раздражение
- мобильным телефоном, который сопровождает текстовые послания сведениями о вашем эмоциональном состоянии.
Проекты АРС не предназначены
для коммерческого использования, ученые только пытаются понять, как человек
общается с окружающим миром и как этот
мир воздействует на нас в эмоциональном,
духовном и социальном плане. Единственное, в чем вы можете
быть абсолютно уверены (по мнению
экспертов АРС), так это в том, что
система никогда не будет работать
по плану своего создателя. Образ функционирования любого устройства рождается только во взаимодействии с пользователем. Лишь наблюдая за тем,
как человек пользуется тем или иным прибором,
можно понять, насколько он полезен
и удобен.
Немаловажен и фактор приватности информации. Даже если вы
пойдете на то, чтобы компьютер
знал все ваши эмоции, то
должен ли он запоминать и, тем более, анализировать
ваши ссоры с супругом? Должен ли компьютер вмешиваться
в столь интимную сферу жизни людей?
Эксперты считают, что и сенсоры надо
держать в узде, чтобы они не
переусердствовали и фиксировали
бы только действительно необходимые пользователю вещи. В конце концов, для
определения присутствия людей в доме вовсе
не надо повсюду
расставлять видеокамеры, достаточно датчиков давления на пол
или датчиков конденсата на оконных
стеклах.
Что же нас ждет впереди? Проект по
исследованию эмоций рассчитан на пять
лет. К концу этого срока АРС надеется достичь следующих
результатов:
- “Эмоциональное”
присутствие в компьютерных науках должно занять такое же место, как бизнес-вычисления или игры.
- Вездесущие или
повсеместные вычисления должны “гуманизироваться”,
иначе говоря, «поставить человека во главу угла».
- Проблематика приватности информации должна стать достоянием самой широкой общественности, и мнение пользователей непременно должно приниматься во внимание.
- Должен быть разработан целый ряд новых “эмоциональных” технологий.
- Технологии, учитывающие в своей работе те или иные
эмоции, - совершенно новая сфера компьютерных
наук. Компьютерные устройства должны учитывать в своей работе такие параметры, как звук, видеоизображение, близость расположения. Они должны на каждом шагу сопровождать человека и в то же время не
быть назойливыми.
Естественно, корпорация Intel – признанный лидер IT-индустрии - заинтересована в развитии “эмоционального” сектора компьютерной промышленности. Благодаря этому компьютеры станут неотъемлемой частью нашей жизни
и превратятся в устройства не только для
специалистов, но и рядовых пользователей всех возрастов, от мала до
веклика. Это колоссальная задача - по важности, по
сложности, по масштабам. При этом, разумеется, исследователи Intel не ставят перед собой
целью, чтобы пользователь, ложась спать, желал своему
компьютеру “Спокойной ночи!” - это
было бы слишком
эмоционально...
Опубликовано
по материалам пресс-центра Intel